Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:49, доклад
Проблемы социально - экономического развития Республики Бурятия имеют двойственную природу: частично они вытекают из общегосударственных проблем, унаследованы из советской централизованной экономики, а частично носят местный, региональный характер. Проводимые в республике с начала 90-х гг. социально - экономические преобразования исходят из взаимоувязанного осуществления институциональных реформ, направленных на создание институтов рынка, и структурной перестройки, нацеленной на формирование эффективного и конкурентоспособного регионального хозяйства.
Основные проблемы
социально - экономического развития Республики
Бурятия
Проблемы социально - экономического развития
Республики Бурятия имеют двойственную
природу: частично они вытекают из общегосударственных
проблем, унаследованы из советской централизованной
экономики, а частично носят местный, региональный
характер. Проводимые в республике с начала
90-х гг. социально - экономические преобразования
исходят из взаимоувязанного осуществления
институциональных реформ, направленных
на создание институтов рынка, и структурной
перестройки, нацеленной на формирование
эффективного и конкурентоспособного
регионального хозяйства. Добившись существенного
прогресса в области институциональных
реформ, Республика Бурятия, равно как
и Россия в целом, испытывает в то же время
серьезные экономические трудности, особенно
наглядно и болезненно проявляющиеся
в значительном спаде производства и инвестиций,
углублении сырьевой ориентации экономики,
простаивании производственных мощностей
ведущих промышленных предприятий и фактическом
прекращении обновления их основных фондов,
высокой доле убыточных предприятий, снижении
уровня и качества жизни населения. Общие
для всех регионов страны проблемы в Бурятии усугубляются экстремальными
природно - климатическими условиями,
крайней уязвимостью экономики республики
с ее сырьевой специализацией, низким
стартовым уровнем развития комплекса
перерабатывающих отраслей, моноструктурой
промышленности с гипертрофированной
ролью в ней предприятий ВПК, отсталой
производственной и социальной инфраструктурой.
С серьезными трудностями столкнулась
прежде всего промышленность Бурятии . За период спада, охвативший
1990 - 1998 гг., объем промышленного производства
в целом сократился на 50%. Образовавшиеся
на внутрирегиональном рынке ниши в настоящее
время заполнены импортом промышленных
товаров из Китая, Южной Кореи и многих
других стран. Крайне сложная ситуация
сложилась в сельском хозяйстве. За период
спада (1990 - 1999 гг.) общий объем производства
в этом секторе экономики республики снизился
на 46%. Значительно сократилось производство
большинства видов сельскохозяйственной
продукции. У многих сельских товаропроизводителей
отсутствуют возможности для приобретения
техники, минеральных удобрений, средств
защиты растений, происходит быстрое выбытие
основных фондов, особенно их активной
части. Реорганизация крупных сельскохозяйственных
предприятий на основе изменения отношений
собственности не обеспечила создание
эффективных форм хозяйствования, адекватных
требованиям рыночной среды. Резкий спад
наблюдается в сфере инвестиций. Их объем
в 1998 г. составил лишь 10% к уровню 1990 г. При
этом инвестиции в сельское хозяйство
упали до предельно низкого уровня. Вследствие
этого в экономике происходит быстрое
старение основных средств производства,
нарастают угрозы аварий и техногенных
катастроф. Значительно ухудшилось за
последние годы финансовое положение
республики. По мере спада производства
сокращались налоговые поступления, упала
платежная дисциплина, снизилась финансовая
поддержка Бурятии из федеральных источников.
Большое число предприятий убыточно. Республика
обременена значительным внутренним долгом,
выплаты по которому существенно ограничивают
финансовые рычаги государственного воздействия
на социально - экономические процессы.
Серьезные проблемы накопились в сфере
занятости. Для состояния современного
рынка труда в республике характерны высокая
концентрация рабочей силы на убыточных
предприятиях, большие масштабы недоиспользования
рабочего времени занятых, низкая эффективность
труда и заработной платы, снижение в составе
работников доли занятых в высокотехнологичных
и наукоемких видах деятельности, отсутствие
экономически обоснованной зависимости
доходов работников от их трудового вклада,
резко снижающие возможности трудоустройства
незанятых лиц. По важнейшим параметрам
уровня жизни и развития социальной сферы
Республика Бурятия значительно отстает
от соответствующих среднероссийских
показателей. Так, по данным на 1997 г., в
расчете на одного жителя валовой продукт
в республике составляет 56% от соответствующего
уровня по России в целом, денежные доходы
- 70%, среднемесячная начисленная заработная
плата - 90%. По обеспеченности жильем Республика
Бурятия занимает 76-е место среди 89 субъектов
Федерации. По уровню бедности Бурятия
в 2,2 раза превышает общероссийский уровень.
Особую актуальность для республики приобрели
проблемы охраны окружающей среды, порождаемые,
в первую очередь, необходимостью сохранения
уникальной экосистемы бассейна оз. Байкал.
Эти проблемы за последнее десятилетие
обострились, поскольку в условиях экономического
кризиса резко сократилось финансирование
природоохранных мероприятий на всех
уровнях управления хозяйственной деятельностью.
Существующие в республике сооружения
водоочистки не обеспечивают очистку
сточных вод до необходимых уровней. В
поверхностные водные объекты Бурятии ежегодно сбрасывается
более 87% недостаточно очищенных и загрязненных
сточных вод. По степени загрязненности
атмосферы г. Улан-Удэ занимает одно из
лидирующих мест в России. Проводимые
в сельском хозяйстве реформы привели
к деградации сельскохозяйственных угодий,
ухудшению качества почв, расширению площадей
эродированных земель. Растут объемы промышленных,
бытовых и других отходов. Увеличивается
число лесных пожаров, возникающих, главным
образом, по вине населения, снижаются
возможности их своевременного обнаружения
и тушения. Недостаточны охрана и учет
особо охраняемых природных территорий
федерального и регионального значения.
Высоки ежегодные показатели чрезвычайных
ситуаций природного характера. С 1999 г.
в республике наблюдается переход от депрессии
к экономическому росту: увеличиваются
объемы промышленного и сельскохозяйственного
производства, возрастают налоговые поступления,
снижается бюджетный дефицит, повышаются
реальные денежные доходы населения. Правительству
республики удалось обеспечить своевременную
выплату пенсий и сократить задолженность
по выплатам заработной платы. Рост денежных
доходов начал опережать уровень инфляции.
Значительный шаг вперед сделан в области
совершенствования системы социального
обслуживания населения. Внедрена система
выплаты ежемесячных пособий на детей
на основе адресно - заявительного подхода.
Несмотря, однако, на возобновившийся
в республике экономический рост, она
может столкнуться с реальной угрозой
остаться в среднесрочной перспективе
в числе отстающих регионов России. Основными
причинами, которые не позволяют реализовать
имеющийся в республике потенциал, являются:
неэффективная структура экономики; рост
тарифов в отраслях естественных монополий;
низкое качество управления, технико -
технологическая отсталость и высокая
степень физического износа основных
фондов; высокая затратность экономики,
обусловленная, в том числе, необходимостью
осуществления крупных расходов на охрану
экосистемы оз. Байкал; наличие большого
числа нежизнеспособных предприятий;
достижение критического возраста производственной
инфраструктуры: дорог, электросетей,
объектов ЖКХ; значительная доля теневого
сектора экономики; высокая дифференциация
населения по уровню доходов, фактическое
отсутствие среднего класса при весомой
доле населения с доходами ниже прожиточного
минимума; несоответствие между структурой
спроса на рабочую силу и ее предложением.
Серьезным лимитирующим фактором развития
республики выступает ее богатейшая сокровищница
- озеро Байкал, ограничивающее возможности
расширения производства на основе доминирующих
сегодня экологически опасных технологий,
поскольку для защиты хрупкого экологического
равновесия в Байкальском регионе, включающем
в себя немалую часть территории Бурятии , требуются
большие средства. В республике целым
рядом специальных нормативных правовых
актов, последними из которых стали Федеральный
закон "Об охране озера Байкал", установлен
особый режим хозяйствования, накладывающий
жесткие ограничения на ведение здесь
любой хозяйственной деятельности, а также
постановление Правительства Российской
Федерации от 30 августа 2001 г. N 643 "Об
утверждении перечня видов деятельности,
запрещенных в центральной экологической
зоне байкальской природной территории".
Отсюда видно, что проблема экологической
безопасности проявляется в Республике
Бурятия в самой острой форме. В целях
преодоления кризиса, с которым столкнулась
республика в процессе перехода к рынку,
обеспечения глубокой структурной перестройки
и подъема экономики была разработана
и принята Федеральная программа социально
- экономического развития Республики
Бурятия на период 1996 - 2005 гг. (ФП СЭР РБ).
Решения поставленных в ФП СЭР РБ задач
намечалось достичь посредством крупномасштабных
инвестиций в основные сферы ее хозяйства,
с помощью которых планировалось обеспечить
расширение производственных мощностей
в ключевых отраслях экономики региона;
осуществить техническую реконструкцию
ведущих предприятий; организовать выпуск
высокорентабельной продукции; значительно
увеличить поступления в бюджет финансовых
ресурсов, необходимых для последующего
финансирования Программы и ее продолжения.
Предполагалось, что реализация Программы
приведет к качественному изменению облика
экономики республики, перестройке ее
отраслевой структуры на базе опережающего
развития производств, связанных с глубокой
переработкой местного промышленного
и сельскохозяйственного сырья, выпуском
пользующейся спросом высококачественной
продукции производственного и потребительского
назначения. При разработке ФП СЭР РБ предполагалось,
что в России в период реализации Программы
будет происходить преодоление трансформационного
кризиса и переход экономики от спада
к росту. Такой переход предусматривался
в основных программных документах Правительства
России. Однако подъем экономики в этот
период не наблюдался. Более того, в августе
1998 г. в стране произошел финансовый коллапс,
отбросивший российскую экономику далеко
назад. В результате возникших после этого
напряжений в федеральном бюджете и бюджете
республики Программа лишилась значительной
части необходимого для нее финансирования,
так что в целом за период 1996 - 2000 гг. она
была профинансирована лишь на 6% от общего
объема намеченных в ней затрат на инвестиционные
и научно - технические проекты, причем
недофинансирование имело место, в основном,
из источников федерального и регионального
бюджетов. В то же время на фоне общего
значительного невыполнения намеченных
показателей Программы на 2000 г. отдельные
проекты были успешно реализованы. Благодаря
усилиям Правительства Республики Бурятия
и Администрации Программы за счет концентрации
финансовых ресурсов основных участников
Программы на задачах осуществления наиболее
важных структурообразующих проектов
и активного привлечения средств из внебюджетных
источников за время выполнения Программы
полностью или в основном профинансированы
85 инвестиционных проектов и 26 тем НИОКР.
Благодаря этому ФП СЭР РБ, несмотря на
ограниченные ресурсные возможности,
сыграла определенную роль в структурной
перестройке хозяйства республики, способствовала
предотвращению более глубокого падения
производства и жизненного уровня населения,
подготовила отдельные предпосылки для
экономического подъема. В связи с напряженным
состоянием государственного бюджета
и чрезмерным увеличением количества
федеральных целевых программ Правительством
Российской Федерации выработан новый
подход, заключающийся в сокращении количества
программ и концентрации ресурсов на важнейших
проблемах, решаемых в рамках отдельных
программ. Принято решение об объединении
федеральных региональных программ в
крупные федеральные программы развития
экономических районов. В соответствии
с этим, важнейшие проблемы Республики
Бурятия, требующие федеральной поддержки,
будут решаться, в основном, в рамках обновляемой
Федеральной целевой программы "Экономическое
и социальное развитие Дальнего Востока
и Забайкалья до 2010 года". В свете накопившихся
в республике за годы рыночных преобразований
социально - экономических и экологических
проблем, с одной стороны, и наметившегося
в ней экономического подъема - с другой,
исключительно важно выбрать правильный
вектор ее развития. Принимая во внимание
геоэкономическую специфику Республики
Бурятия, определяемую в решающей степени
наличием на ее территории уникальной
экосистемы оз. Байкал, а также исходя
из задач, сформулированных в утвержденной
Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г.
N 440 "Концепции перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию",
таким вектором развития для республики
на обозримую перспективу должна стать
Стратегия перехода к экономически, социально
и экологически устойчивому развитию.
Эта Стратегия должна определять ориентированную
на долгосрочный период программу действий
республики по сбалансированному и взаимоувязанному
решению стоящих перед ней экономических,
социальных и экологических проблем. Как
известно, "Концепция перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию"
разработана в соответствии с рекомендациями
и принципами, выработанными для мирового
сообщества на состоявшейся в Рио - де
- Жанейро в 1992 г. Конференции ООН по окружающей
среде и развитию. Эти рекомендации и принципы
определяют новый путь развития человеческой
цивилизации, базирующийся на гармоничном
сочетании экономической стабильности,
социального благополучия, экологического
равновесия, международной солидарности.
Суть устойчивого развития заключается
в обеспечении нового качества экономического
роста, достигаемого в условиях снижающейся
ресурсоемкости производства, ограничения
антропогенной нагрузки на окружающую
природную среду, улучшения ее ключевых
параметров. Модель устойчивого развития
делает акцент на обеспечении экономического
роста и обусловленного им роста уровня
и повышения качества жизни за счет более
экономного и эффективного использования
природных ресурсов; развития сфер хозяйственной
деятельности с минимально возможным
уровнем производственного потребления
материальных и энергетических ресурсов;
всемерной интеллектуализации хозяйственной
деятельности и все более широкого использования
менее энерго- и материалоемких и малоотходных
технологий. Одним из центральных положений
Концепции является вывод о том, что переход
к устойчивому развитию Российской Федерации
в целом возможен только в том случае,
если будет обеспечено устойчивое развитие
всех ее регионов. Таким образом, стратегия
перехода республики к устойчивому развитию
является, с одной стороны, стратегией
комплексного, системного и сопряженного
решения стоящих перед республикой проблем,
а с другой - неотъемлемой составной частью
общегосударственной стратегии перехода
страны на путь устойчивого развития.
Задачи Стратегии устойчивого развития
не могут быть успешно реализованы на
базе сложившихся форм ведения хозяйства
и механизмов охраны окружающей среды,
поскольку они не позволяют решить проблемы
ресурсного, прежде всего, финансового
обеспечения социально - экономического
развития Республики Бурятия. Поэтому
в Стратегию устойчивого развития должен
быть одновременно заложен принцип, на
основе которого могут быть произведены,
накоплены, изысканы и вовлечены в хозяйственный
оборот дополнительные ресурсы, необходимые
для решения задач подъема экономики,
удовлетворения социальных запросов населения
и обеспечения экологической безопасности
региона. В качестве такого принципа в
Стратегию заложена идея саморазвития
региона, включающая в себя необходимость
формирования условий обеспечения опоры
развития хозяйства республики на собственные
ресурсные источники, на лучшее, более
полное использование внутренних возможностей
региона, на финансовую самодостаточность,
обеспечиваемую прогрессирующим воссозданием
финансовых ресурсов с помощью самой Стратегии,
на базе выполнения намеченных в ней мероприятий
и проектов. Исходя из вышеизложенного,
необходимость для республики качественно
новой Стратегии устойчивого развития
определяется в целом совокупностью следующих
обстоятельств. Во-первых, указанная Стратегия
призвана обеспечить не только решение
назревших узловых проблем посткризисного
периода, связанных с необходимостью структурной
перестройки и подъема экономики республики,
но и наращивание ее собственного ресурсного,
финансового, бюджетного потенциала, необходимого
для поддержания саморазвития. Во-вторых,
развитие экономики и социальной сферы
республики нельзя осуществлять в отрыве
от решения проблемы Байкала. Экосистема
озера обладает крайне ограниченными
возможностями адаптации к возрастающим
год от года антропогенным воздействиям.
Это означает, что сама хозяйственная
деятельность человека в этом регионе
должна быть адаптирована к жестким ограничениям
этой чрезвычайно хрупкой экосистемы.
Указанная адаптация предполагает глубокую,
экологически ориентированную структурную
перестройку экономики республики, рассчитанную
на длительную перспективу и требующую
значительных затрат. Продолжать экономическое
развитие республики в рамках сложившихся
отраслевых, технологических и институциональных
структур, постоянно увеличивая компенсирующие
расходы на экологию, означало бы завести
экономику в тупик, обречь решение байкальской
проблемы на неудачу. Стратегия обеспечит
претворение в жизнь требования Федерального
закона "Об охране озера Байкал",
сохранение которого является не только
российской, но и общемировой задачей.
Несмотря на множество принятых решений
по защите этого уникального природного
объекта, внесенного в Список ЮНЕСКО памятников
мирового культурного наследия, его охрана
осуществляется крайне неудовлетворительно.
Так, за 1996 - 2000 гг. подпрограмма ФП СЭР
РБ "Обеспечение охраны и рационального
использования природных ресурсов оз.
Байкал", в рамках которой должна осуществляться
основная часть федеральных мероприятий
по охране озера, профинансирована всего
на 0,4% от намеченного объема. В-третьих,
проблемы перехода к устойчивому социально
- экономическому и экологическому развитию
Республики Бурятия не могут быть решены
на основе использования лишь действующих
рыночных механизмов управления и методов
государственного регулирования. Сложившийся
в процессе проведения экономических
реформ рыночный механизм слабо ориентирован
на снижение ресурсоемкости производства,
поддержку инноваций, достижение высоких
значений показателей технического уровня
и качества производимой продукции, повышение
конкурентоспособности товаров отечественного
производства, рост производительности
труда. Это означает, что "провалы"
рынка должны быть компенсированы осуществляемыми
в рамках системы государственного программирования
методами прямого управления, направленными
на поддержание экономического развития,
включая экологически ориентированную
структурную перестройку экономики на
основе ее технологической модернизации
Информация о работе Основные проблемы социально - экономического развития Республики Бурятия