Основные признаки международного производственного кооперирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 06:18, реферат

Краткое описание

Кооперирование представляет собой производственные связи между разными предприятиями, участвующими в изготовлении определенного продукта, но при этом сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность.

Оглавление

Основные признаки международного производственного кооперирования……………………………………………………..………3
В чем существенное отличие ноу-хау и инжиниринговых услуг?.................................................................................5
На какие виды цен ориентируются участники внешней торговли при определении цен на свои товары? …………………………………..…….7
Список литературы……………………………………………………......13

Файлы: 1 файл

кооперирования.doc

— 80.00 Кб (Скачать)
 

Оглавление

Основные  признаки международного производственного     кооперирования……………………………………………………..………3

В чем существенное отличие ноу-хау и                                           инжиниринговых услуг?.................................................................................5

На какие виды цен ориентируются участники  внешней торговли при определении  цен на свои товары? …………………………………..…….7

Список литературы……………………………………………………......13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  признаки международного производственного кооперирования

   Наиболее  распространенным видом производственного  сотрудничества в современных условиях является производственное кооперирование, в основе которого лежит развитие специализации производства.

   Кооперирование  представляет собой производственные связи между разными предприятиями, участвующими в изготовлении определенного продукта, но при этом сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность.

   В кооперировании различаются две  характерные черты:

   1) в условиях развития этого  процесса самостоятельные производители разных стран на договорной основе осуществляют совместную деятельность по созданию отдельных видов продукции, имеющей строго адресное назначение и составляющей элементы конечной продукции, т.е., кооперирующиеся предприятия, специализируются или разграничивают между собой производственные обязанности по совместному выпуску согласованной продукции;

   2) кооперирование предполагает обмен  между участниками совместно  производимой продукцией.

   Это означает, что кооперирование обладает двумя характерными чертами международного разделения труда и, следовательно, является одной из его форм.

   При определении сущности производственного  кооперирования и отграничении его  от других сходных явлений необходимо уточнить его основные признаки.

   1. Международное кооперирование отличается не только от кооперации, но и от обычной торговли. В ходе международной торговли товарами, услугами, научно-техническими знаниями осуществляется лишь смена форм стоимости, и каждый партнер самостоятельно выполняет определенные производственные функции. При кооперировании же отношения партнеров переносятся на сам процесс производства. Для кооперирования характерно более интенсивное сотрудничество, чем для торговли.

   2. Еще одна особенность международного производственного кооперирования состоит в том, что при нем производственные связи между предприятиями являются долгосрочным. В соответствии с этим договоры о поставках заключаются на продолжительное время, а сами поставки стабильны и регулярны, что повышает заинтересованность предприятий в этой форме экономического сотрудничества.

   3. Наконец, характерной особенностью международного кооперирования производства является и то, что в отдельных случаях оно носит комплексный характер, т.е., охватывает не только само производство, но и научно-исследовательскую работу, и сбытовую деятельность, непосредственно обслуживающих производство. Так, сбыт совместно изготавливаемой продукции может включать в себя согласованные выступления партнеров на рынке, а также решение вопросов технического обслуживания проданной продукции, ее последующей модернизации с учетом требований покупателя.

   Таким образом, кооперирование обязательно  предполагает специализацию предприятий  на изготовлении частичных продуктов  — деталей, узлов, агрегатов, являющихся компонентами при изготовлении конечной продукции или готовых изделий, которые входят в состав более сложных товаров, а затем обмен этими изделиями.

   К числу важных мотивационных преимуществ, которые побуждают предприятия  и фирмы разных стран участвовать  в международном производственном кооперировании, относится и создаваемая им возможность путем сравнительно небольшого роста покупок комплектующих добиться значительного увеличения выпуска конечной продукции, в том числе и идущей на экспорт.

   Одной из основных причин роста международного производственного кооперирования послужило стремление крупных предприятий и корпораций увеличить доходы от экспорта своей продукции. В связи с тем, что некоторые страны ввели прямой запрет на ввоз готовых машин, производители индустриальных стран использовали оставшуюся открытой возможность экспорта аналогичных машин, но уже в виде комплектного набора. Другой причиной выступает то что, в отдельных странах имеется разница в импортных пошлинах на машины в собранном виде (готовая продукция) и на комплектный набор компонентов. Стараясь повысить свои доходы, используя указанную разницу, экспортеры индустриальных стран переходили на вывоз промежуточной продукции. И наконец третьей причиной образования международного производственного кооперирования   является тенденция повышения капиталоемкости выпуска новой продукции, требующей огромных финансовых средств. Международная специализация и кооперирование производства сокращает время налаживания изготовления новых товаров и снижает их капиталоемкость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. В чем существенное отличие ноу-хау и инжиниринговых услуг?

   Инжиниринговые  услуги как товар имеют ряд  особенностей. Прежде всего, результаты инжиниринга чаще всего воплощаются  не в вещественной форме продукта, а в некотором полезном эффекте, который может иметь или не иметь материального носителя. Например, услуги по проектированию объекта имеют своим результатом строительство объекта (полезный эффект), а материальным носителем их являются проект и техническая документация. Услуги по обучению специалистов, управлению процессом строительства не имеют материальных носителей.

   Инжиниринговые  услуги, в конечном счете, связаны  с подготовкой и обеспечением процессов производства и реализации, рассчитанных на промежуточное потребление  материальных благ и услуг. Услуги непроизводственного характера в состав инжиниринга не входят. Например, проектные и другие работы по созданию предприятий торговли, планированию рынков, методов реализации продукции на рынках — это инжиниринговые услуги в отличие от работы в магазинах, на предприятиях, производящих товары.

   Объектом  купли-продажи в инжиниринге являются услуги, приспособленные к использованию в конкретных условиях и передаче в среднем доступных научно-технических, производственных, коммерческих и прочих знаний и опыта. Это в принципе воспроизводимые услуги, которые на рынке могут продаваться множеством продавцов.

   Поэтому их стоимость определяется как среднеинтернациональная в отличие от стоимости знаний, содержащихся в лицензиях и ноу-хау. На практике инжиниринговые услуги продаются вместе с лицензиями и ноу-хау, поэтому эти понятия нередко смешиваются.

   Инжиниринговые  услуги делятся на две группы:

  • услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;
  • услуги, связанные с обеспечением нормального хода производственного процесса и реализации продукции.

   К первой группе относятся прединвестиционные услуги — предпроектные, проектные, послепроектные и специальные.

   Предпроектные услуги — подготовка технико-экономических  обоснований, исследование рынка, топографические съемки, исследование почв, грунта, развития транспортной сети, разработка планов застройки регионов и др., а также консультации и надзор за проведением перечисленных работ.

   Проектные услуги — подготовка генерального плана, сопутствующих схем и рекомендаций, предварительная оценка стоимости проекта, расходов по его эксплуатации и созданию, подробное исследование проекта, разработка сводного архитектурного плана, рабочих чертежей, технических спецификаций и т.п., а также надзор и консультации по проведению указанных работ.

   Послепроектные  услуги — подготовка контрактной  документации, организация торгов, оценка предложений представленных контрактов, надзор за проведением  работ, управление строительством, проведение приемо-сдаточных испытаний после сдачи объекта в эксплуатацию, подготовка инженерно-технического персонала и др.

   Ко  второй группе инжиниринговых услуг  относятся работы, связанные с  оптимизацией процессов эксплуатации; управления предприятием и реализации его продукции, в том числе осмотр и испытание оборудования; организация снабжения, подбор и подготовка кадров; консультации по оценке доходов и затрат, рекомендации по их оптимизации и финансовой политике; конъюнктурные и маркетинговые исследования; услуги по внедрению систем информационного обеспечения и электронно-вычислительной техники.

   Инжиниринговые  услуги оказываются специальными инженерно-консультационными  фирмами, а также строительными  и промышленными компаниями. Ввиду  большого разнообразия работ, входящих в инжиниринг, фирмы могут специализироваться на выполнении определенной группы услуг.

   “Ноу-хау” (дословно “знаю как”) - обобщающий термин для различных “секретов  производства”, полностью или частично конфиденциальных знаний, сведений технического, экономического, административного, финансового характера, использование которых, обеспечивает определенные преимущества лицу или фирме, их получившим. Исходя из этого цена “ноу-хау” определяется не затратами труда на получение соответствующих знаний, а соотношение спроса и предложения на них и является монопольной ценой. Договоры на передачу “ноу-хау” отличаются от лицензионных соглашений тем, что владелец технологии или изобретения отказался от их патентования, не отказываясь в то же время от продажи самой технологии. И обязуется предоставить технологические знания, необходимые для приобретения, монтажа и использования машин и оборудования, полученных за счет закупки, аренды, лизинга и др. Обеспечивает промышленное и техническое сотрудничество в части, касающейся технического содержания машин и оборудования.

   Подводя итоги выше сказанному существенным отличием ноу-хау и инжиниринговых услуг является то, что инжиниринговые услуги обеспечивают услуги, связанные с подготовкой производственного процесса и услуги, связанные с обеспечением нормального хода производственного процесса и реализации продукции. Ноу-хау в основном обеспечивает продажу самой технологии и предоставления технологических знаний связанных с  новой технологией. 

  1. На какие  виды цен ориентируются участники  внешней торговли при определении цен на свои товары?
 

   В рыночной экономике процесс ценообразования  в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного  равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации рынков, в том числе и мировых, служат характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают по этому критерию четыре типа рынков:

   * совершенной (чистой) конкуренции;

   * чистой монополии;

   * монополистической конкуренции;

   * конкуренции немногих поставщиков  - олигополия.

   Прежде  всего, эти рынки различаются количеством субъектов торговли, что очень сильно влияет на механизм ценообразования. 
Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дисконту), который не столь значителен - в пределах 3-5%. Выигрыш экспортера - в возрастающих объемах поставок. На практике к данному типу рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией, в том числе продовольствием и т.д.

   Рынок чистой монополии характеризуется  наличием одного-единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может  вызвать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента. Так, несмотря на единичное присутствие на рынке, монополист, как правило, не назначает наивысшую цену на товар, потому что, в конечном счете, тогда общая прибыль может быть меньше. В мировой практике в настоящее время чистых монополистов сравнительно немного. Практически чистым монополистом является компания Де Бирс на рынке алмазов.

Информация о работе Основные признаки международного производственного кооперирования