Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:33, курсовая работа
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами, особенно во времена экономического кризиса 1837. Проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции ( этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препят
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
1.Монополия
1.1 Определение монополии
1.2 Причины возникновения монополий
1.3 Характерные черты монополии
1.4.Монополия и эффективность
2. Формы и виды монополий
3.Типы монополий
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Монополия
1.1 Определение монополии
1.2 Причины возникновения монополий
1.3 Характерные черты монополии
1.4.Монополия и эффективность
2. Формы и виды монополий
3.Типы монополий
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.Список
литературы
Введение
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами, особенно во времена экономического кризиса 1837. Проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции ( этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.
Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
На процесс усиления монополизации экономики первыми обратили внимание представители немецкой исторической школы, и это не случайно, поскольку именно они в своих исследованиях сделали акцент на описание отдельных экономических процессов, собирание фактического материала. Эту стадию развития капитализма они называли империализмом (imperium – лат. – власть) по аналогии с процессом формирования империй прошлого – римской, персидской и др.
До
начала XX века роль монополии
в экономике была невелика. Решающее
воздействие на их развитие
оказал экономически кризис 1900 –
1903 гг. Монополии постепенно охватили
важнейшие отрасли промышленности
и чаще всего образовывались в виде картелей
и синдикатов, в которых был монополизирован
сбыт при сохранении их участниками производственной
и финансовой самостоятельности. Возникали
и объединения трестовского типа. Отсутствие
законодательных и административных норм,
регулирующих порядок деятельности монополий
делало возможным использование против
них государством законодательства, формально
запрещавшего деятельность монополий.
Это привело к распространению официально
не зарегистрированных монополий, часть
которых, однако, действовала с согласия
и при прямой поддержке правительства.
Нелегальное положение создавало неудобства
и поэтому они стремились к правовой легализации,
используя разрешенные формы промышленных
объединений. В период промышленного подъема
«1910 – 1914 гг.» происходил дальнейший рост
монополий. Число торговых и промышленных
картелей и синдикатов составило 150-200.
Несколько десятков их было на транспорте.
В банковские монополии превратились
многие крупнейшие банки, проникновение
которых в промышленность наряду с процессами
и комбинирование производства, способствовало
укреплению и развитию трестов, концернов
и т.п. Монополии были ликвидированы в
результате Октябрьской революции, в ходе
национализации промышленности и банков.
Советское государство частично использовало
учетные и распределительные органы монополий
при создании органов управления народным
хозяйством.
1.Монополия
1.1 Определение монополии
Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца. Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Необходимо отметить первое, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями, а второе, что вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции.
Примеры монополии:
Когда мы видим Windows ─ логотип компании Microsoft на экране своего компьютера, мы сталкиваемся с монополией. Когда покупаем некоторые лекарства по рецепту, мы покупаем продукт, изготовленный монополией.[1]
1.2 Причины возникновения монополий
Рынок и рыночная
экономика имеют как
По мнению экономистов, существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетания приводят к тому, что фирма становится монополией. Рассмотрим каждый из этих факторов:
1. Полный (исключительный)
контроль над вводимыми
важными факторами
Такое же монопольное
положение сложилось и в
2. Экономия, обусловленная
ростом масштаба производства. Когда
кривая долгосрочных средних
издержек (при данных фиксированных
ценах на ресурсы)
3. Патенты. В
большинстве стран мира
4. Государственные лицензии или привилегии. На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии. Например, в зонах отдыха, расположенной в Массачусетсе, ни один ресторан-закусочная не может начать работать без специального разрешения. Администрация этих зон после проведения переговоров с несколькими компаниями останавливает свой выбор на одной из них и затем передает ей исключительное право обслуживания данной территории. Поскольку сам я принадлежу к любителям Биг Маков, я счастлив, что администрация недавно предпочла фирму «Бургер Кинг», отказав фирме «Макдоналдс». Но такой выбор может разочаровать многих других покупателей. Ограничение доступа других фирм к торговле в данном месте объясняется просто отсутствием помещений для их торговых точек. В подобных случаях государственная лицензия является первопричиной возникновения монополии, но на самом деле и здесь имеет место эффект масштаба, только проявляется он в другой форме. Государственные лицензии необходимы и на других рынках (например, для таксистов), где эффект масштаба не является важным фактором. Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что именно может или не может гарантировать лицензия. Если, например, ресторану предоставляется государственная лицензия с исключительными правами, то в ней часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по сравнению с ценами в нерегулируемых торговых точках. В других случаях государство устанавливает чрезвычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая владельца лицензии повышать цены. Например, администрация некоторых аэропортов, продавая торговые площади своих залов торговцам, фактически вынуждает их назначать самые высокие цены. Ваше недовольство по поводу цены 3,5 долл. на «хот дог» в здании аэропорта La Guardia следует адресовать скорее администрации аэропорта в Нью-Йорке, чем продавцам. С учетом перспективы наиболее важным из четырех факторов, которые способствуют становлению монополии, является экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Производственные процессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный контроль над важнейшими используемыми ресурсами представляет собой лишь временный фактор процветания монополии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая в любом случае способствует становлению монополии.[2]
1.3 Характерные черты монополии
Характерными чертами монополии являются:
1) единственный
продавец, а это означает, что
чистый монополист
2) производство
продукта, уникального тем, что
отсутствуют близкие
3) экономические и юридические барьеры, блокирующие вступление в отрасль;
4) фирма осуществляет
значительный контроль над
К стати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой- монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».
В отличие от
совершенного конкурента, определяющего
только собственный объем
Монополия объективно
способствует ограничению конкуренции,
поэтому государство
1.4 Монополия и эффективность
Современные
экономисты считают, что
Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.