Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ формирования прибыли предприятия, методологии факторного анализа прибыли предприятия, а также изучение технико-экономической характеристики и путей повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности КФХ «Калина».

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экон. предприятия.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Рис.4. Схема факторного анализа прибыли

Анализ  финансовых результатов от обычных  видов деятельности

Основную часть  прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к  которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем продаж продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Рентабельность 
 

Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитываются как отношение полученной прибыли к различным видам активов или статьям затрат.

Это важнейшая  группа показателей, так как результаты их анализа позволят принять решения о вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее оценкой.

Рентабельность оборота (продаж) характеризует эффективность операционной (производственно-хозяйственной) деятельности предприятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операционного дохода к валовой выручке.

Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и  поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.

Формирование  показателя рентабельности продаж показано на Рис. 5 

Рис.  5 Схема формирования показателя рентабельности продаж

Рентабельность  собственного капитала - самый значимый показатель деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала. 
Следовательно, для повышения эффективности вложений можно действовать в двух основных направлениях:

  • Увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж.
  • Уменьшение собственного капитала - эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании.

 
В общем случае для оценки целесообразности вложения средств в тот или  иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с альтернативными возможностями размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска. 
Для того, чтобы понять, как и за счет чего формируется итоговый показатель рентабельности собственного капитала, следует рассмотреть ряд промежуточных показателей.

Рентабельность  чистых активов - показатель эффективности операционной деятельности предприятия. Рассчитывается как отношение операционного дохода к среднегодовой величине чистых активов, где:

Чистые  активы = Собственный  капитал + Кредиты (долго- и краткосрочные)

С другой стороны, рентабельность чистых активов формируется за счет их оборачиваемости и рентабельности продаж:

(Операционная  прибыль / Объем  продаж) * (Объем продаж / Чистые активы) = (Операционная  прибыль / Чистые  активы)

Рентабельность  чистых активов используется при  оценке эффективности финансового рычага.

Финансовый  рычаг - соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов, характеризует влияние кредитования на эффективность деятельности предприятия.

Основной  критерий оценки эффективности финансового  рычага - ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рентабельности собственного капитала, и наоборот.

Значение  финансового рычага показывает, насколько  увеличится или уменьшится значение рентабельности собственного капитала при увеличении (уменьшении) рентабельности чистых активов. Финансовый рычаг рассчитывается по следующей формуле:

Финансовый  рычаг = Чистые активы / Собственный капитал

Используя приведенные выше показатели, мы можем  получить следующую формулу:

Рентабельность  продаж * Оборачиваемость  чистых активов * Финансовый рычаг = =( Операционный доход / Объем продаж ) * ( Объем продаж / Чистые активы ) * 
( Чистые активы / Собственный капитал ) = ( Операционный доход / Собственный капитал )

Теперь  для получения окончательной  формулы рентабельности собственного капитала необходимо ввести поправку, чтобы в числителе фигурировала чистая прибыль:

( ОД / СК ) * [ ( ( ОД - I ) * ( 1 - Т ) ) / ОД ] = Рентабельность  собственного капитала,

где ОД - операционный доход; 
I - сумма процентов по кредитам; 
Т - ставка налога на прибыль.

Полученное выражение называется также схемой факторного анализа по методике “Дюпон”.

Схематично  формирование показателя рентабельности собственного капитала показано на Рис. 6.

Рис.6 . Схема формирования показателя рентабельности собственного капитала

 
Основными факторами, формирующими частные  показатели и через них влияющими  на рентабельность собственного капитала, являются: 
 
1. Факторы операционной деятельности:

    • рентабельность продаж;
    • оборачиваемость чистых активов.

2. Факторы  финансовой деятельности:

    • финансовый рычаг;
    • ставки процентов и налогов.

Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине активов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капитала).

В целом, как правило, более высокая рентабельность деятельности подразумевает большую  степень риска (снижение ликвидности  и финансовой устойчивости). 
 
 
 
 

1.3 Уровень  издержек

Издержки  возникают вследствие потребления ресурсов в процессе деятельности предприятия. Следовательно, издержки – это стоимостное выражение реально потребленных физических ресурсов во время реальной деятельности. Исходя из вышеприведенного определения, любые издержки являются ничем иным, как произведением объема потребленных ресурсов на текущие цены этих ресурсов. Для адекватного планирования издержек необходимо освободиться от привязки к стоимостному выражению издержек, т.е. максимально описать их в виде натуральных показателей потребления ресурсов. Тем самым предприятие сможет обособить неустойчивый фактор цены от достаточно стабильного показателя норм расходования ресурсов.

Информация  об издержках должна не только давать представление об общем уровне затрат и общей прибыльности или убыточности деятельности всего предприятия, но и позволять анализировать и сравнивать отдельные виды продукции/услуг, отдельные подразделения (и соответственно менеджеров), отдельные виды деятельности (операции/работы) и потребление отдельных видов ресурсов. Для этого требуется учитывать, накапливать, анализировать и планировать издержки на достаточно подробном уровне. Чем подробнее уровень учета и анализа всех издержек, тем точнее могут быть получены результаты, но тем дороже это обходится пользователю.

Классификация издержек :

Издержки  имеют несколько направлений  классификации, которые являются взаимно  независимыми, а потому применяются  одновременно. Назовем каждое направление  классификации измерением. Каждое измерение представляет собой древовидную классификацию: в каждом измерении имеется базовый, т.е. самый подробный, уровень и имеется несколько уровней, которые агрегируют базовый уровень в группы.

Ниже  приводятся перечень измерений и  примеры возможной группировки  по ним:

  • место возникновения издержек (с детализацией от рабочего места до подразделений и предприятия в целом) – в дальнейшем условно обозначается как место возникновения затрат или МВЗ;
  • потребленный ресурс (материалы, труд, налоги, амортизация, услуги со стороны) – в дальнейшем условно обозначается как ресурс;
  • выполненная работа или операция (со степенью детализации от отдельных мельчайших технологических операций до комплексных автономных процессов) – в дальнейшем условно обозначается как работа;
  • объект получения услуги или предмет, над которым совершена работа (классификация либо по видам продукции, либо по подразделениям-получателям и ресурсам-получателям) – в дальнейшем условно обозначается как объект затрат или ОЗ;
  • время или момент возникновения (с детализацией от секунд до лет) – в дальнейшем условно обозначается как момент возникновения затрат или МЗ.

Под местом возникновения затрат понимается то рабочее место (станок или подразделение), где была выполнена работа, потреблены ресурсы и, следовательно, понесены издержки. Местом возникновения затрат можно считать как отдельный производственный участок, так и цех, в котором понесены затраты. А для холдинга или объединения в качестве места возникновения затрат может считаться целое предприятие или группа предприятий.

Под ресурсами понимаются потребленные (или необходимые для потребления) материалы, платные услуги со стороны, труд людей разных специальностей и квалификации, машинное время различных видов оборудования, площади зданий, нематериальные активы и другое. Понятие ресурсов тесно связано с классификацией затрат по экономическим элементам, широко известной в практике экономического планирования при составлении смет расходов. Кроме того, понятие ресурса соответствует понятию элемента затрат из П(С)БУ 16 "Расходы". Каждый ресурс имеет цену. Кроме того, отдельные виды ресурсов облагаются налогами, что фактически увеличивает их цену.

Информация о работе Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия