Основные направления политики Императора Петра I как первого протекциониста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:42, реферат

Краткое описание

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян) , мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1Экономическая политика Петра I………………………………………………….4
1.1 Экономическое развитие в период правления Петра I………………………..4
1.2 Промышленное производство…………………………………………………..4
1. 3 Развитие торговли…………………………………………………………….....6
1.4 Сельское хозяйство………………………………………………………………8
1.5 Финансовая политика…………………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.80 Кб (Скачать)

За первую четверть XVIII в. было построено свыше 300 крупных  заводов и мануфактур, главным  образом металлургических, по выделке  оружия, парусно-полотняных, суконных, кожевенных. Впервые строятся бумажные, цементные, пороховые заводы, шпалерная  фабрика, выпускавшая обои. Центр  металлургической и металлообрабатывающей  промышленности перемещается на Урал. В конце петровского царствования Россия не только прекращает импорт металла, но впервые начинает его экспортировать: к середине XVIII в. Россия вышла на второе место в мире по объему выплавки металла (после Швеции). Высококачественное русское железо, медь, парусина, канаты, строевой лес, хлеб экспортировались даже в Англию.  
Важной вехой в экономической политике Петра I стало учреждение новых органов управления - коллегий, отвечавших за развитие различных отраслей народного хозяйства. Торговая деятельность передавалась в ведение Коммерц - коллегии. Принятый в марте 1719 г. устав определил ее задачи:  
1) оказание помощи купечеству и охрана его от "принуждения и притеснения" со стороны таможенников;  
2) обеспечение свободной и беспрепятственной торговли для русских и иностранцев;  
3) пресечение монополизма;  
4) содержание в надлежащем состоянии магистратов, отвечавших за соблюдение торговых порядков и правил;  
5) контроль за качеством товаров и т.д.  
Развитие торговли 
В первой половине XVIII века продолжалось развитие внутреннего всероссийского рынка. Значительную роль в этом играла торговля, центром которой были крупные российские города. Важными пунктами обмена, как и в XVII веке оставались ярмарки. На базе регионального разделения труда возникли всероссийские ярмарки - Макарьевская (вблизи Нижнего Новгорода), Свенская (у Брянска), Ирбитская (на Урале). Развитию торговли и внутреннего всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.).  
Крупнейшую роль в развитии экономики сыграло завоевание Прибалтики. В XVIII в. внешняя торговля шла в основном через Петербург и прибалтийские порты (Ревель, Ригу), а на востоке через Астрахань и Дербент. Крупными торговыми центрами в Сибири стали Тобольск, Оренбург и Омск, через которые также шла торговля с Азией.  
Для защиты отечественного производителя широко использовалась политика протекционизма. Промышленные предприятия ограждались от конкуренции с Западом запретительными пошлинами, которые повышались по мере роста иностранного производства. Пошлины достигали стоимости привозного товара, если производство это товара на отечественных фабриках равнялась импорту. Покровительственным таможенным тарифом 1724 года была установлена высокая пошлина на зарубежные товары, которые производились или могли производиться в России. В 1724 г. был введен торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров. По настояниям Петра I торгующее население создавало торговые компании по подобию западноевропейских компаний. В целях обеспечения возможности торговли за границей Петр I прилагал немалые усилия для создания российского торгового флота.  
Благодаря принятым мерам к концу Петровского правления экспорт российских товаров вдвое превышал импорт. При этом высокие таможенные тарифы надежно ограждали внутренний рынок.  
Экономический подъем и развитие внутреннего общероссийского рынка и внешней торговли дали необходимые материальные ресурсы для становления абсолютистской монархии и решения внутренних социально-политических и внешнеполитических задач, стоявших перед страной. 

 
1.4 Сельское хозяйство

 
Регулярная армия, увеличение численности  городов, развитие мануфактурного производства, экспорт сельскохозяйственной продукции  вели к росту товарности сельского  хозяйства. Однако его темпы замедлялись  развитием крепостничества, усилением  феодальной эксплуатации, мешавших втягиванию в рыночные отношения крестьянских хозяйств. В сельском хозяйстве государство  не осуществляло политики жесткой регламентации  производства, как в промышленности, поэтому главной фигурой, определявшей его рост, оставался помещик, устанавливавший  порядки в вотчине по своему произволу. 

В первой четверти XVIII века завершилось слияние двух форм феодальной земельной собственности - вотчины и поместья. Продолжалась раздача земель дворянам. Чтобы не допустить дробления дворянских земель, был издан указ " О единонаследии" (1714 г.). Указ уравнял поместье и вотчину. Отныне поместья передавалось по наследству старшему сыну, другие сыновья должны были служить на военной и гражданской  службе. Поместья нельзя было продавать  или закладывать. Служба для дворян становится пожизненной. 

Было образовано новое сословие государственных  крестьян, в которое вошли черносотенные  крестьяне, ясашные, однодворцы и некоторые другие категории населения.  
Сельское хозяйство при Петре развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь была проведена политика реформ.  
Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы косы и грабли вместо серпа, что, безусловно, намного способствовало повышению производительности труда крестьянина, сокращала сроки жатвы и потери при уборке урожая.  
Водились новые культуры - табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения. Разводились новые породы скота.  
Осуществлялось освоение территорий Поволжья, Сибири, Черноземного центра и Украины. Эти районы стали житницами страны. С их помощью Россия полностью удовлетворяла свои потребности в хлебе и другой сельскохозяйственной продукции. Зерновые широко используются в качестве важных статей российского экспорта. 

 
1.5 Финансовая политика

 
Экономические и социальные условия для формирования абсолютизма сложились лишь к  концу XVII в. Для содержания таких  присущих абсолютистскому государству  государственных институтов как  мощный бюрократический аппарат, регулярная армия, регулярная полиция нужны  были большие деньги. Такие деньги царская казна стала собирать в виде прямых и косвенных налогов, торговых, таможенных и судебных пошлин и от государственных монополий  лишь к концу XVII в. Существенное увеличение доходов государевой казны к  концу XVII в. обусловлено было тем, что  на протяжении этого века сформировался  единый общероссийский рынок. Развивалось  товарное производство, прежде всего, в городах. К середине XVII в. на территории Русского государства насчитывалось  свыше 250 городов (без Украины и  Сибири). Население России к началу царствования Петра I составляло 15 млн. человек. В Москве насчитывалось 270 тыс. жителей, - для того времени это  был очень большой город.

Удельный вес  городского населения (основного налогоплательщика  торговых и таможенных платежей) в  общей массе населения страны увеличился с 2 % в XV-XVI вв. до 3,2 % к концу XVII - началу XVIII вв. В рыночные отношения  втягивалось не только городское  население, но и дворянство, и даже крестьянство, особенно черносошное, и  монастыри. Вместе с тем, развитие товарно-денежных отношений, завершение формирования единого  общероссийского рынка имело  и свою оборотную сторону. Оно  привело к значительному увеличению повинностей крестьянства и посадских  людей, налогов и других платежей. А это, в свою очередь вело к  серьезному углублению социальных противоречий и напряженности в обществе.  
В 1710 г. правительство Петра I осуществило подсчет доходов и расходов. Оказалось, что средняя ежегодная сумма доходов не превышает 3330 тысяч рублей. Расходы на армию и флот составили около 3 миллионов, а все остальные расходы около 824 тысяч рублей.

Ежегодный дефицит  был приблизительно равен 500 тысячам  рублей, составляя 13% расходного бюджета. Первоначально дефицит покрывался за счет остатков прошлых лет.  
По смете на 1710 г. предвидевшийся полумиллионный дефицит нужно было покрыть дополнительным сбором по полтине с тяглого двора. Это был обычный вид внутреннего кредита того времени - заем беспроцентный и безвозвратный. Другого способа пополнить казну не было, так как государственной казне никто доверял ни в России, ни за границей.  
Прежде налоговая система была основана на подворной переписи 1678 г. По различным источникам число было от 787 тыс. до 833 тыс. дворов. Подворовое налогообложение было введено во второй половине XVII в. При подворном обложении прямые налоги взимались с крестьянских и посадских дворов, многочисленные натуральные повинности переведены в денежную форму и сведены в единый сбор. Прямое обложение было сведено в две классовые подати: одна, под названием ямских и полоняничных денег, падала на крепостных людей, другая, стрелецкая, во много раз более тяжелая, была положена на все остальное тяглое население. Оба налога в прежнем окладе взимались и при Петре. 

С целью упорядочения системы налогообложения по указу  Петра I была проведена перепись населения. Перепись 1710 г. обнаружила убыль тяглого  населения почти на четверть. Причинами  такого снижения были: рекрутские наборы, отправка десятков тысяч рабочих  на верфи, на каналы, на стройку новой  столицы и бегство крестьян от тяжести налогов и самоуправства  помещиков. 

Формирование  регулярной армии, строительство флота, расходы на ведение войн и строительство  Петербурга, казенных заводов и т.д. резко увеличили расходы и  потребовали новых источников доходов.  
Северная война (1700 - 1721) еще больше усилила потребность государства в деньгах, которые оно получало путем увеличения налогов. Правительство буквально изощрялось в поисках новых объектов налогообложения. Ими занимались специальные люди, должность которых называлась - "прибыльщик". Было введено множество новых сборов. 

Финансовая политика Петра I характеризовалась небывалым  до его правления налоговым гнетом. Рост государственного бюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Начиная с 1704 г. один за другим вводились сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с плавных судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, дубовых гробов, бань, улья, с рыбной ловли, бороды и т.д. Обложению подвергались не одни угодья и промыслы, но и религиозные верования, не только имущество, но и совесть. Все эти сборы получили название канцелярских сборов, так как ими ведали многочисленные канцелярии. Введен был гербовый сбор с заключения договоров в письменной форме - “купчих крепостей”. Ряд товаров был взят в казенные монополии: деготь, смола, щетина, ворванное сало, поташ, икра, ревень, рыбий клей, рыбий жир. Государственной монополией стал экспорт хлеба, а затем - и металла. Введена была табачная монополия и монополия продажи водки. Правительство иногда продавало монополию водки откупщикам и формы торговли на протяжении XVIII в. менялись. 

В 1718 - 1724 гг. Петр I ввел подушную подать, заменившую существовавшие с 1679 г. подворовое налогообложение. Ее размер был исчислен просто. Содержание армии и флота стоило 4 млн. руб. Эта сумма была разделена на количество мужских ревизских душ: с крестьянской пришлось 74 коп., посадской - 1 руб., государственных крестьян- 1 руб. 14 коп. в год. Душа мужского пола была не реальной плательщицкой единицей, а счетной, так как подушная подать взимались и с младенца, и с дряхлого старика, и с давно умершего, но числившегося в ревизионных актах. Все податное население страны было прикреплено к месту уплаты подушной подати. Для учета мужского населения в стране, в 1720 году, была проведена его перепись - ревизия. Ревизии в последствии проводились раз в 20 лет. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызывало рост недоимок. В 1732 г., например, они составили 15 млн. руб. и вдвое превышали сумму доходов. Введение подушной подати увеличило доходы бюджета. К концу Петровского правления (1725 г.) государственные доходы по сравнению с 1701 г. выросли почти в 4 раза и составляли 8,5 млн. руб. из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать. Структура доходов государственного бюджета была следующая: 55 % давали прямые налоги, а косвенные - 24,9 %. Такая система налогов существовала на протяжении всего XVIII в. Подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами XVII века сумму денег. 

В целом доходы увеличивались в связи с развитием  рынка, ростом промышленности и численности  населения. Громадные дефициты первых лет XVIII века уменьшились к концу  царствования Петра I, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах на содержание армии и флота, на потребности  народного хозяйства.  
В 1718 г. проведена денежная реформа, выпущены новые серебряные монеты с пониженным содержанием серебра и медные монеты, что привело со временем к инфляции, но дало значительный доход государству.  
Существенным компонентом денежной реформы явилась реорганизация системы финансового управления. При системе приказного управления в стране не было единого органа, в котором бы концентрировались все бюджетные средства. Это затрудняло учет и способствовало хищениям. В числе государственных коллегий, Петр I создал финансовые, ведавшие финансами в общегосударственном масштабе. Таким образом, все финансовое управление было строго централизовано. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
Несомненно, что экономическая политика Петра I была переворотом в экономической  жизни страны. Различие мнений историков  заключается в том, что одни считают  этот переворот благом для страны, а другие трагедией.  
Население в эпоху Петра I работало не на себя, а на государство и после длительной и тяжелой работы ушло едва ли не беднее своих отцов. Сам Петр не оставил после себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив завещая преемникам обильный запас средств, которыми они долго пользовались, ничего к ним не прибавляя. 

Основное противоречие в деятельности Петра I, по мнению историков, состояло в том, что он надеялся сильной  рукой власти вызвать, пробудить  самодеятельность народа в порабощенном обществе и через рабовладельческое  дворянство водворить в России европейскую  экономику, науку, народное просвещение  как необходимое условие общественной самодеятельности. По словам О.В. Ключевского "хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Однако, совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас  со времен Петра два века и доселе неразрешимая". Широкое использование  крепостного труда становиться  тормозом к развитию русской промышленности, которая приобретает феодальный характер. Успехи в области развития промышленности, тем не менее, были впечатляющи. К концу царствования Петра I Россия уже могла полностью  обеспечить себя металлом и оружием, создала крупнейший военный флот на Балтике. 

Информация о работе Основные направления политики Императора Петра I как первого протекциониста