Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:23, контрольная работа
Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономической политики является термин «политическая экономия» — в его первозданном значении — как науки изучающей чистую теорию в связи с социально-политическими требованиями.
ВВЕДЕНИЕ………………..…………………………………………………..….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ……………………………………………………………..…….…4
1.1 Направления и реализация экономической политики РФ…………...…4
1.2 Типология экономической политики государства……………………..12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ……………………………………………16
2.1. Внешняя экономическая политика…………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………28
Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов. Перечни таких федеральных целевых программ, подлежащих проработке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов.
Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики. В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как:
участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
содействие активизации
международных экономических
создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
содействие малому и среднему бизнесу.
Ведущим в области
совершенствования финансовых и
налоговых отношений между
Для реализации задач
региональной экономической политики
в бюджетноналоговой сфере
бездефицитность бюджетов
большинства субъектов
возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации;
сбалансированность бюджетов всех уровней, а также согласованные между Российской Федерацией и ее субъектами соответствующие расчетные принципы и методы; право - в пределах автономных финансовых ресурсов - самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;
контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.
6. Содержание и составляющие
экономической политики
Экономическая политика,
как категория, часто рассматривается
на государственном и региональном
уровнях. Но, поскольку предприятие
в рыночных условиях функционирует
как самостоятельный
Экономическая политика предприятия – это система базовых положений (элементов), обусловленных интересами определенных категорий индивидуумов или их групп и определяющих особенности деятельности, поведения предпринимательской структуры; влияющих на состав и характеристики элементов внутренней среды предпринимательской структуры и ее взаимодействие с экономическими агентами внутренней и внешней среды.
Базовыми положениями экономической политики предпринимательских структур, по нашему мнению и с учетом понятия сущности категория «политика» вообще, которого придерживаются многие авторы, следует считать:
1) принципы деятельности,
поведения, взаимодействия с
2) приоритеты, связанные с деятельностью предпринимательских структур;
3) целевые установки,
определяющие желаемые
4) механизм взаимодействия предпринимательской структуры с экономическими агентами из внешней и внутренней среды.
Поскольку базовые положения экономической политики можно считать некоей совокупностью и между ними существуют определенные взаимосвязи – базовые положения можно считать элементами системы, которой и является при данном аспекте рассмотрения экономическая политика.
Далее для представления экономической политики предприятия как системы, объединяющей не только элементы, но также и виды, составляющие экономической политики предпринимательских структур, необходимо исследовать на какие виды делится экономическая политика в соответствии с направленностью ее влияния и какие составляющие включает в зависимости от области применения управленческих усилий.
В соответствии с направленностью влияния экономическая политика предпринимательских структур так же, как и государственная экономическая политика может быть разделена на внешнюю и внутреннюю. Необходимость данного деления связана с тем, что, по своей сути, составляющие экономической политики, которые можно отнести к внутренней политике затрагивают процессы, происходящие внутри предприятия, сказываются на деятельности конкретных подразделений предпринимательской структуры, планируемые и получаемые в итоге результаты, как правило, имеют количественную оценку. Составляющие внешней экономической политики отражают процессы взаимодействия предпринимательской структуры с экономическими агентами из внешней среды, причем, как правило, с теми их структурами, деятельность которых также направлена непосредственно на взаимодействие с данной предпринимательской структурой.
Внутреннюю экономическую политику предпринимательской структуры целесообразно разделить на составляющие по признаку функциональных областей: маркетинговая политика; производственная политика; финансовая политика; кадровая политика; инновационная политика.
В свою очередь, составляющие экономической политики целесообразно разделить на подвиды в соответствии с их содержанием. Маркетинговую политику целесообразно разделить на: политику исследования рынка; ценовую политику; сбытовую политику; товарную политику. Производственная политика может быть разделена на технологическую политика и техническую политику. Финансовая политика –есть совокупность учетной политики; налоговой политики; инвестиционной политики; политики распределения прибыли или предпринимательского дохода. Кадровая политика также может быть разделена на политику подбора кадров; политику мотивации персонала; политику взаимоотношений с организованными группами работников, в том числе с профсоюзами.
Определению и раскрытию сущности составляющих внутренней экономической политики предпринимательских структур в научной и периодической литературе уделено больше внимания, чем составляющим внешней экономической политики.
Внешняя экономическая политика предпринимательских структур также может быть разделена и наиболее целесообразным является признак специфики осуществления взаимодействия с экономическими агентами из внешней среды и их отличительные характеристики. В соответствии с этим составляющими внешней экономической политики предпринимательских структур являются:
- политика взаимодействия
с социальными группами, в том
числе с общественными
- политика взаимодействия
с государственными
- политика взаимоотношений с конкурентами и конкурентного поведения;
- политика взаимоотношений с партнерами, покупателями, поставщиками;
- политика взаимодействия с бизнес - инфраструктурой.
Поскольку некоторые из приведенных составляющих внешней экономической политики либо имеют разные толкования, либо научным определениям их уделялось мало внимания, необходимо дать им определения. Осознанно или неосознанно, но практически каждое предприятие проводит свою внешнюю экономическую политику, но то, насколько успешны будут ее результаты, зависит от степени осознания необходимости четкой и конкретной проработки каждой составляющей данного вида политики.
Под политикой взаимодействия
с социальными группами, в том
числе с общественными
Под политикой взаимодействия с государственными структурами, контролирующими и регулирующими деятельность предпринимательских структур, предлагаем понимать принципы взаимодействия с государственными структурами, приоритеты и целевые установки, связанные с взаимодействием с государственными структурами, механизм, определяющий формы и методы взаимодействия с государственными структурами, содержание которых зависит от самого предприятия, а не от государственной структуры.
Политика взаимоотношений с конкурентами и конкурентного поведения – это принципы взаимоотношений с конкурентами, приоритеты выстраивания этих взаимоотношений и целевые установки, на достижение которых направлены эти взаимоотношения и, разумеется, механизм взаимодействия с конкурентами, то есть формы конкурентной борьбы, нацеленность или наоборот попытка избежать ее и следующие из данного взаимодействия конкурентное поведение.
Под политикой взаимоотношений с партнерами, покупателями, поставщиками будем понимать принципы, приоритеты взаимоотношений с ними, целевые установки, на достижение которых направлены эти взаимоотношения, и механизм, который, по сути, определяется вышеперечисленными элементами экономической политики. Важность данной политики очевидна, так как в предпринимательской структуре, как в открытой системе, заранее при ее создании заложена нацеленность на взаимодействие с такими субъектами внешней среды, как покупатели продукции, поставщики ресурсов, партнеры по определенным видам деятельности.
Политика взаимодействия
с бизнес-инфраструктурой –
2.1. Внешняя экономическая политика
Внешняя экономическая политика возникла вместе с появлением больших общественных групп и государств. Она является центральным перекрестком взаимодействия политики и экономики, политического и экономического миров в области внешнеэкономической деятельности.
В операциональном плане внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это политический курс действий субъектов внешнеэкономического отношения и деятельности. Недостаток этого определения заключается в том, что оно, в сущности, сводится к политической стратегии субъекта в реализации его внешнеэкономических интересов. Вообще под внешнеэкономической политикой понимают форму политической организации публичной материальной возможности и способности социального субъекта формировать и реализовать его внешнеэкономические интересы и цели в сфере международных отношений.
Итак, ВЭП является интегральным компонентом политики в общем, а также определенной мерой ее детерминантом. Речь идет прежде всего о ВЭП государства. Соответственно эта политика является функцией политической и социально-экономической систем общества.
Конкретные направления, формы и масштабы ВЭП определяются характером и остротой политических, экономических и социальных проблем в любой стране в определенный период. Объективная возможность ВЭП определяется уровнем экономического развития, концентрацией производства и капитала, становлением и развитием международных экономических отношений. Необходимость, которая превращает эту возможность на действительность, заключается в концентрации проблем, их решении государственными и общественными субъектами, в осознании того, что внутренняя экономическая политика не исчерпывает и не удовлетворяет в полной мере нужд и интересов личности, общества, государства. В этом плане она дополняет и продолжает на международной арене внутреннюю экономическую политику. Внешнеэкономическая политика, выполняя вспомогательную и служебную функции, это, так сказать, второй сторона внутренней экономической политики государства. Укажем, что отделить внутреннюю экономическую политику от внешней очень тяжело, поскольку граница между ними со временем исчезает, а в ХХ ст. все более выразительнее будет оказываться тенденция к их слиянию. Ныне для новых независимых государств, например, расхода на оборону страны не только перегружают государственный бюджет, а и ограничивают возможности динамической внешнеэкономической деятельности. Итак, они обозначаются и на социально-экономическом развитии государства. Вместе с тем ВЭП реализуется в других общественных условиях, чем внутренняя экономическая политика. Это вытекает уже из того, что международные отношения структурно отличаются от внутренних. Важным фактором, который ограничивает ВЭП, есть международные обязательства государств. Итак, ВЭП не может быть лишь продолжением внутренней экономической политики, поскольку имеет определенные специфические признаки, которые отличают ее от внутренней экономической политики. Можно выделить такие признаки ВЭП:
Информация о работе Основные направления экономической политики