Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:07, контрольная работа
Государственное регулирование экономики - это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Огромная роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности.
- возобновление действия лицензии;
- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;
- формирование и ведение реестра лицензий.
Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Деятельность, на ведение которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории государства. Срок действия лицензии устанавливается документом о лицензировании конкретного вида деятельности.
В различных государствах лицензия выдается на различные сроки действия.Обычно срок действия лицензии составляет не менее чем один год. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено документом о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении срока действия лицензии может быть отказано, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Одно из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности — соблюдение законодательства страны, экологических санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
В отношении
лицензируемых видов
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством страны, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.
Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции. Лицензирующие органы могут приостанавливать и аннулировать действие лицензии в случаях, установленных законом.
Перечень видов
деятельности, на выполнение которых
требуются лицензии, устанавливается
государственным законом, и со дня вступления
его в силу введение лицензирования иных
видов деятельности возможно только путем
внесения изменений и дополнений в установленный
законом перечень.
2.2 Экономические средства государственного регулирования экономики
Экономические средства государственного регулирования экономики не менее разнообразны, чем административные. Одно из важнейших экономических средств — прогнозирование и планирование. Рыночная экономика в отличие от экономики административно-командного типа является системой саморегулируемой, не требующей постоянного и всеобъемлющего внешнего вмешательства. Однако и эта система требует внешнего регулирующего воздействия с целью достижения пропорциональности в рамках общественного воспроизводства. Периодические кризисы, потрясавшие в XIX и XX веках капиталистическую экономику, привели к выводу о необходимости использования государственного регулирования в целях достижения стабильного и эффективного развития рынка. Прогнозирование и планирование и есть те инструменты, которые позволяют устранить отмеченные выше недостатки рыночной экономики, преодолеть ограниченность ее возможностей. И прогнозирование, и планирование — имманентно присущие любой экономике инструменты, способы достижения сбалансированности развития. Государственное прогнозирование социально-экономического развития государства представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны, основанных на законах рыночного хозяйства. Планирование — деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям, ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата. Прогнозирование представляет собой предпосылку для планирования. Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Временной промежуток прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу колеблется в различных государствах по-разному. Обычно прогноз разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза на долгосрочную перспективу разрабатывается концепция социально-экономического развития государства на долгосрочную перспективу, в которой конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства достижения указанных целей. Обычно прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.
Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации Послание,
с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел,
посвященный
концепции социально-
на среднесрочную перспективу.
Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу
разрабатывается ежегодно. Документ содержит специальный раздел, посвященный
анализу
выполнения программы социально-
среднесрочную
перспективу и уточнению
на предстоящий год.
Различают государственное директивное и индикативное планирование. Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей (например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.) с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее отдельных частей. При планировании используются различные методы или их сочетание: балансовый метод, нормативный метод, экономико-математические методы и модели. В современных условиях широко используется программно-целевой метод планирования, с выделением долгосрочных целевых комплексных программ. Действующим законодательством государства установлен порядок разработки и реализации государственных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует страна. Государственная целевая программа, финансируемая за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов, должна содержать технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы, наименование заказчика программы, сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам, другие документы и материалы. При разработке федеральных целевых программ предусматриваются: решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно- технических, природоохранных и других важнейших задач;
- согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов, целях их
наиболее эффективного использования;
- комплексность и экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;
- согласованность решения федеральных и региональных задач;
- достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.
Президент страны
в целях обеспечения решения
особо важных общегосударственных
задач может выступать инициатором федеральных
программ, называемых президентскими.
2.Необходимость
государственного регулирования
в условиях рыночной
экономики
Необходимость включения государства
в регулирование экономики вызвана многими
объективными причинами, связанными с
несовершенством, рынка, противоречиями,
возникающими на нем. Рынок по своей природе
не может достичь такого уровня саморегулирования,
который обеспечивал бы полную занятость
населения, развитие здравоохранения,
всеобщего образования, строительство
муниципального жилья, защиту окружающей
среды и многое другое. Поэтому участие
государства в решении проблем, порождаемых
рынком, совершенно необходимо.
К причинам, вызывающим необходимость
вмешательства государства в рыночную
экономику, относятся:
1. Необходимость компенсации, ликвидации
или недопущения отрицательных внешних
эффектов рынка;
2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные
интересы, гарантом и защитником которых
выступает государство, т. е. существует
комплекс проблем, решить которые может
только государство и никто другой;
3. Необходимость государственного регулирования
определяется задачами решения социальных
проблем, влияющих на развитие экономики.
Так, государство устанавливает минимальные
размеры заработной платы, продолжительность
рабочего времени, гарантированного отпуска,
величину прожиточного минимума. Оно регулирует
отношения между трудом и капиталом, определяет
направления социальных расходов, устанавливает
пособия по безработице, осуществляет
выплаты различных видов пенсий и других
пособий;
4. Обеспечить экономику необходимым количеством
денег может только государство;
5. Вмешательство государства считается
необходимым, так как стихийные начала
рынка нацеливают экономическое развитие,
прежде всего на получение прибыли конкретным
предприятием или отраслью, а не на развитие
экономики в целом.
6. Развитие монополий подрывает конкурентное
начало рыночной экономики, отрицательно
сказывается на решении макроэкономических
проблем, ведет к снижению эффективности
общественного производства. Поэтому
монополизации рынка должна быть противопоставлена
законодательная и иная антимонополистическая
деятельность государства.[24; с.97]
7. Поддержание убыточных или производств
с длительным сроком окупаемости капитала,
высокой степенью риска, высокой степенью
стандартизации, без которых общество
не может обойтись, а их результаты нельзя
оценивать с позиции немедленного экономического
эффекта: фундаментальная наука, обороноспособность
страны, охрана правопорядка, содержание
нетрудоспособных, организация образования,
здравоохранение, создание и поддержание
нормального функционирования общеэкономической
структуры (денежное обращение, таможенный
контроль и др.). Факторы, обуславливающие
необходимость государственного регулирования
экономики рассмотрены в таблице 1 (см.
приложение).
Таким образом, участие государства в
решении проблем, порождаемых рынком,
совершенно необходимо. При этом государство
не должно подменять рынок и может действовать
только в определенной системе координат.
Эффективность рыночной экономики как
системы, является границей государственного
регулирования.[22; с.34]
3. Объекты и цели государственного
регулирования экономики
Объекты государственного регулирования
- первичные звенья сферы производства
и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические
процессы, то есть то, на что направлено
внимание государственных органов для
обеспечения условий эффективного функционирования
национальной экономики.
Основными объектами на которые направлено воздействие государства в сфере экономики, являются: [17; с.236]
- процессы разгосударствления,
приватизации*, демонополизации;
- структура форм собственности;
- социальная, отраслевая, секторная, региональная
и воспроизведённая структура народного
хозяйства;
- экономический цикл, процесс воспроизводства;
- государственный сектор экономики;
- условия и источники накопления капитала;
- денежное обращение*;
- цены, антиинфляционные процессы;
- конкурентная среда;
- предпринимательство;
- инвестиции*
- социальная сфера, трудовые отношения,
механизм защиты населения;
- занятость, кадры;
- платежный баланс;
- внешнеэкономическая деятельность страны;
- окружающая среда.
Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру.
Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического или социального процесса и способствующие достижению главной цели.
Основной,
главной целью государственного
регулирования экономики
1)
Обеспечение экономической
-
регулирование отраслевой и
-
обеспечение экономического
-
поддержка устойчивости
- обеспечение полной занятости;
-
внешнеэкономическое
Информация о работе Основные направления государственного регулирования экономики