Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:07, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов оценки и анализа организации макроэкономической политики в Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить сущность и задачи макроэкономической политики;
рассмотреть инструменты и методы государственного регулирования экономики;
провести анализ организации макроэкономической политики в Республике Беларусь;
Введение 3
1. Макроэкономическая политика: содержание, цели, задачи 5
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики на макроуровне 11
2.1 Система целей макроэкономического регулирования 11
2.2 Инструменты экономической политики государства 14
3. Особенности современной макроэкономической политики Республики Беларусь 22
Заключение 29
3. Переход к новым
формам регулирования,
Проблема низких доходов
- это действительно болезненная
Главными целями разработки
прогнозов социально-
Государственные прогнозы
и программы социально-
Прогнозы социально-
Национальная стратегия
устойчивого социально-
В НСУР определяются с учетом состояния окружающей среды направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны. Исходя из конкретных условий республики обосновываются цели, задачи и модель устойчивого развития страны, определяются пути и механизмы, а также необходимые ресурсы для их достижения.
Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания [16, с. 171].
Таким образом, сложившийся опыт экономической политики в развитых странах показывает: понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном. Однако следует понимать, что государство в этой роли является как бы дирижером достаточно большого оркестра. Успех действий по макроэкономическому регулированию - не в тоталитарной власти государства, а в его возможности рационально соорганизовать совместные действия всех участников проводимой политики. Без кооперации (ними государство будет выступать в роли дирижера без оркестра.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ НА МАКРОУРОВНЕ
Наиболее удачная структурная картина выглядит следующим образом. На глобальном, высшем уровне следует обозначить основную цель экономики. Она заключается в стремление достичь максимального благосостояния всего общества.
Кроме основной цели, существует совокупность задач как бы второго уровня. Данную подгруппу и совокупность прикладных целей часто называют «функциями государства».
Отметим параллельно важную методическую деталь. Соотношение разных целей находится в диалектической взаимосвязи. Достижение нижестоящей цели есть средство для выполнения цели более высокого уровня.
К главным целям принято относить:
1) свободное развитие общества;
2) правовой порядок;
3) внешнюю и внутреннюю безопасность.
А. Смит, опираясь на работы Ф. Бэкона и В. Петти, выдвинул следующий перечень целей:
1) обеспечение безопасности по отношению к внешней сфере;
2) создание правового порядка;
3) обеспечение государством инфраструктуры.
В последующем экономисты развили эту классификацию, сделав ее гораздо обширнее. Интересно отметить, что на первое место выдвигают теперь цель, связанную со свободным развитием общества [6, с. 198].
В плане практической реализации цель по созданию правового порядка предусматривает прежде всего обеспечение с помощью законов права на собственность (и ее защиты) и права на систему хозяйственных договоров (с необходимой системой государственного контроля).
Выполнение цели по обеспечению внешней и внутренней безопасности предусматривает создание системы соответствующих институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии [14, с. 127].
Особенность современной антимонопольной
практики заключается в том, что государство
в большей степени ориентируется сегодня
на то, чтобы косвенными мерами обеспечить
наличие в своей стране наиболее оптимального
соотношения фирм разного масштаба. Практика
доказала, что на мировой арене выигрывает
больше та страна, которая сумела обеспечить
наиболее разумную институционально-
Борьба с монополистическими тенденциями для переходной экономики Республики Беларусь является одной из насущных потребностей Идея о том, что результативность работы всей экономики в значительной степени зависит от разумно сформированного соотношения разномасштабных производств, до сих пор, к сожалению, не нашла должного понимания в стране. Именно этим можно объяснить тот факт, что действенность осуществляемых российским государством мер по антимонополистическому регулированию пока остается далекой от совершенства.
В экономической литературе отмечают обычно четыре прикладные задачи (своего рода конкретно-целевую группу):
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность уровня
цен и устойчивость
- внешнеэкономическое равновесие.
В сложившейся системе экономических взглядов в западных странах цель экономического роста считается обычно ведущей конкретной целью. Ее реализация планируется в рамках абсолютного и относительного возрастания ВНП.
Совместимой с целью экономического роста является другая цель - обеспечение полной занятости. Она предполагает достижение максимально возможного в долгосрочном плане стабильного использования трудоспособного населения [13, с. 157].
Избавиться полностью от определенных форм безработицы (фрикционной, сезонной) общество не в состоянии. Принято считать, что состояние полной занятости достигается уже тогда, когда степень безработицы (отношение численности не имеющих работы к численности трудоспособного населения) составляет от 1,5% до 4%.
Цель стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты считается достигнутой в том случае, если норма инфляции составляет 1-2% в год. Такой уровень получил в западной печати образное обозначение - «ползучая инфляция». Полностью застывший уровень цен экономика обеспечить не может: постоянно меняются объемы спроса, предложения, соотношение между ними. Масса факторов воздействует также на уровень издержек при производстве товаров и услуг. Наиболее активное влияние среди них имеет фактор НТП.
Устойчивый процесс денежного обращения играет роль кровеносной системы для экономики. Поэтому данная конкретная цель экономической политики является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Выполнение трех перечисленных выше целей обеспечивает достижение в рамках национальной экономики макроэкономического равновесия. Однако прослеживается закономерность: чем более высоким уровнем развития обладает экономика страны, тем более открытой она становится к внешней сфере (безусловно, на рту зависимость влияют и дополнительные факторы).
При активной экспансии во внешнюю сферу положение национальных экономик во многом зависит от достижения баланса, т.е. устойчивого состояния в системе внешнеэкономических связей. В связи с этим и выделяется самостоятельная конкретная цель - обеспечение внешнеэкономического равновесия.
Задача данной целевой установки, как отмечается в западной экономической литературе, - снять преграды, стоящие на пути свободного межстранового, встречного перемещения потоков-товаров и услуг, с одной стороны, и денег, капитала, с другой. Многие экономисты в пределах указанной конкретно-целевой группы называют также справедливое распределение доходов. Этот ориентир имеет не только экономическое, но и социально-политическое значение. Сложность постановки и реализации данной задачи состоит в том, что у многих политиков и экономистов проявляются немалые различия в ее понимании. Поэтому обозначение конкретного уровня такой цели достаточно проблематично.
В последнее время все активнее подчеркивается необходимость сосредоточить внимание разработчиков экономической политики на проблеме защиты природного комплекса. Ряд авторов убежден в необходимости считать эту цель составным элементом конкретно-целевой группы.
Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. Для умения рационального их применения требуется знание структуры данных мер. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов их классификации. В частности, по способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.
В качестве примера назовем
налоговое законодательство, юридические
правила в области
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.
Обратимся теперь к еще
одной, весьма важной классификации рассмотренных методов. Критерий подхода - организационно-
Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.
Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в сфере охраны окружающей среды, а также в области социальной защиты слабо обеспеченных слоев населения.
В белорусской экономике по отношению к административным методам прослеживается две тенденции:
- сильная система контрольных органов;
- постоянно изменяющееся законодательство.
Рисунок 2.1 - Система инструментов экономической политики
Примечание- Источник [14, c.128]
К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. К числу экономических мер относят: