Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 15:37, контрольная работа
К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:
1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;
2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т.е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство, и никто другой;
Введение
1. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики
1.1 Система государственного регулирования экономики
1.2 Бюджетное регулирование. Функции бюджета
1.3 Кредитно-денежное и валютное регулирование
1.4 Антимонопольная политика государства и механизм антимонопольного регулирования
1.5 Государственное регулирование агропромышленного комплекса (АПК)
1.6 Цены в системе государственного регулирования экономики. Ценовая политика Республики Беларусь
2. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно, например, через налоги, кредитование.
Структура используемых методов
зависит от форм собственности объектов
регулирования. Прямые и административно-
Особая роль как инструменту государственного регулирования экономики принадлежит амортизации и ускоренной амортизации.
Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных фондов, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство.
Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация: она устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Тем самым обеспечиваются безопасность продукции, работ, услуг, их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники, а также единство измерений и экономия ресурсов.
Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям проводится сертификация — обязательная и добровольная. Гигиенический сертификат требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека.
Для отличия производимых сходных товаров и услуг различных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные знаки охраняется законом.
Разновидностью мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, устанавливаемых государственными и международными органами, является квотирование - ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.
Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике.
Высшая форма государственного регулирования экономики — это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.
Основные экономические инструменты - это:
1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
2) установление и изменение
размеров минимальных резервов,
которые финансовые институты
страны обязаны хранить в
3) операции государственных
учреждений на рынке ценных
бумаг, такие как эмиссия
При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом само обеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
1.2 Бюджетное регулирование. Функции бюджета
Центральным звеном в финансово-кредитной
системе является бюджет. Он представляет
собой централизованный фонд денежных
ресурсов, которым располагает правительство
страны для содержания государственного
аппарата, вооруженных сил, а также выполнения
необходимых социально-экономических
функций. В нем объединяются все основные
финансовые институты - различные виды
доходов и расходов. По сути, бюджет —
это годовой финансовый план формирования
и использования денежных средств государства
или соответствующих административно-
Организацию бюджетной системы
и принципы ее построения определяет бюджетное
устройство. Бюджетное устройство в РБ
предопределено ее административно-
Бюджет выполняет три основные
функции: фискальную - создание финансовой
базы функционирования государства; экономическую
- реализация экономической политики государства,
стимулирование развития экономики; социальную
- перераспределение доходов, решение
проблем социального развития. Государство
через бюджет может регулировать рыночную
экономику. С этой целью в процессе формирования
и использования доходов и расходов применяются
различные методы, из них наиболее важные:
налоги, влияющие на развитие производства,
спрос и предложение на отдельные виды
услуг, товаров, работ; прямое бюджетное
финансирование общегосударственных
программ субсидирование отдельных отраслей,
предприятий для выравнивания экономических
условий; выдача беспроцентных и льготных
кредитов, гарантий для банковских ссуд;
создание за счет бюджетных ресурсов особых
фондов и резервов для поддержки предпринимательства,
предупреждения диспропорций в развитии
экономики. Доходы бюджетов формируются
за счет налогов, обязательных платежей
и иных поступлений, определяемых законодательством
РБ. В бюджеты могут поступать дотации,
субвенции, субсидии, а также заемные средства.
Доходы республиканского бюджета подразделяются
на налоговые, неналоговые и безвозмездные
поступления. К налоговым доходам относятся:
прямые налоги на доходы и прибыль; налоги,
взимаемые с фонда заработной платы; внутренние
налоги на товары и услуги; доходы от внешней
торговли и внешнеэкономических связей;
прочие налоги, сборы и пошлины. К неналоговым
доходам относятся: доходы от государственной
собственности и предпринимательской
деятельности; административные сборы
и платежи; поступления по штрафам и санкциям;
прочие текущие неналоговые доходы; доходы
от реализации основных фондов; доходы
от продажи земли; капитальные трансферты
за исключением безвозмездных поступлений.
К безвозмездным поступлениям относятся
поступления, получаемые государственными.
органами со стороны иностранных государств,
от физических и юридических лиц, других
государственных органов, международных
организаций и правительств иностранных
государств. Расходы бюджетов определяются
программами социально-экономического
развития республики и соответствующей
административно-
1.3 Кредитно-денежное и валютное регулирование
Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель кредитно-денежного регулирования - поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста. Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка (ЦБ) страны. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.
Выделяют три направления кредитно-денежного регулирования:
• контроль над банковской системой;
• регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии;
• регулирование государственного долга.
Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.
Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.
Государственный долг регулируется через покупку или продажу государственных обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.
В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.
Жесткая кредитно-денежная политика ограничивает рост денежной массы, что ведет к сокращению предложения национальной валюты и повышению ее курса. Смягчение кредитно-денежной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.
Валютный курс является важным объектом государственного регулирования, его изменение существенно влияет на экономику страны. Государственное регулирование валютного курса бывает прямым и косвенным. При прямом регулировании государство использует дисконтную политику, валютные интервенции, валютные ограничения, контроль за иностранной валютой. Инструментами косвенного регулирования являются денежная эмиссия, учетная ставка и другие инструменты кредитно-денежного, бюджетно-налогового и ценового регулирования. При прямом регулировании применяются валютные интервенции центрального банка с целью корректировки валютного курса путем купли-продажи иностранной валюты, валютные ограничения - система нормативно-правовых актов, экономических и организационных мер, посредством которых государство регулирует операции с национальной валютой.
1.4 Антимонопольная
политика государства и
Антимонопольное регулирование — это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции [11, стр. 456].
Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер.
Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:
• обеспечение и сохранение конкуренции;
• контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;
• контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения и т.п.);
• защита интересов потребителя;
• защита и поддержание малого и среднего бизнеса.
Меры антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Законодательство, как правило, имеет территориальный характер, т.е. охватывает национальный рынок, но некоторые законы могут быть и экстерриториальными, например, в рамках ЕЭС, в зонах США, Канады [6, стр. 340].
Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой государства, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических странах антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение Установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах. Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.
Информация о работе Основные инструменты государственного регулирования экономики