Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:18, контрольная работа
Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль.
Введение…………………………………………………………………………...
Прямая поддержка малого бизнеса……………………………………………...
Косвенная поддержка малого бизнеса…………………………………………..
Поддержка малого бизнеса в США……………………………………………..
Поддержка малого бизнеса в Японии……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Прямая поддержка малого бизнеса……………………………………………...
Косвенная поддержка малого бизнеса…………………………………………..
Поддержка малого
бизнеса в США……………………………………………
Поддержка малого
бизнеса в Японии……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Поэтому проблема государственной поддержки малых и средних предприятий в настоящее время является наиболее актуальной.
Практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям даются определенные льготы и оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не могут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.
При этом очень важную роль играет кредитная
поддержка малого и среднего бизнеса.
Не секрет, что практически каждому, кто
решил заняться предпринимательской деятельностью,
приходится сталкиваться с финансовыми
проблемами. Банки дают кредиты только
под залог имущества.
Прямая поддержка малого бизнеса
Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей. Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.
Приоритетными отраслями в различных странах Европейского Союза признаны также дорожное строительство и местный транспорт; заготовка, хранение и переработка местного сельскохозяйственного сырья; сбор и переработка отходов и местных ресурсов; ремесло и народные промыслы; охрана лесов, водоемов, воздуха; социальные услуги.
Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса
включает в себя субсидирование процентной
ставки и гарантии по кредитам малому
бизнесу для обновления оборудования,
приобретения и аренды недвижимости, учреждения
филиалов, расширения производства, обновления
ассортимента продукции, повышения квалификации
кадров и развития экспорта. С 2004 года
в странах Европейского Союза можно получить
кредит на деятельность, связанную с минимальным
риском при наличии у малой фирмы собственных
средств, который выдается всего под 1,5
% годовых. Для оценки платёжеспособности
заёмщика учитывается сфера деятельности
и тенденции её развития, конкурентная
позиция фирмы и её доля на рынке, качество
менеджмента и репутация владельца, рентабельность,
доходность, состояние банковского счета,
показатели баланса и амортизации капитала.
При сомнительной платёжеспособности
заёмщика ссудный процент повышается
и проект, по крайней мере, наполовину
должен финансироваться из собственных
средств. Кредитование малого бизнеса
осуществляют специальные банковские
и другие финансовые организации. Согласно
специальной программе, кредитование
стартового капитала на 10 лет проводится
без залога под низкий процент на основании
бизнес-плана. После заключения независимых
экспертов заёмщик, обладающий необходимой
не только профессиональной, но и экономической
квалификацией и собственным капиталом
в размере 15 % потребности по бизнес-плану,
может получить в виде кредита до 75 % инвестиций
без залога. По другой программе кредиты
выдаются на срок до 8 лет. Микрокредиты
с гарантиями или поручительствами на
20 % займа не требуют наличия собственного
капитала.
Косвенная поддержка малого бизнеса
Косвенная поддержка малого бизнеса стала в развитых зарубежных странах основой создания благоприятной внешней среды для его развития.
Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти заказы подает ежегодно более 100 тысяч предпринимателей (52 % – на муниципальном уровне), однако лишь 9 % заказов достается малому бизнесу, причём на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг главным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.
На долю лизинга в России приходится лишь 4–5 % общей суммы инвестиций. Между тем региональные и отраслевые лизинговые компании, созданные с участием государства и крупного бизнеса, эффективнее всего решают основную проблему конкурентоспособности малого бизнеса – быстрое обновление оборудования при весьма ограниченных финансовых ресурсах.
Венчурное финансирование в развитых
зарубежных странах покрывает до 85 % затрат
малого бизнеса на разработку и освоение
нововведений. В сочетании со страхованием
коммерческих рисков и залогом интеллектуальной
собственности (прав на результаты исследований
и разработок) оно открывает дорогу для
развития малых инновационных фирм, помогает
сдержать эмиграцию специалистов. Правовая
база в этой сфере крайне несовершенна,
в ней можно использовать опыт не только
больших стран, но и Финляндии, Норвегии,
Израиля.
Поддержка малого бизнеса в США
Особого внимания заслуживает американский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса. США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и средний бизнес. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый и средний бизнес в США – не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни [2, с. 18].
В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. 90 % жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. Малые и средние предприятия действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг.
Важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий [1, с. 81].
Администрация по делам малого бизнеса (SBA) представляет малым и средним предприятиям гарантии по кредитам. Помимо этого предлагается широкая гамма способов финансирования – от микрозаймов до кредитов на покрытие крупного долга. Центры развития малого бизнеса оказывают множество видов услуг, связанных с конкретными проектами в различных сферах (от бизнеса на дому до мореходства и международной торговли), а также техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок на получение займов. В бизнесе, принадлежащим женщинам, в США занято более 9 млн. человек. Их вклад в экономику достигает 1,15 трлн. долл. Темпы роста таких предприятий сегодня превышают общенациональные. SBA создала более 90 центров женщин-предпринимателей.
Одно
из важнейших направлений
Поддержка малого бизнеса в Японии
Малое и среднее предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных организаций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.
Государственная политика содействия малым и средним предприятиям включает следующие направления:
• обеспечение
конкурентоспособности путем
• поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятельности, улучшения условий труда, содействие торговле;
• сбор
и анализ информации об экономических
показателях и технической
Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений.
Финансовая поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.
Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.
Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников.
Финансируется также установка компьютеров,
сбор и анализ информации для разработки
энергосберегающих и природоохранных
мероприятий, консультирование предпринимателей
по поводу эффективных методов ведения
розничной торговли и программного обеспечения.
Информация о работе Основные формы государственной поддержки малого бизнеса в развитых странах