Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 15:25, доклад
Особенность организационных методов совершенствования деятельности госсектора заключается в том, что они не требуют масштабных политических акций и экономических решений, могут быть реализованы в сжатые сроки или постепенно в порядке возникновения благоприятных для них условий. В настоящее время в России имеются все предпосылки для внедрения в жизнь простых организационных инноваций, которые в обозримом будущем позволят повысить работоспособность отечественного госсектора.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ
Эффективность функционирования госсектора в любой стране мира в основном определяется масштабами его финансирования и институцио-нальными правилами его взаимодействия с государством и экономическими агентами рынка. Тем не менее, помимо этих фундаментальных факторов огромное значение имеют «мелкие» организационные механизмы.
Особенность организационных
методов совершенствования
1. Стабильность
институциональной среды
В противовес данному принципу в России наоборот происходила постоянная институциональная ломка. Типичным примером тому служит нынешнее Министерство экономического развития и торговли РФ. Внутри Министерства экономического развития и торговли происходили бесконечные рокировки функциональных департаментов, изменялись их функции и задачи, нарастала текучка кадров, трансформировалась сама идеология государственного регулирования.
Для обеспечения принципа стабильности институциональной среды управления госсектором, на наш взгляд, необходимо принятие специального закона, запрещающего серьезное реформирование данного министерства в течение, например, 10 или 15 лет. При необходимости данный закон может либо продлеваться, либо приниматься заново с необходимыми корректировками.
Параллельно с этим необходима регламентация и самой политики данного министерства в отношении госсектора. Это можно сделать путем подготовки и обнародования специального документа, где были бы указаны ориентиры, приоритеты, инструменты и характер государственного регулирования развития госсектора(«Концепция развития госсектора России», либо «Закон о госсекторе России»).
Все это позволило бы нормализовать психологический климат как внутри госсектора, так и в системе государственного регулирования.
2. Дипломатическая поддержка предприятий госсектора за рубежом. Еще одним важным принципом поддержки эффективной деятельности госсектора является всемерная дипломатическая поддержка зарубежных филиалов его компаний. Во многих развитых государствах подобной поддержкой пользуются не только государственные, но и частные компании. Более того, международная дипломатия является каналом продавливания торгово-экономических интересов страны. Особую активность в использовании этого инструмента проявляют США и Япония.
В России сейчас действует
довольно любопытная система «лоббирования»
внешнеэкономических интересов
страны. Так, под эгидой Министерства
экономического развития и торговли
РФ находятся торговые представительства
страны, располагающиеся в российских
посольствах, находящихся в ведении
Министерства иностранных дел РФ.
Это создает организационную
основу для оперативного проведения
в жизнь активной политики экономической
дипломатии в отношении государственных
компаний. Между тем имеющиеся
возможности пока никак не используются.
В этой связи необходима активизация
диалога между двумя названными
российскими министерствами для
совершенствования механизма
3. Создание «организационных буферов» для ускорения НТП. Сейчас уже считается самоочевидным тезис о том, что будущее любой страны зависит от того, насколько хорошо она сможет встроиться в международный рынок высоких технологий; без высокотехнологичного производства любая экономика обречена на второстепенную роль в мировом хозяйстве. Однако события последних лет показывают, что рынок высоких технологий является довольно хрупким и ненадежным. Что касается изменений, то тут речь идет о создании неких промежуточных звеньев хозяйственной системы, которые обеспечивают эффективное сотрудничество частного и государственного секторов. Именно поэтому подобные механизмы можно называть «организационными буферами» ускорения НТП. В настоящее время для России этот инструмент регулирования деятельности госсектора является наиболее насущным и перспективным.
4. Амортизационная политика, направленная на ускорение НТП в госсекторе. Госсектор во всех странах мира аккумулирует львиную долю научного потенциала, что в принципе позволяет его предприятиям лидировать в области новых технологий. Однако дороговизна новых образцов производственных мощностей и несовершенство институциональной среды часто не позволяют госсектору в полной мере использовать существующие возможности. Отсутствие системы ускоренной амортизации для предприятий госсектора в России говорит о том, что она пока очень сильно отстает от развитых государств в деле формирования развитого институционального обеспечения экономического роста.
5. Формирование института доверительного управления предприятий госсектора. В настоящее время уже нет никакого секрета, что в большинстве случаев болевым местом всей системы управления госсектором является менеджмент конкретного предприятия. Сегодня множество госпредприятий является фатальными банкротами, но по «высшим» соображениям закрывать их нежелательно.
В таких обстоятельствах, на наш взгляд, целесообразно передать их в частные руки в форме доверительного управления. Надо сказать, что данная форма вообще становится все более популярной практически во всем мире. Так, передача в доверительное управление пакетов акций предприятий, закрепленных за государством, сейчас воспринимается в качестве одного из важнейших инструментов формирования прогрессивной структуры крупных компаний
6. Формирование
дифференцированной системы
7. Формирование
института правлений
8. Предотвращение
неоправданной диверсификации
Применительно к России принцип
минимизации диверсификации деятельности
предприятий госсектора должен активно
проводиться в жизнь
9. Создание системы государственного франчайзин-га. Среди современных методов повышения эффективности гос-сектора имеются уже и такие как франчайзинг. Данная система уже реально работает на транспорте в некоторых районах Великобритании, где лейбористы имеют большинство в местных органах власти.
Данная система возникла
как альтернатива примитивным методам
приватизации и национализации. Ее
смысл заключается в том, чтобы
мощная государственная компания продавала
частным лицам свою франшизу, включая
торговую марку и свои технологии
организации бизнеса, оказание организационных
и консультационных услуг. В результате
образуются самостоятельные частные
предприятия, которые выступают
как некое организационно-
Информация о работе Организационные механизмы поддержки российского госсектора