Организационно-правовые формы предприятий на примере синдиката

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:53, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть основные организационно-правовые формы предприятий на примере синдиката.
Задачи преследуемые при написании работы:
1) Изучить организационно-правовые формы предприятий.
2) На примере понятия синдиката, раскрыть и показать формы договорного объединения предприятий, организаций.

Оглавление

Введение…….……………………………...………………………………………….

1.Понятие о организационно-правовых формах предприятий…………………….

2.Синдикат, как форма договорного объединения…………………………………

Заключение……………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………….

Файлы: 1 файл

содержание-ref-economy.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…….……………………………...………………………………………….

1.Понятие о организационно-правовых формах предприятий…………………….

2.Синдикат, как форма договорного объединения…………………………………

Заключение……………………………………………………………………………

Список  использованных источников……………………………………………….. 
 
 

 

    Введение

    Цель  работы – рассмотреть основные организационно-правовые формы предприятий на примере синдиката.

    Задачи преследуемые при написании работы:

  1. Изучить организационно-правовые формы предприятий.
  2. На примере понятия синдиката, раскрыть и показать формы договорного объединения предприятий, организаций.

    Для написания данной работы был использован Гражданским Кодексом РБ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    1. Понятие о организационно-правовых формах предприятий

    Организационно-правовые формы предприятий (ОПФП) - это определенные, установленные законом и нормами хозяйственного права формы организации и структуры управленияния. Они дают возможность человеку, гражданину, коллективу, обрести официальный, правовой статус хозяйствующего субъекта, т.е. фактический стать юрлицом.

    Самостоятельно хозяйствующий субъект называется предприятием, если он создан в порядке, установленным действующим законодательством и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

    Организационно-правовые формы предприятий в целом зависят от форм собственности на имущественных комплекс предприятия. Таким образом, предприятия делятся на государственные (муниципальные) и частные (акционерные, кооперативные). Последние различаются в зависимости от числа владельцев предприятия, от ответственности за деятельностью предприятия, от способов включения капитала в общий капитал. 
 
 

 

    2.Синдикат, как форма договорного объединения

    Определение первое.

    Синдикат  - форма договорного объединения предприятий, предполагающая централизацию снабжения членов синдиката и сбыта производимого ими продукта. Таким образом, устраняется конкуренция между его участниками в области сбыта и закупок сырья. Коммерческая самостоятельность членов синдиката утрачивается полностью, производственная - частично. Предприятие юридически самостоятельно. Участниками синдиката могут быть не только предприятия, но и объединения, концерны, тресты.

    Определение второе.

    Синдикат - вид монополии, представляющий собой объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий.

    Опишем  на примере синдиката:

    1.Унитарные  предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

    2.Унитарные  предприятия, основанные на праве  оперативного управления.

    1.Унитарные  предприятия, основанные  на праве хозяйственного  ведения.

    Это право, так же как и право собственности, является вещным, но, в отличие от него, оно носит ограниченный характер, поскольку осуществляется в пределах установленных собственником (государством) и законом (ст.295 ГК РБ

    Право хозяйственного ведения означает право  предприятия по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом и целями деятельности предприятия , зафиксировано в уставе, утвержденном государственными органами. В принципе государственное предприятие совершает в отношении переданного му имущества любые действия, не запрещенные законом. Государственный же орган определяет, как уже было сказано, цель деятельности предприятия, контролирует эффективность использования и сохранность вверенного имущества, он имеет право на часть прибыли от использования имущества, что решается на договорных началах с предприятием, вправе принять решение о реорганизации и даже о ликвидации предприятия.

    Унитарное предприятие может создавать  другие унитарные предприятия путем  выделения, то есть дочерние предприятия (п.7 ст.114 ГК РБ. Дочерние предприятия не являются особой разновидностью коммерческих организаций или даже унитарных предприятий. Дочернее предприятие также не является собственником своего имущества, а получает от него ограниченное вещное право хозяйственного ведения. Основная особенность его правового положения заключается в том, что такое предприятие - несобственник имеет учредителем другое предприятие - несобственника.

    2.Унитарные  предприятия, основанные  на праве оперативного  управления.

    Такие предприятия создаются в виде федеральных казенных предприятий. В отличие от предприятий первой группы, казенные предприятия имеют меньшую свободу в осуществлении хозяйственной деятельности. Наличие у них требуемого для нормального функционирования имущества (зданий, сооружений, оборудования, мебели и т.п.) предопределяет их участие в имущественных отношениях, но в весьма ограниченных рамках). Свои финансовые и имущественные вопросы они решают не за счет собственных доходов, а за счет средств, отпущенных им из госбюджета.

    Право оперативного управления также предполагает возможность казенных предприятий владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом, целями и предметом их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (ст.296 ГК РБ. Разрешение на осуществление указанной деятельности принимается в форме приказа (распоряжения), определяющего конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство которых оно распространяется.

    Если  право хозяйственного ведения не предполагает у собственника возможности изъять имущество государственного предприятия без его согласия, то право оперативного управления допускает изъятие, перераспределение имущества казенных предприятий между другими созданными государством предприятиями, не спрашивая согласия.

    Именно  поэтому, а также потому, что собственник  имеет право давать обязательные указания, на казенные предприятия  может быть возложена только ограниченная имущественная ответственность: они  отвечают перед кредиторами всем своим имуществом, находящимся в их распоряжении. При недостаточности этих средств дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам этих предприятий несет государство. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, несут полную ответственность, за исключением случаев их банкротства по вине собственника.

    Форма федеральных казенных предприятий  имеет и другие, четко выраженные специфические черты.

    Федеральные казенные предприятия создаются  по решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п.6 ст.115 ГК РБ). Учредительным документом казенного предприятия является устав, утверждаемый Правительством Республики Беларусь. Оно же вправе принимать решения и о реорганизации и ликвидации такого предприятия.

    В отношении федеральных казенных предприятий предусмотрен режим  директивного планирования. Он установлен постановлением Правительства Республики Беларусь от 6 Октября 1994 года №1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств.)»

    Казенные  предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с планами-заказами и планами их развития. Они вправе осуществлять только ту деятельность, которая разрешена уполномоченным государственным органом. Последний утверждает и доводит до казенного предприятия обязательный для исполнения план-заказ по установленным показателям с учетом плана развития предприятия.

    Постановлением  установлен и особый порядок финансирования как выполнения плана-заказа, так и плана развития казенного предприятия.

    Если  говорить об унитарных предприятиях в целом, то следует отметить еще  одно немаловажное отличие их от других организационно - правовых форм. Оно  касается правоспособности. Правоспособность унитарных предприятий первой группы, т.е. основанных на праве хозяйственного ведения, носит целевой характер, что означает их обязанность не выходить за рамки целей и задач, зафиксированных в уставе. Правоспособность казенных предприятий формулируется очень жестко и конкретно путем указания на предмет деятельности (выпуск тяжелого оружия, изготовление стрелкового оружия и т.п.) и является специальной. В отношении же всех остальных организационно-правовых форм может вестись речь об универсальной (общей) правоспособности, поскольку Гражданский кодекс теперь не обязывает их указывать в уставе цель, вид и предмет деятельности. Это является их правом, и выход за пределы указанных ими добровольно целей деятельности никаких негативных для этих форм последствий не влечет. 
 
 
 
 

 

    Заключение

    Таким образом, я полностью рассмотрел данную тему работы и тем самым  пришел к определенным выводам.

    Так, например, если сравнивать полные товарищества и хозяйственные общества, то в  хозяйственных обществах (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество) юридическое лицо полностью заслоняет личность участников. Если же сравнивать полное товарищество с другими формами товариществ, то полное товарищество характеризуется тем, что, приобретая права юридического лица, оно становится «новой личностью», которая начинает заслонять собой существовавшее ранее общее начало, так как вместо общих целей, имущества, дел, ответственности, возникают личные цели, дела, имущество и ответственность юридического лица.

    В данной форме договорного объединения предприятий, рассматривается такая муниципальная форма обьединения как «синдикат» в которой преследуется устранение конкуренции между его участниками в области сбыта и закупок сырья. Предприятие(например холдинг), образуемое при комплексе договорных отн ошений является юридически самостоятельным и в его саппорт могут входить объединения, концерны, тресты.

    С моей точки зрения, активному использованию  полных форм обьединений предприятий и организаций в экономике Республики Беларусь будет способствовать также уточнение законодательства, регулирующего полное товарищество, в том числе необходимо:

    • изменение регламентации наименования полного товарищества, так как  действующие положения Гражданского кодекса не позволяют сохранить в случае изменения состава участников полного товарищества его прежнее наименование, к которому привыкли на соответствующем товарном рынке и в поддержание которого было вложено значительное количество средств;

    • исключение требования к минимальному размеру уставного фонда полного товарищества в Республике Беларусь;

    • уточнение по сравнению с действующими Гражданским кодексом видов вкладов  полных товарищей;

    • уточнение обязанностей полных товарищей;

    •введение ответственности участников (учредителей) коммерческой организации, которая является полным товарищем, за долги товарищества;

    • расширения прав участника полного  товарищества, «отстраненного» от ведения  дел полного товарищества;

    •уточнения  характера субсидиарной и солидарной ответственности полных товарищей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Список использованных источников

    1.«Экономика предприятия» В.К. Скляренко, В.М. Прудников «Инфра-М» 2006.

    2.Андрюшенко  В.И., Книга акционера для чтения  и принятия решений., Минск. Фин. и стат-ка, 1994г.

    3.Холодов Л.Г. " Вопросы государственного регулирования экономики".1994 г. Изд. "Экономика".

    4.Шенаев, Кузнецов " Западная Европа, парадоксы регулирования экономики". 1994 г. Изд. "Экономика".

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий на примере синдиката