Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 13:28, реферат

Краткое описание

В тех случаях, когда экономическая деятельность приобретает массовый характер, осуществляется не только для себя и семьи, но и для других людей, в общественных целях, ей должны соответствовать определенные, установленные законом и нормами хозяйственного права формы организации и структуры управления. Это организационно-правовые формы хозяйствования. Они дают возможность человеку, гражданину, коллективу, обрести официальный правовой статус хозяйствующего субъекта, стать общественно признанным хозяйственником, предпринимателем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1. Основные формы организации бизнеса………………………..………...........4

2. Классификация организационно-правовых форм бизнеса………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..33

Файлы: 1 файл

Орг формы предпр деят-ти111111111111111.doc

— 178.50 Кб (Скачать)
  1. Классификация организационно правовых  форм бизнеса
 

   Более солидной, устойчивой, долговременной, масштабной формой организации экономической деятельности является предприятие. Именно оно представляет собой самую распространенную и типовую форму организации хозяйственной деятельности.

  Само понятие «предприятие» очень емкое, многостороннее. Представление о предприятии и его видах во многом зависит от типа экономической системы, к тому же оно изменяется во времени. В условиях централизованно управляемой советской экономики предприятиями в основном считались государственные производственные учреждения, заводы, фабрики. В 70-е годы наряду с ними в Советском Союзе стали создаваться более крупные организационные структуры, названные производственными и научно-производственными объединениями.

  Поворот к рыночной экономике породил ряд организационно-правовых форм, которые не были свойственны планово-директивной экономике. Проявилось в первую очередь увлечение такими формами организации, как кооперативы, малые предприятия, появились совместные предприятия. В то же время в качестве крупных интеграционных форм возникли концерны, ассоциации, консорциумы. Множеству «рыночных» названий, заимствованных из терминологии хозяйственного лексикона капиталистической экономики, далеко не всегда адекватно их фактическое содержание.

  Самостоятельно хозяйствующий субъект называется предприятием в том случае, если он создан в порядке, установленном действующим законодательством, и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Это первичные, существенные признаки и свойства предприятия. Но столь же важно отметить, что чаще всего предприятие образует юридическое лицо, имеет название и печать, расчетный счет в банке.

  Юридическим лицом принято считать организацию, представляющую в едином лице входящих в нее отдельных субъектов, имеющих в распоряжении обособленное имущество, несущую самостоятельную имущественную ответственность, выступающую в качестве самостоятельного субъекта права в роли как истца, так и ответчика.

  Само слово «предприятие» наиболее характерно для установившейся российской экономической терминологии и в гораздо меньшей степени используется в экономической науке и практике стран капиталистического мира. В то же время в деловом лексиконе этих стран нелегко подыскать слово, полностью эквивалентное понятию «предприятие». Пожалуй, самым близким аналогом можно считать широко распространенное слово «фирма», хотя это понятие относится к числу как научных, так и общеупотребительных, бытовых названий. Под фирмой чаще всего понимаются хозяйственная организация, компания или отдельный предприниматель, пользующиеся правами юридического лица, осуществляющие цели получения дохода и прибыли. Этому весьма универсальному определению соответствуют малые и крупные предприятия, организации самого широкого профиля.

  Близки по смыслу к понятию «предприятие» более специальные, конкретные термины «компания» и «корпорация».

  Компании это предприятия разнообразного профиля, основанные на долевом участии вкладчиков. Чаще всего компании заняты предпринимательской, коммерческой, промышленной деятельностью, функционируют на ассоциативных принципах.

  Корпорация представляет собой официально зарегистрированное, действующее, как юридическое лицо, объединение предприятий, организаций, физических лиц, в котором права собственности разделены между ними, как между акционерами. Корпорации в качестве организационно-правовой формы хозяйствования доминируют в американской экономике. Наиболее распространены корпорации в виде акционерных обществ, компаний. Часто это открытые акционерные общества. Корпоративная форма организации оказывается удобной и для акционеров и для самого предприятия, она довольно динамична, дает возможность получения налоговых льгот, ограничивает уровень ответственности держателей акций. В практике США выделяются корпорации в виде небольших фирм, пользующихся особыми преимуществами. Такие фирмы именуются S-корпорациями. Для обеспечения населения услугами, которые не предоставляет частный бизнес, создаются государственные корпорации, к примеру в почтовом деле, на отдельных ветках метрополитена.

  Организационно-правовые формы предприятий и предпринимательской деятельности в целом существенным образом зависят от форм собственности на имущественный комплекс предприятия. В принципе следовало бы разделять предприятия на государственные, использующие государственную форму собственности, и частные, основанные на индивидуальной, личной, частной собственности. В связи с этим правомерно говорить и о коллективных предприятиях.

  Отметим, что понятие «государственное предприятие» трактуется по-разному в странах с разными экономическими системами. Со времен социалистической экономики мы привыкли считать государственным предприятие, в котором средства производства находятся в государственной собственности, а точнее, в распоряжении государственных органов, выполняющее государственные плановые заказы, имеющее руководителя, назначаемого и смещаемого теми же государственными органами в лице министерств, ведомств, комитетов. Близки к государственным и муниципальные предприятия, подчиняющиеся не собственно государственным, а муниципальным органам.

  Новый Гражданский кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1995 года, определяет, что государственные и муниципальные предприятия должны создаваться в форме унитарных предприятий. Унитарным предприятием называется такая коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней имущество. Понятие унитарности относится к имуществу унитарного предприятия, которое считается неделимым и, находясь в хозяйственном ведении и оперативном управлении предприятия, является в то же время соответственно государственной или муниципальной собственностью и не может быть разделено, скажем, между работниками предприятия.

  В устоявшейся рыночной, капиталистической экономике, по существу, нет прямого аналога нашим государственным предприятиям. Там существует, с одной стороны, крайне ограниченное количество (примерно до 2 %) так называемых бюджетных, ведомственных предприятий, входящих в систему государственного административного управления, подчиняющихся непосредственно министерствам, ведомствам, муниципалитетам и не имеющих хозяйственной самостоятельности. Такие предприятия целиком финансируются государственным бюджетом и не платят налоги.

  С другой стороны, в странах с рыночной экономикой существует значительное количество предприятий, относимых к государственному сектору в том смысле, что основная часть акционерного капитала принадлежит в нем государству. Это в основном общественные (публичные) корпорации и смешанные акционерные общества с господством государственного капитала.

  Принципиально важно, что отдельно взятый государственный орган не имеет права распоряжаться имуществом таких предприятий, считать себя их собственником. Лишь в общественных корпорациях управляющие назначаются государственным решением, но ни они сами, ни персонал в таких корпорациях не состоят на государственной службе. Государственные акционерные корпорации назначают, нанимают или избирают руководителей сами. А их деятельность контролируется представительными государственными органами, с которыми корпорации согласовывают собственные планы.

  На предприятия государственного сектора в странах с рыночной экономикой приходится до 25 % валового национального продукта. Государственное предпринимательство наиболее широко представлено в отраслях народного хозяйства, имеющих ключевое значение для функционирования всей экономики и требующих весомых капиталовложений.

  Государственные предприятия в капиталистических странах не принадлежат, отдельным ведомственным государственным структурам и органам. И все же они должны ежегодно публиковать открытые отчеты о производственной, коммерческой, хозяйственной, финансовой деятельности. Их наличие позволяет контролировать, регулировать, направлять деятельность предприятий, принимать решение об их поддержке или, наоборот, реорганизации и даже закрытии.

  Наряду с государственными предприятиями и предпринимательскими структурами, преследующими цель получения прибыли, существуют и некоммерческие, бесприбыльные предприятия и организации. Это обычно общественные организации, бесприбыльные корпорации, благотворительные фонды, которые финансируются их собственниками, коммерческими структурами, спонсорами. Некоммерческие организации могут быть и самостоятельными, зарабатывая средства, получая доходы лишь в той мере, в какой это необходимо для достижения уставных целей. Такие организации могут вести коммерческую деятельность, но обращают все свои доходы на некоммерческие цели. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации прибыль, полученная некоммерческой организацией, не может быть распределена среди его участников, а должна быть направлена на цели его основной деятельности. Например, если некая средняя школа (некоммерческая организация) сдает помещение, скажем, банку, то прибыль от этой аренды может быть потрачена на ремонт школьных помещений, совершенствование учебного процесса, но не на дополнительное потребление.

  В конце 80-х годов в бывшем Советском Союзе на основе государственных предприятий стали создаваться арендные предприятия. Аренду неправомерно отождествлять с новой самостоятельной организационно-правовой формой предприятия, так как арендное предприятие остается в государственной собственности. Оно переходит в хозяйственное ведение арендатора только на срок, установленный в договоре аренды, заключаемом между арендодателем и арендатором. В то же время, поскольку имущество предприятия, дополнительно приобретенное арендатором в период аренды, становится его собственностью, в итоге формируется смешанная государственно-коллективная собственность.

  Право арендатора на выкуп арендуемого имущественного комплекса еще более приближает аренду к промежуточным, переходным организационно-правовым формам хозяйственной деятельности, способствующим разгосударствлению и приватизации государственных и муниципальных предприятий. Одновременно то обстоятельство, что арендатор обязан не только платить налоги, но и вносить арендодателю согласованную договором арендную плату, свидетельствует о том, что арендная форма — это ответвление государственной, а не возникновение принципиально новой организационно-правовой формы.

Эта особенность аренды вовсе не отвергает ее как официальную, законодательным образом оформленную форму хозяйствования государственных предприятий, способствующую обретению ими за дополнительную плату большего уровня экономической свободы действий.

  В условиях рыночной экономики предприятия, использующие коллективные формы собственности на средства производства, представлены либо смешанными государственно-частными предприятиями, либо предприятиями, в которых частные владельцы собрали свой капитал в единый имущественный комплекс. Предприятия последнего типа по признаку формы собственности следовало бы именовать коллективно-частными, так как, с одной стороны, такое предприятие образует единый, зачастую материально неразделимый хозяйственный объект, а с другой стороны, оно явно или неявно включает часть, долю капитала, на которую имеет право собственности каждый отдельный частный владелец.

  Наиболее органично такой симбиоз представлен в акционерном предприятии, которое в имущественном смысле принадлежит всем акционерам. А в виде отдельной акции — ее частному владельцу. Но возможен и предельный случай чисто коллективной собственности на основные средства предприятия, когда акции не выпускают и частная доля имущественной собственности отдельного участника коллектива в явном виде не устанавливается. Такие предприятия принято называть народными.

  Естественно, что в рыночной экономике, где действует принцип разнообразия и равноправия форм собственности, на законных началах существуют и частные предприятия, собственником основных средств, имущественного комплекса которых являются индивидуум, человек, семья. В общем, частное лицо.

  Как уже отмечено, любой человек может осуществлять предпринимательство посредством зафиксированной, зарегистрированной, разрешенной предпринимательской деятельности и посредством создания собственного предприятия. Хотя граница между этими двумя организационно-правовыми формами хозяйственной деятельности не совсем четкая, размытая. Иногда считают, что индивидуальное предпринимательство ограничивается использованием собственного труда, а предприятие берет свое начало там, где привлекается, используется наемный труд.

  Что же касается разнообразия видов хозяйственной деятельности, то, за редкими, оговоренными законом исключениями, ими на равных правах могут заниматься и государственные, и коллективные, и частные предприятия. Другое дело, что частный бизнес, частный капитал легче и эффективнее применять в мелком производстве, небольших коммерческих предприятиях, в фермерской деятельности. Однако есть множество реальных примеров, когда частный капитал ведет крупный бизнес, владеет предприятиями, на которых трудятся тысячи работников.

  Перейдем к рассмотрению собственно организационно-правовых форм предприятий. Они складываются под воздействием не только форм собственности, но и ряда других факторов, таких, как масштабность, профиль деятельности, характер управления, степень ответственности.

  Что такое организационно-правовая форма предприятия- это относительно новая для отечественной экономической и юридической практики категория, с которой большинству хозяйственников и управленцев раньше, в условиях советской экономики, не приходилось иметь дело, так как все предприятия были, по существу, однотипными — государственными. Любое предприятие рассматривалось как имущественно обособленная хозяйственная единица.

  Под правовой формой предприятия подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

  В условиях глобальной государственной собственности, когда отношения между предприятиями, а во многом и внутри их определялись единым централизованным государственным регламентом, не было необходимости устанавливать правовой режим их взаимоотношений. Переход же к многоукладной рыночной экономике выдвигает на передний план проблему предпринимательского права, условий регулирования внутренних и внешних отношений, порядка устройства и деятельности предприятий.

Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности