Опыт зарубежных стран по приватизации предприятий в период становления и развития рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 02:01, контрольная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике предполагает глубокие качественные изменения в институциональных основах экономики, отношениях собственности, воспроизводственных процессах, в системе управления экономикой. Новые экономические реалии тесно связаны с процессами приватизации, которая является ключевым направлением преобразований, предопределяющим их основные тенденции, обусловливающие изменение механизмов регулирования экономики.

Оглавление

Глава I. Приватизация: значение, формы, методы.
Значение приватизации.
Формы приватизации.
Методы приватизации.

Глава II. Опыт Великобритании и Польши.

Заключение.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ОПЫТ З.СТРАН КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 35.03 Кб (Скачать)

   Глава II. Опыт Великобритании и Польши

   Для сравнительного анализа, российского  приватизационного процесса, полезно  ознакомиться с практикой тех  стран, где приватизационный процесс  проходил более успешно. Чтобы стала  ясна полная неготовность России к  приватизации, рассмотрим условия, которые  можно считать благоприятными для  ее проведения. Обратимся к опыту  Великобритании и Польши.

   В Великобритании, несмотря на проведение лейбористами национализации в некоторых крупных отраслях, основа экономики оставалась рыночной с преобладанием частной экономической деятельности и существованием хорошо развитой банковской и финансовой инфраструктуры. В этих условиях консервативное правительство М. Тэтчер, начиная с 1979 г., сочло целесообразным продажу акций госпредприятий. Открытое предложение ценных бумаг продолжалось в течение нескольких лет, что дало рынку возможность осуществить операции на сумму более 134 млрд. долл.

   Важную  роль сыграло наличие одной из самых развитых в мире финансовых систем, включая инвестиционные и  коммерческие банки, фондовые биржи, строго соблюдаемые законодательные и  нормативные акты.

   В конечном итоге приватизация охватила такие предприятия, как “Кейбл энд  Уайрлесс”, “Бритиш Петролеум”, “Бритиш  Телекоммюникейшнз”, “Бритиш Стил”, “Бритиш Эйруэйз”, “Бритиш Гэс”, а также ряд электроэнергетических  фирм и предприятий коммунального  хозяйства. Полагаясь целиком на рыночные стимулы и не прибегая к  выпуску ваучеров, Великобритания более  чем удвоила число индивидуальных акционеров – с 4 млн. в 1983 г. до почти 10 млн. в 1995 г.

   Хотя  британская приватизация в целом  была далека от совершенства и сопровождалась многочисленными злоупотреблениями, тем не менее общепризнано, что  результатом ее стало повышение  эффективности, сокращение числа занятых  и усиление конкуренции между  приватизированными предприятиями.

   В Польше при значительно меньшем, чем в Великобритании, уровне развитости рынка удалось относительно успешно осуществить рыночные реформы, в том числе приватизацию, хотя процесс перехода к рынку был далеко не безболезненным. На протяжении почти 2-летнего первоначального периода возникали серьезные проблемы, связанные с принятием основных принципов шоковой терапии. Тем не менее с 1989 по 1998 г. темпы экономического роста в стране были самыми высокими среди государств Восточной Европы. Согласно оценкам Европейского банка реконструкции и развития, в 1998 г. в Польше ВНП превысил уровень 1989 г. на 117%, в то время как во всех других членах Варшавского договора и бывших республиках СССР он был ниже, чем в дореформенный период.

   Было  бы похоже на сказку, если бы все это  оказалось возможным благодаря  конкретному плану, которого твердо придерживались. План, конечно, существовал, и его крупные блоки удалось  реализовать. Однако стратегия приватизации вызывала возражения, и для большинства  крупных предприятий ее отложили до 1995 г. Вместе с тем продолжалось продвижение вперед в той части плана, которая касалась стимулирования создания новых предприятий и приватизации мелких госпредприятий в сфере торговли и услуг.

   Отсрочка  дала время для извлечения уроков из ошибок тех, кто продвигался слишком  быстро. Была разработана программа  приватизации, архитектор которой Януш Левандовский выдвинул ряд четких приоритетов:

   • менеджеры не могут получать право  контроля (прямого и косвенного) или право собственности в  отношении своих фирм;

   • предприятия следует не только приватизировать, но и реструктуризировать в целях  повышения их конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках;

   • при сохранении собственности граждан  и правительства на активы предприятий  важно разработать механизм, позволяющий  учитывать мнения иностранных специалистов и консультантов при принятии решений в области инвестиционной и хозяйственной стратегии;

   • выгоды от приватизации и последующего функционирования предприятий должны получать не только их менеджмент и  работники, но и общество в целом;

   • процесс приватизации необходимо сделать  прозрачным и защищенным от коррупции.

   К моменту готовности общества реализовать  эту программу усилия по созданию новых предприятий уже принесли плоды. Успешно формировалась рыночная инфраструктура, и хотя этот процесс  не был завершен, она была уже  настолько развита к началу приватизации, что госпредприятия столкнулись  с относительно конкурентной средой, в которой не могли доминировать.   
 
 
 
 

    Заключение.

    Реформа отношений собственности - один из главных  элементов рыночной трансформации  постсоциалистической экономики. Преодоление  тотального огосударствления, свойственного  административно-плановой системе, осуществляется главным образом с помощью  приватизации. Под приватизацией  понимают продажу или безвозмездную  передачу государственной собственности  в руки граждан, трудовых коллективов  и юридических лиц. В результате приватизации могут возникать частные  или смешанные фирмы в различных  организационно-хозяйственных формах от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций. В переходной экономике известны следующие основные методы приватизации прямая продажа  за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам предприятий, массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Каждый из этих методов приватизации может реализоваться в разнообразных конкретных формах. В переходной экономике приватизация осуществляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий. 
 
 

    Список  использованной литературы

  1. Бережной А. Этапы приватизации государственного и муниципального имущества // Право и политика.- 2007.- №8.- С.106-113.
  2. Бирюков Б.М. Приватизация и деприватизация жилья. / Б.М.Бирюков.- М.: Ось- 89, 2004.- 207с.
  3. Богатырев М. Приватизация как гражданско-правовой институт // Право и экономика.- 2006.- №10.- С.22-28.
  4. Бойцов Г.В. Приватизация, деприватизация жилья. / Г.В.Бойцов.- М.:ГроссМедиа, 2005.- 141с.
  5. Дилигенский Г. Приватизация: некоторые социальные и социально-психологические аспекты. «Мировая экономика и международные отношения» №5/2005.- 48с.
  6. Камышанский В. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Закон.- 2005.- №11.- С.70-76.
  7. Савас Э.С. Приватизация - ключ к рынку. М., 2002
  8. Чичелев М. Приватизация - не распродажа уцененных товаров, а поиск эффективного собственника // Финансовый бизнес.- 2004.- №4.- С.48-55.
  9. Виноградов В.А., Веселовский С.Я. Приватизация в глобальном контексте. Опыт критического исследования. М. .: ИНИОН РАН,, 2008

Информация о работе Опыт зарубежных стран по приватизации предприятий в период становления и развития рыночных отношений