Оценка экономических последствий чрезвычайных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:54, статья

Краткое описание

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера становятся серьезным препятствием для устойчивого развития страны и снижения уровня бедности населения. Последствиями этих чрезвычайных ситуаций являются: сокращение основных производственных мощностей в результате полного или частичного их разрушения, выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота; потери объектов социально-культурной сферы, сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы; снижение уровня жизни населения, косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг; расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и т. п.
Ежегодно, по данным МЧС КР, на территории республики происходит около 200 чрезвычайных ситуаций и имеется устойчивая тенденция роста их количества.

Файлы: 1 файл

статья Ширин.docx

— 95.50 Кб (Скачать)

УДК 351/354-502.5/8 (075.8)-504

Оценка  экономических последствий 

чрезвычайных  ситуаций

Аннотация:

В статье приведена  новая методология  оценки возможного экономического ущерба при чрезвычайных ситуациях при  минимальных исходных данных.

Ключевые слова: экономический ущерб, последствия, оценка, методика.

Чрезвычайные  ситуации природного и техногенного характера становятся серьезным  препятствием для устойчивого развития страны и снижения уровня бедности населения. Последствиями этих чрезвычайных ситуаций  являются: сокращение основных производственных мощностей в результате полного или частичного их разрушения, выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота; потери объектов социально-культурной сферы, сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы; снижение уровня жизни населения, косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг; расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и т. п.

Ежегодно, по данным МЧС КР, на территории республики происходит около 200 чрезвычайных ситуаций и имеется устойчивая тенденция роста их количества.

Период

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Количество чрезвычайных ситуаций

209

312

227

439

Количество жертв (человек)

93

281

71

158

Материальный ущерб (тыс. сомов)

815 813,0

1 194 693,0

156 589,29

596 910,00





Количественный  анализ чрезвычайных и кризисных  ситуаций природного и техногенного характера за период 2007-2010 годы представлен  в нижеследующей таблице:                         Табл.1. Количество ЧС природного и техногенного характера за 2007-2010 гг

Таким образом, всего за вышеуказанный период в Кыргызстане  зарегистрировано 1187 чрезвычайных и  кризисных ситуаций природного и  техногенного характера, в результате которых погибло 603 человека, общая  сумма материального ущерба составляет 2764 005,29 тыс. сомов [7].

 

К сожалению, на сегодняшний день не сложился единый подход к содержательной стороне понятия “экономические последствия чрезвычайных ситуаций”.

Невозможность предотвращения большинства чрезвычайных ситуаций (ЧС), выдвигает на первый план мероприятия по минимизации ущерба и потерь от их возникновения. В этих условиях возникает серьезный вопрос, требующий немедленного ответа: как  определить вероятность и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций.

Эффективность управления ЧС в целях минимизации экономического ущерба в значительной степени зависит от своевременности и точности оценки экономического ущерба.

Для оценки величины ущерба используется «Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и  террористического характера» [2],  разработанная на основе проводимых ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) многолетних исследований по анализу и управлению риском чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Для нашей Республики    вышеуказанная  методика [2] неприемлема в связи с требованием данной методикой большого объема исходной информации экономического и социального характера, которая во многих случаях частично или полностью отсутствует на объекте. Поиск информации  в свою очередь занимает очень много времени и сил.

Экспресс - методика расчета возможного экономического ущерба  дает возможность проведения оценки по рассматриваемому объекту  или району при минимальных данных. Блок-схема экспресс - методики определения  возможного экономического ущерба приведена  на рисунке 1.

Данная  методика предполагает системный подход, основанный на учете как прямых, так и косвенных последствий  чрезвычайных ситуаций. Расчет основывается на оценке рисков, так как риск включает расчеты возможного числа погибших (пострадавших) людей и экономических потерь, которые могут быть вызваны стихийными бедствиями.

 Экспресс-методик предназначена, чтобы определить возможный ущерб при ЧС на любой год  вперед, аналитическим и экспертным путем с помощью компьютерного моделирования, что позволит проработать эффективные мероприятия по минимизации ожидаемого ущерба [3]

 

 

 

 

 

      Факторы риска


-экономические;

-социальные;

-стихийные бедствия;

-чрезвычайные ситуации;

- и другие.

Сбор и ввод исходной информации

Расчет и оценка экономического ущерба по существующей методике для  стран СНГ, разработанная ФГУ ВНИИ ГОЧС

     Новая методика оценки ущерба

Сбор имеющейся информации по экономическим показателям и  ЧС

Построение графиков и  определение математических моделей по линиям Тренда

Корректировка данных

Определение поправочных  коэффициентов

уравнение c R=0,7-1,0

 

Построение графиков и  определение математических моделей (фактических и прогнозных) по прямому  ущербу

уравнение c R =0,7-1,0

Корректировка

 данных

Построение графиков и  определение  матем-ких моделей (фактических  и прогнозных) по косвенному ущербу

Построение графиков и  определение математических моделей (фактических и прогнозных) полного  ущерба

   нет

да

нет

     да

Построение графика превентивных мероприятий по минимизации рисков и экономического ущерба

         Мероприятия

  Анализ данных

проверка

       да

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

нет

Корректировка данных

нет

   да

проверка


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Блок-схема экспресс - методики оценки экономического ущерба при чрезвычайных ситуациях

Для того чтобы дать прогноз, нужны данные фактического ущерба на каком-либо объекте хотя бы за 1÷2 года. Далее по динамике изменения вторичных  индикаторов (затраты на ремонт, новое  строительство, потребительские цены, и пр.) рассчитываются коэффициенты превышения или уменьшения базовых  показателей относительно индикаторных. При  помощи математического моделирования, при использовании уравнений  линий Тренда, рассчитываются показатели возможных ущербов до прогнозного  года с определением коэффициентов  сравнения.

Затем коэффициенты по прогнозным показателям умножаются на фактический  ущерб, по которым строится соответствующий  график в программе

и определяются прогнозные данные на планируемый год с помощью  математической модели.

Таким образом, в случае отсутствия экономических показателей за несколько  лет, но имея показатели только за 1÷2 года, алгоритм расчета ущербов, согласно блок-схемы приведенной на рис. 1, будет иметь следующий порядок  операций:

- проводится анализ динамики индикаторов по имеющимся данным;

- строится график и  с помощью математической модели (уравнений линии Тренда) получается уравнение для расчета динамики изменения показателей индикаторов до прогнозируемых данных;

- по фактическим данным выбранного индикатора определяются  коэффициенты сравнения динамики изменения значений цен, затрат и пр. (прогнозируемые показатели);

- фактические данные прямого  ущерба умножаются на коэффициенты  прогнозируемого срока, и в  результате получаются данные, по  которым строится графики прямого  ущерба;

- фактические данные косвенного  ущерба умножаются на коэффициенты  прогнозируемого срока, и в  результате получаются  графики  косвенного ущерба;

- далее вычисляются средние  арифметические значения прямого  и косвенного ущербов;

- суммируются данные по  прямым и косвенным  ущербам,  в результате чего определяется  полный ущерб на рассматриваемый  период и перспективу;

- после строится график  минимизации ущербов и принятия  превентивных мероприятий по  методам управления рисками (рис. 2).

Данный график показывает динамику уменьшения величины расчетного экономического ущерба и перечень конкретных мероприятий по снижению ущерба (Ущi) в течение определенного времени (Ti= l ÷ 10 лет), которые должны выполняться в расчетные промежутки времени (ΔTj) [4].

 

 

               
 

Ui max


           

Показатель экономического ущерба Ui (млн. сом)

       

 
           
 

U1


         
 

              

 

U3

   
   

U2

            

 

   
       

U4

          ...Un

           

Ui min

             
 

0         T1              T2             T3              T4              …          …  Tn

                                    Период времени Тi (лет, мес., недель, дней)

Мероприятия по минимизации  экономического ущерба Ui

Мероприятие 1

Мероприятие 2

Мероприятие 3

Мероприятие 4

Мероприятие 5

Мероприятие 6

Мероприятие 7


Рис. 2. Мероприятия по управлению риском Ri и минимизации ущерба Ущi в зависимости от времени Ti

 

Анализируя данные по финансированию обстоятельств, связанных с чрезвычайными  ситуациями, важно отметить, что ликвидация ЧС требует огромных финансовых средств. Практическая реализация методов экспресс расчета экономического ущерба при чрезвычайных на основе анализа риска возникновения ЧС, на наш взгляд, позволила бы во многом избежать тех непоправимых последствий, которые возникают в результате стихийных бедствий.

Для минимизации ущерба от чрезвычайных ситуаций следует развивать:

- систему мониторинга,  анализа риска  и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций как основы  деятельности по снижению рисков  чрезвычайных ситуаций;

- систему предупреждения  чрезвычайных ситуаций и механизмы  государственного регулирования  рисков;

- систему ликвидации чрезвычайных  ситуаций, включая оперативное реагирование  на чрезвычайные ситуации, технические  средства и технологии проведения  аварийно-спасательных работ, первоочередного  жизнеобеспечения и реабилитации  пострадавшего населения;

- систему подготовки руководящего  состава органов управления, специалистов  и населения в области снижения  рисков и уменьшения масштабов  чрезвычайных ситуаций.

 

Литература

  1. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н.. Основы анализа и управления рисками в природной и техногенной сферах. М.: Деловой экспресс, 2004. - 352 с.
  2. Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), (Утверждена и одобрена на XXII заседании Межгосударственного Совета по ЧС и природного и техногенного характера в 2008 году). 2004 г. - 146 с.
  3. Иманбеков С.Т.,  Абдурасулов И.А., Кенжетаев К.И., Абдылдабеков К.Т. Санитарно-техническое оборудование зданий. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2012. - 244 с.
  4. Иманбеков С.Т., Бозов К.Д. Управление рисками в инженерных системах. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. - 180 с.
  5. Иманбеков С.Т. Управление безопасностью функционирования инженерных систем в кризисных ситуациях природного и техногенного характера. Вестник КРСУ №7 (12) 2012, Бишкек, с.61-64.
  6. Мониторинг, прогнозирование опасных процессов и явлений на территории Кыргызской Республики (изд. 9-е с изм. и доп.), Б.: МЧС КР, 2011. - 743 с.
  7. Указ Президента Кыргызской Республики   «О Стратегии развития страны на 2009-2011 годы» от 31 марта 2009 года № 183
  8. Шойгу С.К. Основы государственного регулирования мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности России.– М.: Издательско-полиграфический комплекс РЭФИА, 1997. – С. 7

Информация о работе Оценка экономических последствий чрезвычайных ситуаций