Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:14, доклад
ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ — совокупность предприятий, для которых предметом труда служат продукты, произведенные (или добытые) другими предприятиями, в отличие от предприятий добывающей промышленности.
Так, предприятия обрабатывающей промышленности используют поставляемые добывающей промышленностью руды, известь, глину, асбест и т. д., продукты, производимые в сельском хозяйстве,— зерно, хлопок, фрукты и др.
На других предприятиях обрабатывающей промышленности, например в машиностроении, используется металл, производимый на предприятиях черной металлургии, лаки, краски, резинотехнические изделия, выпускаемые предприятиями химической промышленности, и т. д.
ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ — совокупность предприятий, для которых предметом труда служат продукты, произведенные (или добытые) другими предприятиями, в отличие от предприятий добывающей промышленности.
Так, предприятия обрабатывающей промышленности используют поставляемые добывающей промышленностью руды, известь, глину, асбест и т. д., продукты, производимые в сельском хозяйстве,— зерно, хлопок, фрукты и др.
На других предприятиях обрабатывающей
промышленности, например в машиностроении,
используется металл, производимый на
предприятиях черной металлургии, лаки,
краски, резинотехнические изделия,
выпускаемые предприятиями
Обрабатывающая промышленность осуществляет также ремонт и реставрацию промышленных изделий.
К обрабатывающей промышленности относятся машиностроение, легкая, пищевая, химическая (без горно-химической), деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и другие отрасли промышленности.
Важная особенность размещения обрабатывающей промышленности США – практически повсеместное усиление темпов ее субурбанизации, то есть сдвига промышленного производства из центральных частей агломераций в их пригородные зоны. Здесь, как правило, размещаются заводы, требующие больших производственных площадей (автомобильные, авиационные, цементные, химические, нефтеперерабатывающие, тяжелого машиностроения и т.д.) и развитой инфраструктуры. К факторам, «выталкивающим» промышленность в пригороды, относятся: более высокая цена на земельные участки в центральных частях городских агломераций, необходимость создания обширных площадок для стоянок автомобилей (площадь таких стоянок близ новых заводов приближается по размерам к площади самого предприятия), действие законов по охране окружающей среды в городах, «кризис больших городов», где центральные части перенаселены относительно бедным населением.
В период с 1950 по 2005 практически во
всех отраслях обрабатывающей промышленности,
естественно, произошли значительные,
а в иных случаях и радикальные,
изменения в номенклатуре и качестве
выпускаемой продукции. Изменения
структуры и масштабов спроса
на ту или иную продукцию, в свою
очередь, предопределили и значительные
изменения отраслевой структуры
обрабатывающей промышленности. Так, если
в 1950 г. первые три места по объемам
выпускаемой продукции
Предприятия машиностроительной промышленности
размещаются по территории страны крайне
неравномерно – более 60% их расположено
в индустриальных центрах Севера
и на Тихоокеанском побережье, а
доля этих районов в стоимости
выпускаемой продукции
Крупнейшая отрасль
Автомобильная промышленность – одна из наиболее монополизированных отраслей машиностроения США. На долю «большой тройки» — концернов «Дженерал моторс», «Форд», и «Крайслер» — приходится около 97% национального производства легковых и 85% грузовых автомобилей. За пределами США эти монополии контролируют почти 25% мирового производства автомобилей.
Для размещения автомобильной промышленности характерна значительная концентрация производства в Приозерье – 60% условно-чистой продукции отрасли. Только на один штат Мичиган приходится свыше 30% продукции автомобилестроения, основная часть которой вырабатывается в Детройте и его окрестностях, а также в близлежащих городах Флинт, Лансинг и Анн-Арбор. Столь значительная концентрация автомобильной промышленности на юге Мичигана объясняется хорошей обеспеченностью района квалифицированными кадрами, металлургическими, металлообрабатывающими и станкостроительными предприятиями, выгодным транспортно-географическим положением в центре Приозерья, емким рынком сбыта, а также историческими традициями. Однако наметившаяся еще до 2 мировой войны тенденция к рассосредоточению автосборочных заводов и приближению их к периферийным рынкам сбыта усиливаются.
Машиностроительный комплекс занимает особое место среди отраслей обрабатывающей промышленности, который на протяжении долгих лет не только уверенно сохранял, но и укреплял свои лидирующие позиции. Машиностроение - это крупнейший отраслевой комплекс американской промышленности, имеющий стратегическое значение для национальной экономики. Важная и возрастающая роль машиностроения определяется несколькими факторами:
Во-первых, именно в продукции машиностроения в значительной своей части получают материальные воплощения новейшие достижения научно-технического прогресса.
Во-вторых, машиностроение является главной капиталообразующей отраслью хозяйства. Обеспечивая в среднем 40-50 и более процентов общего объема ежегодных капиталовложений в экономику, продукция машиностроения в решающей мере определяет уровень, темпы и масштабы технико-технологического перевооружения хозяйства, способствует дальнейшему повышению его экономической эффективности.
В-третьих, продукция машиностроения играет важную роль в удовлетворении спроса населения на разнообразные технические средства, и его значение в этой области также неуклонно возрастает.
В-четвертых, это военно-политическое значение машиностроения, как разработчика и производителя всех видов военной техники.
В период после 1980 г. в обрабатывающей
промышленности и практически во
всех (за редким исключением) ее отраслях
происходило снижение численности
занятых. Подобная тенденция - это, прежде
всего, свидетельство роста
О том же свидетельствует и сокращение доли производственных рабочих в общей численности занятых. Вот лишь некоторые примеры. Начиная с 1960 г. и до 2005 г. доля производственных рабочих сократилась (в %) в текстильной промышленности с 89.9 до 81.2; в швейной - с 88.0 до 76.5; в обувной - с 88.7 до 77.5; в лесной и деревообрабатывающей - с 89.0 до 67.5; в промышленности строительных материалов - с 81.5 до 77.4; в химической промышленности - с 63.5 до 56.9; в металлургической - с 81.4 до 79.1; в машиностроительном комплексе - с 71.4 до 65.9, причем особенно значительным это сокращение было в электронной промышленности - с 63.8 до 46.3.
В целом в обрабатывающей промышленности доля производственных рабочих изменялась следующим образом (в %): 1950 г. - 79.8; 1960 г. - 72.8; 1970 г. - 70.4; 1980 г. - 72.0; 1990 г. - 68.7; 2000 г. - 71.7 и 2005 г. - 70.1.
Наряду с сокращением доли производственных рабочих весьма показательной, а с точки зрения качественных изменений в структуре занятых - принципиально важной, была тенденция роста численности научно-технического персонала, занятого в обрабатывающей промышленности.
В период 1977-2001 гг. общая
численность ученых, инженеров и
техников в обрабатывающей промышленности
увеличилась на 12%, в том числе
инженеров - на 6%, а ученых - в 2.6 раза.
Особенно значительным рост был в
отраслях машиностроительного комплекса,
где общая численность этих категорий
занятых в те же годы увеличилась
на 17%, в том числе инженеров - на
10%, а ученых - в 4.8 раза. В 2001 г. именно
в машиностроении работало 60% ученых
и 80% инженеров от общего их числа
в обрабатывающей промышленности. Большая
часть ученых, инженеров и техников
была сосредоточена в
Одна из основных отраслей машиностроительной
промышленности США – общее машиностроение
– представляет собой по существу
целый конгломерат
Станкостроительная
В достижении высокого уровня механизации
полеводства, животноводства и других
отраслей сельского хозяйства важное
место принадлежит
В производстве оборудования для нефтяной промышленности выделяются главные нефтедобывающие штаты страны – Техас, Луизиана и Калифорния, на долю которых приходится около 80% занятых в этой отрасли машиностроения.
Свыше половины всех двигателей внутреннего
сгорания производят в двух штатах
– Висконсине и Мичигане (в последнем
– главным образом
Выпуск паровых и
Основные центры производства оргтехники размещаются преимущественно в штатах Нью-Йорк, Огайо, Коннектикут.
Наиболее быстро растущая отрасль машиностроения США – производство радиоэлектронной аппаратуры и средств связи. По отгрузкам электронного оборудования США в 3-4 раза опережают своих основных конкурентов – Японию и ФРГ. На долю американских фирм приходится до 40% всего производства ЭВМ в развитых странах. Особенно заметно преобладание США в выпуске ЭВМ промышленного и военного назначения; в то же время в производстве бытовой электроники американские компании не выдерживают конкуренции с японскими и другими южноазиатскими странами, в ряде случаев даже на внутреннем рынке.
Авиационная промышленность страны – выросшая в годы 2 мировой войны, с развитием военного ракетостроения и развертыванием космических программ в США превратилась по существу в новую отрасль – авиаракетнокосмическую промышленность. Авиаракетные монополии «Макдоннел-Дуглас», «Локхид», «Боинг», «Рокуэлл», «Хьюз эйркрафт», в течение многих лет занимают первые места по размерам правительственных военных заказов и представляют собой основу военно-промышленного комплекса США. Заметное место в авиаракетнокосмической промышленности страны занимает выпуск и гражданской авиационной техники, в том числе лайнеров, легких самолетов, вертолетов, значительная часть которых экспортируется.
Ведущий район авиаракетнокосмической промышленности – Тихоокеанское побережье с главными центрами Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан-Диего, Сан-Хосе. На Юге к важнейшим центрам отрасли относятся Даллас-Форт-Уэрт (крупнейшая по числу занятых в отрасли агломерация района), Атланта, Хантсвилл (Алабама), основной ракетный полигон и космодром страны на мысе Канаверал (Флорида) и центр управления космическими полетами в Хьюстоне. Основные центры сборки самолетов на Севере – Сент-Луис, Уичито, Нью-Йорк. Свыше 60% всего производства авиационных двигателей, приборов, комплектующих узлов и деталей сосредоточено на Индустриальном Востоке США (основные центры – Цинциннати, Индианаполис, Хартфорд, Нью-Йорк, Бостон, Буффало). На Западе к числу крупных центров двигателестроения в авиакосмической промышленности относятся Сакроменто, Финикс, Лос-Анджелес.