Обрабатывающая промышленность США

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:14, доклад

Краткое описание

ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ — совокупность предприятий, для которых предметом труда служат продукты, произведенные (или добытые) другими предприятиями, в отличие от предприятий добывающей промышленности.
Так, предприятия обрабатывающей промышленности используют поставляемые добывающей промышленностью руды, известь, глину, асбест и т. д., продукты, производимые в сельском хозяйстве,— зерно, хлопок, фрукты и др.
На других предприятиях обрабатывающей промышленности, например в машиностроении, используется металл, производимый на предприятиях черной металлургии, лаки, краски, резинотехнические изделия, выпускаемые предприятиями химической промышленности, и т. д.

Файлы: 1 файл

Обрабатывающая промышленность США111.docx

— 30.55 Кб (Скачать)

ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ —  совокупность предприятий, для которых  предметом труда служат продукты, произведенные (или добытые) другими  предприятиями, в отличие от предприятий  добывающей промышленности.

Так, предприятия обрабатывающей промышленности используют поставляемые добывающей промышленностью  руды, известь, глину, асбест и т. д., продукты, производимые в сельском хозяйстве,— зерно, хлопок, фрукты и  др.

На других предприятиях обрабатывающей промышленности, например в машиностроении, используется металл, производимый на предприятиях черной металлургии, лаки, краски, резинотехнические изделия, выпускаемые предприятиями химической промышленности, и т. д.

Обрабатывающая промышленность осуществляет также ремонт и реставрацию промышленных изделий.

К обрабатывающей промышленности относятся  машиностроение, легкая, пищевая, химическая (без горно-химической), деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и другие отрасли  промышленности.

 

Важная особенность размещения обрабатывающей промышленности США  – практически повсеместное усиление темпов ее субурбанизации, то есть сдвига промышленного производства из центральных частей агломераций в их пригородные зоны. Здесь, как правило, размещаются заводы, требующие больших производственных площадей (автомобильные, авиационные, цементные, химические, нефтеперерабатывающие, тяжелого машиностроения и т.д.) и развитой инфраструктуры. К факторам, «выталкивающим» промышленность в пригороды, относятся: более высокая цена на земельные участки в центральных частях городских агломераций, необходимость создания обширных площадок для стоянок автомобилей (площадь таких стоянок близ новых заводов приближается по размерам к площади самого предприятия), действие законов по охране окружающей среды в городах, «кризис больших городов», где центральные части перенаселены относительно бедным населением.

В период с 1950 по 2005 практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности, естественно, произошли значительные, а в иных случаях и радикальные, изменения в номенклатуре и качестве выпускаемой продукции. Изменения  структуры и масштабов спроса на ту или иную продукцию, в свою очередь, предопределили и значительные изменения отраслевой структуры  обрабатывающей промышленности. Так, если в 1950 г. первые три места по объемам  выпускаемой продукции занимали, соответственно, машиностроение, пищевая  и металлургическая промышленность, то в 2005 г. на втором месте, вслед за машиностроением, была химическая промышленность (лишь 6-я в 1950 г.) на третьем - пищевая, тогда как металлургическая промышленность оказалась только шестой.

 

 

Предприятия машиностроительной промышленности размещаются по территории страны крайне неравномерно – более 60% их расположено  в индустриальных центрах Севера и на Тихоокеанском побережье, а  доля этих районов в стоимости  выпускаемой продукции составляет 80%. Важнейшие центры машиностроения и металлообработки США: Лос-Анджелес, Чикаго, Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд, Бостон, Сент-Луис, Милуоки, Даллас- Форт-Уэрт, на долю которых приходится свыше 40% условно-чистой продукции машиностроения и металлообработки.

 

Крупнейшая отрасль транспортного  машиностроения США – автомобильная  промышленность. Легковые автомобили – основное транспортное средство для миллиона американцев, а грузовые автомобильные перевозки занимают важное место в транспортной системе  страны. В производстве автомобилей, их сбыте и коммерческой эксплуатации занято около 20 млн. человек, то есть каждый шестой работающий американец прямо  или косвенно связан с автомобильной  промышленностью. В автомобилестроении используется основная часть парка  станков и кузнечно-прессового оборудования. Выпуск автомобилей в США находится на высоком уровне, однако эта отрасль чрезвычайно подвержена конъюнктурным колебаниям и спадам, которые непосредственно сказываются как на автомобилестроении, так и на смежных отраслях: металлургической, химической и резиновой промышленности, станкостроении и т.д., вызывая недогрузку производственных мощностей и безработицу. На американском рынке растет конкуренция со стороны иностранных средне- и малолитражных машин, поставляемых главным образом Японией и ФРГ. Успешной конкуренции этих машин способствовал энергетический кризис и резкое повышение цен на горючее.

 

Автомобильная промышленность – одна из наиболее монополизированных отраслей машиностроения США. На долю «большой тройки» — концернов «Дженерал моторс», «Форд», и «Крайслер» — приходится около 97% национального производства легковых и 85% грузовых автомобилей. За пределами США эти монополии контролируют почти 25% мирового производства автомобилей.

 

Для размещения автомобильной промышленности характерна значительная концентрация производства в Приозерье – 60% условно-чистой продукции отрасли. Только на один штат Мичиган приходится свыше 30% продукции  автомобилестроения, основная часть  которой вырабатывается в Детройте и его окрестностях, а также в близлежащих городах Флинт, Лансинг и Анн-Арбор. Столь значительная концентрация автомобильной промышленности на юге Мичигана объясняется хорошей обеспеченностью района квалифицированными кадрами, металлургическими, металлообрабатывающими и станкостроительными предприятиями, выгодным транспортно-географическим положением в центре Приозерья, емким рынком сбыта, а также историческими традициями. Однако наметившаяся еще до 2 мировой войны тенденция к рассосредоточению автосборочных заводов и приближению их к периферийным рынкам сбыта усиливаются.

Машиностроительный комплекс занимает особое место среди отраслей обрабатывающей промышленности, который на протяжении долгих лет не только уверенно сохранял, но и укреплял свои лидирующие позиции. Машиностроение - это крупнейший отраслевой комплекс американской промышленности, имеющий стратегическое значение для национальной экономики. Важная и возрастающая роль машиностроения определяется несколькими факторами:

 

Во-первых, именно в продукции машиностроения в значительной своей части получают материальные воплощения новейшие достижения научно-технического прогресса.

 

Во-вторых, машиностроение является главной  капиталообразующей отраслью хозяйства. Обеспечивая в среднем 40-50 и более процентов общего объема ежегодных капиталовложений в экономику, продукция машиностроения в решающей мере определяет уровень, темпы и масштабы технико-технологического перевооружения хозяйства, способствует дальнейшему повышению его экономической эффективности.

 

В-третьих, продукция машиностроения играет важную роль в удовлетворении спроса населения на разнообразные  технические средства, и его значение в этой области также неуклонно  возрастает.

 

В-четвертых, это военно-политическое значение машиностроения, как разработчика и производителя всех видов военной  техники.

 

В период после 1980 г. в обрабатывающей промышленности и практически во всех (за редким исключением) ее отраслях происходило снижение численности  занятых. Подобная тенденция - это, прежде всего, свидетельство роста производительности труда в результате повышения  уровня его технической оснащенности и автоматизации производства .

 

О том же свидетельствует  и сокращение доли производственных рабочих в общей численности  занятых. Вот лишь некоторые примеры. Начиная с 1960 г. и до 2005 г. доля производственных рабочих сократилась (в %) в текстильной промышленности с 89.9 до 81.2; в швейной - с 88.0 до 76.5; в обувной - с 88.7 до 77.5; в лесной и деревообрабатывающей - с 89.0 до 67.5; в промышленности строительных материалов - с 81.5 до 77.4; в химической промышленности - с 63.5 до 56.9; в металлургической - с 81.4 до 79.1; в машиностроительном комплексе - с 71.4 до 65.9, причем особенно значительным это сокращение было в электронной промышленности - с 63.8 до 46.3.

 

В целом в обрабатывающей промышленности доля производственных рабочих изменялась следующим образом (в %): 1950 г. - 79.8; 1960 г. - 72.8; 1970 г. - 70.4; 1980 г. - 72.0; 1990 г. - 68.7; 2000 г. - 71.7 и 2005 г. - 70.1.

 

Наряду с сокращением  доли производственных рабочих весьма показательной, а с точки зрения качественных изменений в структуре  занятых - принципиально важной, была тенденция роста численности  научно-технического персонала, занятого в обрабатывающей промышленности.

 

В период 1977-2001 гг. общая  численность ученых, инженеров и  техников в обрабатывающей промышленности увеличилась на 12%, в том числе  инженеров - на 6%, а ученых - в 2.6 раза. Особенно значительным рост был в  отраслях машиностроительного комплекса, где общая численность этих категорий  занятых в те же годы увеличилась  на 17%, в том числе инженеров - на 10%, а ученых - в 4.8 раза. В 2001 г. именно в машиностроении работало 60% ученых и 80% инженеров от общего их числа  в обрабатывающей промышленности. Большая  часть ученых, инженеров и техников была сосредоточена в высокотехнологичных  отраслях и производствах .

 

Одна из основных отраслей машиностроительной промышленности США – общее машиностроение – представляет собой по существу целый конгломерат разнообразных  отраслей. В общее машиностроение американская статистика включает станкостроительную и инструментальную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, производство горностроительных и подъемно-транспортных механизмов, технологического оборудования для полиграфической, пищевой, легкой и других отраслей промышленности, производство турбин и двигателей внутреннего сгорания, торгового и коммунального оборудования, оргтехники, разнообразного общепромышленного оборудования (в том числе подшипников, насосов и компрессоров, силовых трансмиссий, промышленных печей и т.д.). Общее машиностроение – наиболее традиционная отрасль машиностроительной промышленности страны; консервативен и общий рисунок ее размещения на протяжении многих десятилетий. На долю промышленных штатов Севера приходится около 80% всех занятых в отрасли; в том числе свыше 40% концентрируется в Приозерье, главным образом в Иллинойсе, Огайо и Мичигане.

 

Станкостроительная промышленность – одна из наиболее высокоразвитых отраслей американского машиностроения. В условиях обострившейся конкуренции  американские станкостроительные фирмы  уделяют большое внимание расширению производства сложных прецизионных станков, автоматических линий, многоцелевых станков, оборудования с программным  управлением, а также промышленных роботов. Важнейшие районы станкостроительной промышленности США – Приозерье (свыше 50% всех занятых в отрасли) и Новая Англия (свыше 20% занятых).

 

В достижении высокого уровня механизации  полеводства, животноводства и других отраслей сельского хозяйства важное место принадлежит сельскохозяйственному  машиностроению. Для этой отрасли  характерна высокая степень территориальной  концентрации в штатах Приозерья  и Северо-Западного центра – важнейшем  сельскохозяйственном поясе страны. На долю лишь трех штатов – Иллинойса, Айовы и Висконсина – приходится около половины выпуска всех сельскохозяйственных машин и механизмов США. Крупнейшие центры сельскохозяйственного машиностроения – Давенпорт- Рок-Айленд- Молин, Де-Мойн (Айова), Миннеаполис-Сент-Пол, Чикаго, Пеория (Иллинойс), Расин (Висконсин). Следует отметить низкий уровень развития отрасли на Юге (свыше 30% товарной продукции сельского хозяйства и лишь 13% занятых в сельскохозяйственном машиностроении США).

 

В производстве оборудования для нефтяной промышленности выделяются главные  нефтедобывающие штаты страны –  Техас, Луизиана и Калифорния, на долю которых приходится около 80% занятых в этой отрасли машиностроения.

 

Свыше половины всех двигателей внутреннего  сгорания производят в двух штатах – Висконсине и Мичигане (в последнем  – главным образом автомобильные  двигатели).

 

Выпуск паровых и гидравлических турбин сосредоточен в Питтсбурге, Филадельфии, Бостоне.

 

Основные центры производства оргтехники размещаются преимущественно в  штатах Нью-Йорк, Огайо, Коннектикут.

 

Наиболее быстро растущая отрасль  машиностроения США – производство радиоэлектронной аппаратуры и средств связи. По отгрузкам электронного оборудования США в 3-4 раза опережают своих основных конкурентов – Японию и ФРГ. На долю американских фирм приходится до 40% всего производства ЭВМ в развитых странах. Особенно заметно преобладание США в выпуске ЭВМ промышленного и военного назначения; в то же время в производстве бытовой электроники американские компании не выдерживают конкуренции с японскими и другими южноазиатскими странами, в ряде случаев даже на внутреннем рынке.

 Авиационная промышленность страны – выросшая в годы 2 мировой войны, с развитием военного ракетостроения и развертыванием космических программ в США превратилась по существу в новую отрасль – авиаракетнокосмическую промышленность. Авиаракетные монополии «Макдоннел-Дуглас», «Локхид», «Боинг», «Рокуэлл», «Хьюз эйркрафт», в течение многих лет занимают первые места по размерам правительственных военных заказов и представляют собой основу военно-промышленного комплекса США. Заметное место в авиаракетнокосмической промышленности страны занимает выпуск и гражданской авиационной техники, в том числе лайнеров, легких самолетов, вертолетов, значительная часть которых экспортируется.

Ведущий район авиаракетнокосмической промышленности – Тихоокеанское побережье с главными центрами Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан-Диего, Сан-Хосе. На Юге к важнейшим центрам отрасли относятся Даллас-Форт-Уэрт (крупнейшая по числу занятых в отрасли агломерация района), Атланта, Хантсвилл (Алабама), основной ракетный полигон и космодром страны на мысе Канаверал (Флорида) и центр управления космическими полетами в Хьюстоне. Основные центры сборки самолетов на Севере – Сент-Луис, Уичито, Нью-Йорк. Свыше 60% всего производства авиационных двигателей, приборов, комплектующих узлов и деталей сосредоточено на Индустриальном Востоке США (основные центры – Цинциннати, Индианаполис, Хартфорд, Нью-Йорк, Бостон, Буффало). На Западе к числу крупных центров двигателестроения в авиакосмической промышленности относятся Сакроменто, Финикс, Лос-Анджелес.

Информация о работе Обрабатывающая промышленность США