Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:57, курсовая работа
Потребительские расходы населения или кратко потребление (С) – важнейшая и самая большая составляющая ВНП.
Сбережения (S) определяются как доход домохозяйств за вычетом потребления.
Мотивами сбережения домашних хозяйств являются:
1) покупки дорогостоящих товаров и туризм;
2) обеспечение в старости;
3)страхование от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай и т.д.);
4) обеспечение детей в будущем и т.п.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы потребления и сбережения
1.1 Потребление и сбережения: сущность, взаимосвязь, факторы их определяющие. Основные теории потребления в макроэкономике 5
1.2 Формы и методы государственного стимулирования сбережений. Мировой опыт регулирования сбережений 12
Глава 2. Анализ рынка потребления и сбережения 18
2.1 Анализ рынка потребительских товаров (товарного рынка)
2.2 Анализ рынка финансовых ресурсов
2.3 Оценка рынка потребления и сбережения
3. О функции расходов на конечное потребление и сбережение Казахстана 24
Заключение 29
Список использованных источников 27
б) налоговая система Японии поощряет сбережения: здесь низкие ставки налога на доходы от капитала;
в) культурные различия: японцам свойственно предпочтение будущего потребления перед настоящим. Они меньше любят рисковать и более терпеливы.
На японских предприятиях за счет прибыли и отчислений от заработной платы работников образуются специальные инвестиционные фонды. Это обеспечивает привлечение доходов рабочих и служащих к развитию производства.
Рассмотри структуру чистых национальных сбережений.
Чистые национальные сбережения = чистым частным сбережениям за вычетом дефицита государственного бюджета.
Или, иначе, чистые национальные сбережения складываются из 3 компонентов:
1) сбережения домохозяйств;
2) сбережения - фирм в форме нераспределенной прибыли корпораций;
3) сбережения правительства в форме бюджетных излишков (они обычно являются отрицательными).
Политика содействия сбережениям включает воздействие на доходность сбережений: ее необходимо поднять, причем поднять с учетом уровня налогов темпа инфляции, т.е. речь должна идти о норме реального дохода. Эту задачу можно решить двумя основными путями: либо через превышение номинальной нормы процента темпов инфляции, либо через сокращение налоговых ставок, относящихся к номинальному доходу на сбережения. Правда, некоторые экономисты предлагают для роста сберегательной активности использовать, наоборот, повышение налогов. Они аргументируют свою точку зрения тем, что дефицит государственного бюджета, сшивающий инфляцию, является самым главным фактором дефицита сбережений. Следовательно, устранение дефицита бюджета путем повышения налогов (особенно на потребление) способно, на их взгляд, увеличить норму сбережений в стране.
В России в 90-е гг. сложилась весьма низкая норма сбережений, негативные последствия которой дополнялись крайней не цивилизованностью большинства форм сбережений.
Причины низкой сберегательной активности:
- отрицательные реальные процентные ставки по частным вкладам, которые периодически удерживает Сбербанк (а вслед за ним и многие частные коммерческие банки);
- постоянные инфляционные ожидания, вызывающие рост предельной склонности к потреблению;
- отсутствие элементарного опыта инвестирования. Так, неопытность населения повлекла за собой вложения им средств в акции и другие обязательства сомнительных компаний. Такие формы инвестиций по экономическому содержанию не отличаются от сбережений.
До сих пор важной частью сбережений остается наличность, что свидетельствует о непонимании воздействия инфляционного налога, неумении инвестировать, неверии в кредитную систему, ценные бумаги.
Государство и по сей день фактически пренебрежительно относится к инвестиционным возможностям индивидуальных клиентов банков.
Вопрос, какое количество сбережений является достаточным и каким методом стимулировать сбережения, по сей день является дискуссионным.
Но если все же ставить задачу обеспечения выгодности сбережений и инвестиционной деятельности, то государству требуется решить следующие задачи:
•в денежно-кредитной политике необходимо регулирование учетной ставки и процента по депозитам, поддерживая его, скажем, на уровне не более (но в не менее) 4-5% годовых в реальном исчислении.
•должны быть надежно защищены щита законных владельцев собственности, причем не только нормами законодательства и эффективной судебной системой, но и политическими гарантиями.
Для этого правительство должно удерживаться от соблазна «заморозить» все рублевые и валютные, вклады населения или просто не проводить их индексацию в соответствии с ростом вея, а также объявить о невозможности прекращения свободного размена рублей на доллары и долларов на рубли. Правительство, наконец, должно в случае крайней необходимости пойти на национализацию или хотя бы полунационализацию наиболее проблемных банков, чтобы при любых обстоятельствах гарантировать их платежи и сохранность вкладов населения;
•нужно прекратить строительство финансовых «пирамид» на основе государственного бюджета, а также связанную с этим разорительную для него практику завышения доходности государственных облигаций, приводящую к оттоку свободного банковского капитала с кредитного рынка. Необходимо ограничить эмиссию ценных бумаг и частных фирм задачами привлечения инвестиций развития производства;
•следует систематически индексировать амортизационные отчисления, используя непрерывную переоценку основных фондов предприятий;
• необходимо создание поддерживаемых государством финансовых институтов, обеспечивающих поток относительно дешевых долгосрочных кредитов в производственную сферу. Правительство должно начать выпуск валютных облигаций под привлекательный и гарантированный процент, предварительно убедив инвесторов надежности. Нужно также реформировать пенсионную систему с переносом центра тяжести на не государственные пенсионные фонды, обеспечивающие накопление и производительное использование индивидуальных отчислений и пользующиеся надежной системой государственных гарантий. Это – важное условие формирования современного рынка капиталов.
Таким образом, макроэкономическая политика стимулирования сбережений означает поддержание оптимального соотношения между потреблением и накоплением для обеспечения макроэкономической сбалансированности сбережений и инвестиций.
Макроэкономическая политика стимулирования сбережений представляет собой стратегию и тактику по стимулированию сбережений в экономике.
Важнейшие факторы, определяющие макроэкономическую политику стимулирования сбережений - доходы населения, уровень благосостояния семей, уровень цен, экономического ожидания, уровень налогов, традиции и другие факторы, которые принимаются во внимание при ее разработке и реализации.
Основой макроэкономической политики стимулирования сбережений выступает государственная политика по организации сбережений.
Макроэкономическая политика стимулирования сбережений предполагает абстрагирование от различий региональной (местной) рыночной конъюнктуры и влияния субъективных факторов, определяющих экономическую конъюнктуру.
Важнейшими элементами макроэкономической политики стимулирования сбережений выступают государственная финансовая и кредитно-денежная политика.
Кредитно-денежная (монетарная) политика, проводимая преимущественно НБ РК, имеет целью обеспечить стабильность национальной денежной единицы и обеспечить сохранность сбережений населения в банках и иных кредитных организациях.
Фискальная политика государственная (бюджетная, налоговая) непосредственно отражается на результатах сберегательного процесса и должна быть направлена на стимулирование сбережений, прежде всего в кредитной форме, чтобы обеспечить инвестиции в экономику.
Макроэкономическая политика стимулирования сбережений может проводиться также международными организациями, вводящими режим наибольшего экономического благоприятствования, предоставляющими налоговые льготы, субсидии, кредиты, что стабилизирует экономию, положение страны, способствует ее экономическому росту, стимулируя сберегательный процесс.
Глава 2. Анализ рынка потребления и сбережения
Источником и потребления, и сбережений является располагаемый доход (Y), получаемый индивидуумом — личный доход за вычетом индивидуальных налогов. Потребление (С) — это использование части располагаемого дохода для текущего приобретения товаров краткосрочного и длительного пользования и услуг. Сбережения (S) — накопление части дохода для последующего потребления. Таким образом, и потребление, и сбережения являются функциями дохода (ВНП). (Здесь и в дальнейшем в целях упрощения анализа мы будем предполагать, что выпуск продукции (ВНП) и доход равны.)
Зависимость между уровнем дохода и потреблением описывается графиком потребления (рис. 21.1).
Рис. 21.1. График потребления
Биссектриса на рис. 21.1 описывает ситуацию, при которой потребление равно доходу, т.е. весь доход потребляется и сбережения равны 0.
В реальной жизни потребляется только часть дохода и кривая потребления обычно принимает вид СС.
Анализ этой кривой показывает, что:
даже при нулевом доходе существует потребление. Это так называемое автономное потребление (С0) — потребление, не зависящее от уровня дохода. Потребление никогда не может равняться 0, так как без потребления невозможно существование человека как биологического вида. Автономное потребление может осуществляться за счет продажи накопленного имущества, прошлых сбережений, займов;
при доходе, равном Y1, потребление больше дохода. В этом случае потребление осуществляется как за счет дохода, так и за счет сбережений, займов и т.п.;
при доходе, равном Y2, весь доход идет на потребление;
за пределами Y2, при Y3 часть дохода (Y3B) потребляется, а часть дохода (AB) — сберегается.
При этом по мере роста дохода потребление абсолютно растет, но доля его в доходе имеет тенденцию к сокращению.
Другая часть располагаемого дохода используется для сбережений. Зависимость сбережений от величины дохода представлена на рис. 21.2.
Рис. 21.2. График сбережений
График сбережений показывает, что при доходе, равном Y1, сбережения имеют отрицательное значение (сбережения сокращаются), при доходе Y2 сбережения равны нулю. Они возникают и начинают расти за пределами Y2 и по мере увеличения дохода возрастают абсолютно, растет и доля сбережений в доходе.
Помимо дохода, на потребление и сбережения влияют и другие (недоходные) факторы, приводящие к изменениям потребления и сбережений при том же уровне дохода и смещению кривых потребления и сбережений:
накопленное богатство;
объем бесплатных услуг, оказываемых населению (бесплатное образование, здравоохранение и т.п.);
насыщенность рынка товарами;
уровень налогообложения;
задолженность по потребительским кредитам;
ожидания изменения цен, доходов и др.
Очевидно, что изменения всех этих факторов (кроме изменений в налогообложении) оказывают противоположное воздействие на потребление и сбережения. Например, ожидание роста цен будет увеличивать текущее потребление и, соответственно, снижать сбережения; сокращение накопленного богатства, наоборот, будет снижать потребление и увеличивать сбережения и т.д. Только увеличение или сокращение налогов однонаправленно влияет на потребление и сбережения, т.е. если налоги снижаются, то расти будет и потребление, и сбережения, и наоборот.
Уровень потребления и сбережений характеризуют, соответственно:
средняя склонность к потреблению (АРС) — доля располагаемого дохода (Y), направляемая на потребление (С):
средняя склонность к сбережению (АРS) — доля располагаемого дохода (Y), направляемая на сбережение (S):
Для макроэкономического анализа, в первую очередь, важно не то, какая часть дохода была потрачена на потребление, а то, какая часть прироста дохода будет потрачена домохозяйствами на потребление, ибо именно планируемые расходы формируют спрос.
Предположим, что первоначально доход составлял 10 тыс. рублей, из них на текущее потребление расходовалось 8 тысяч и 2 тысячи откладывалось, сберегалось (например, на отпуск), т.е. АРС = 0,8, а АРS = 0,2.
Допустим, что доход увеличился на 3 тысячи. Как распределятся эти дополнительные 3 тысячи? В том же соотношении 4 к 1, или в другом?
Отношение изменения объема потребления (ΔС) к изменению дохода (ΔY) называется предельной склонностью к потреблению(МРС):
.
Отношение изменения сбережений (ΔS) к изменению дохода (ΔY) называется предельной склонностью к сбережению (МРS):
Продолжим пример. Если из дополнительного дохода в 3 тысячи 1,8 тысячи было отложено, а 1,2 тысячи истрачено на текущее потребление, то МРS = 0,6, а МРС = 0,4.
Обратите внимание на то, что
и
Значение МРС и МРS определяют наклоны, соответственно, кривых потребления и сбережения. Крутой наклон СС означает высокую склонность к потреблению, а плавный - низкую. Аналогично и кривая сбережений. По мере роста дохода МРS растет, а МРС падает. Зависимость потребления от дохода (функцию потребления) можно описать формулой:
где С - потребление;
С0 - автономное потребление - потребление при нулевом доходе;
МРС - предельная склонность к потреблению;
Y - располагаемый доход (валовой национальный продукт).
Зная функцию потребления, можно определить зависимость сбережений от дохода , вывести функцию сбережений:
, т.е.
Потребление и сбережения есть функции дохода. По мере роста доходов доля потребления сокращается, а доля сбережений растет. Автономное потребление — это потребление, независимое от уровня дохода. Уровень потребления и сбережений характеризуется следующими показателями: средняя склонность к потреблению — доля дохода, направляемая на потребление, в общем доходе; средняя склонность к сбережению — доля дохода, направляемая на сбережение, в общем доходе; предельная склонность к потреблению — отношение изменения объема потребления к изменению дохода; предельная склонность к сбережению — отношение изменения в сбережениях к изменению дохода.
Информация о работе О функции расходов на конечное потребление и сбережение Казахстана