- Новая парадигма регионального управления: необходимость создания и отличительные особенности.
Необходимость формирования
в России новой парадигмы регионального
развития и регионального управления,
осуществляемый переход России к
рыночной экономике и демократическим
формам управления и самоуправления,
необходимость формирования нового
геополитического и экономического
пространства после распада СССР
предопределены рядом причин экономического,
политического и иного характера:
усиление социальной роли
государства и административных
органов в обществе;
изменение государственного
устройства, в том числе формирование
новых административных и бюджетных
отношений между центром и
регионами;
новая регионализация России,
в ходе которой наполняются новым
содержанием исторически сложившиеся
регионы, а также появляются новые
регионы как специфические социально-экономические,
политические и этнокультурные образования;
усиление конкурентоспособности
регионов в национальном и мировом
экономическом пространстве.
- базируется
на понимании региональной проблемы как многогранного явления, охватывающего
экономические, социальные, экологические,
культурные, духовно-нравственные и иные
вопросы.
Проблемы:
- усиливающееся
неравенство регионов по социально-экономическим
условиям проживания населения, обусловленное
не столько негативными объективными
свойствами территориальной структуры
России, сколько недостатками территориальной
организации страны.
- В России
не существует практически ни одного конкурентоспособного
территориального кластера (комплекса)
как динамичной и внутренне конкурентной
сети близко локализированных предприятий,
производящих одну и ту же или смежную
продукцию и совместно обеспечивающих
хорошие рыночные позиции для страны,
регионов.
- сложившаяся
региональная организация РФ пока не в
полной мере обеспечивает воспроизводство
ключевого актива страны – человеческих
ресурсов в большинстве регионов.
- в последние годы доминирующим фактором государственной региональной политики становится централизация.
- сегодня приходит понимание того, что региональная проблема в принципе не может быть решена раз и навсегда, ибо в ее основе находятся как объективные, так и субъективные причины.
- объектом
управления являются территориальные
единицы, в частности, национально-государственные
и территориально-государственные образования
(республика, край, область, автономная
область, автономный округ, город федерального
значения), а также экономические районы
и федеральные округа, которые можно представить
как относительно целостные самостоятельные
социально-экономические образования.
Отсюда вытекают четыре важных
момента:
а) каждый регион органически
связан со всей национальной экономикой,
т.е. протекающие в нем экономические
процессы должны отражать определенные
закономерности общественного воспроизводства,
формирующиеся под влиянием взаимосвязанных
экономических, социальных и природных
факторов;
б) каждый регион должен быть
внутренне способен к собственному
социально-экономическому развитию (саморазвитию),
мог адаптироваться к требованиям
научно-технического прогресса, изменяющимся
внутренним и внешним условиям;
в) предпосылки функционирования,
развития и управления находятся
как внутри региона, так и вне
его, во внешнем и дальнем окружении (т.е.
геостратегическом, социально-политическом,
экономическом и т.п.);
г) регион как относительно
самостоятельная подсистема национальной
экономики выделяется своим законченным
циклом воспроизводства, специфическими
особенностями протекания экономических,
социальных и иных процессов.
- В классической
теории регионального развития основным
аналогом региона было квазигосударство (т.е. наподобие государства), ориентированное
на уменьшение региональных различий
в соответствии с теорией Дж. М. Кейнса
о построении государства всеобщего благоденствия
(1980-е годы).
Теперь при рассмотрении
региона в качестве объекта управления
стала активно применяться концепция
региона – квазикорпорации (С. Буасье, Ф. Кук,
Э. Куклински и др.). Видение региона, в
том числе и субъекта РФ, в качестве квазикорпорации
в условиях формирования рыночной экономики
дает возможность применения к нему некоторых
корпоративных методов, особенно методов
«крупной корпорации», одного из немногих
типов современных организаций, эффективно
использующих современную концепцию менеджмента.
Создание корпоративного образа региона
приводит к выводу, что управление региональным
развитием можно основывать на методах
менеджмента, а в лоне регионального управления
может формироваться такое научное направление,
как региональный менеджмент.
Управление региональным
развитием, основанном на квазифирменном
(квазикорпоративном) подходе, требует
профессиональных навыков, отличных от
тех. которые были типичны для регионального
технократа или бюрократа в советское
время. В этом плане региональное правительство
должно характеризовать свою деятельность
и управление с двух основных позиций:
квазигосударственной, т.е. с
политической и административной точек
зрения;
квазикорпоративной, т.е. с точки
зрения стратегического управления социально-экономическим
развитием.
Квазисоциум – может быть реализован
в республиках
- Региональное
управление должно основываться на системном
подходе, согласно которому в современных
условиях должна измениться не только
сама теория, методология управления (в
том числе и регионального), но и политика
последовательного, целенаправленного
реформирования всей системы управления
(федерального, регионального уровней
и местного самоуправления), опирающаяся
на Конституцию РФ и законы.
- Развитие
территорий, отвечающее современным требованиям,
может быть эффективным лишь при условии
преодоления тенденции чрезмерной централизации
в государственной региональной политике.
Для этого требуется переход от сверхцентрализированной
системы с доминированием интересов, ресурсов
и действий федерального уровня власти
к новой, децентрализованной либеральной
системе, в которой преимущественное значение
должен получить поиск регионами собственных
путей развития. Естественно, такой процесс
может происходить в пределах и с соблюдением
необходимых и достаточных общегосударственных
установок и ограничений (консультационно-законодательных,
институциональных, экономических, социальных).
Доминирование принципа «снизу – вверх»
– императив и признак новой региональной
политики.
- Проблема
регионального управления должна рассматриваться
в рамках взаимодействия региональных
органов власти с местным самоуправлением.
Оно не сводится лишь к поиску оптимальных
форм и методов взаимодействия региональных
и муниципальных органов. Важным моментом
является определение полномочий, функций
самих территориальных органов, исходя
из специфики, целей и задач развития всего
региона.
- Курс на
децентрализацию и повышение самостоятельности
регионов предопределяет необходимость
активизации межрегиональных отношений,
интенсификации горизонтальных связей
между субъектами РФ, развития горизонтальной
сегментации регионов, основанной на более
эффективных принципах и механизмах межрегионального
взаимодействия и сотрудничества регионов.
В данном случае речь идет, в первую очередь,
о комплексном, масштабном взаимодействии
как органов государственной власти соседних
субъектов РФ, так и хозяйствующих на их
территориях бизнес-структур. Межрегиональное
частно-государственное партнерство особенно
необходимо для peaлизации национальных,
государственных и региональных проектов,
представляющих особый и общий интерес.
- Глобальные
тенденции и развертывающаяся геополитическая
и геоэкономическая логика предопределяют
необходимость укрупнения российских
регионов – субъектов РФ и возрождения
на новой основе системы регулирования
экономическим, социальным развитием
в пределах объективно сложившихся крупных
экономических (экономико-географических)
регионов России: Уральского, Центрального,
Северо-Кавказского и др.
- долгосрочного
и стабильного успеха в региональном развитии
можно добиться только используя новые
инструменты и технологии управления,
в том числе заимствованные из предпринимательства,
из их управленческого опыта (стратегическое
планирование, стратегический маркетинг,
управление проектами, диагностика, аудит
и др.). Именно они способны при адекватной
адаптации принести успех и в сфере регионального
развития.
- общество
вообще, и регион в частности, – это не
объект, которым можно управлять инструментально,
прямым воздействием. Более того, происходит
осознание того, что в конечном итоге управлять
всеми сторонами развития жизни общества
нельзя, невозможно. Важно понять, каким
образом общество и его отдельные части
приходят в движение. Вопрос должен ставиться
о возможности регулирования тех или иных
общественных процессов на разных территориальных
уровнях. Видимо, управленцам следует
понимать и те сферы жизни и деятельности
общества,