Никольский хрустальный завод

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:38, доклад

Краткое описание

Николай Алексеевич Бахметьев, продолживший дело отца, обращает внимание на улучшение качества хрустальных изделий. С начала 19 века завод становится одним из лучших в стране, выполняет престижные заказы, неоднократно получает право изображения на своей продукции Государственного Герба России. При Николае Алексеевиче были построены большие каменные здания для печей, шлифовальная и другие мастерские.

Файлы: 1 файл

Доклад Хрустальный завод.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

 

Доклад

по теме:

«Никольский хрустальный  завод»

 

 

 

 

Уч-цы 9-го класса

Князевой Светланы

 

Алексей Иванович Бахметьев – будучи человеком  энергичным завел у себя в имении, в селе Никольском , парусиновую фабрику и винокуренный завод. Но эти производства его не удовлетворяли. Алексей Иванович,  решил строить стекольный завод. Ведь село со всех четырех сторон окружено сосновыми лесами, что немаловажно было для стекольного производства в 17 веке. Поскольку лес – это топливо, а для плавки стекла нужна температура под 1000 градусов! Так что с лесом обходились здесь бережно, чтобы надолго хватило, иначе, зачем дело заводить? Тогда Бахметьев обратился к Екатерине II с просьбой разрешить ему основать такой завод. 3 августа 1763 года по указу императрицы  Екатерины II из Мануфактур-коллегии на его имя было получено разрешение «хрустальную и стеклянную фабрику завести и позволить, на которой делать хрустальную и стеклянную посуду самым добрым мастеровым». Капитал А.И. Бахметьева, вложенный в дело, составил три  тысячи рублей. Алексей Иванович из Европы, с большой осторожностью, провозит по бездорожью французское и богемское  стекло. Впервые в жизни Никольскому мужику было позволено протянуть руку и потрогать диковинные предметы  барской роскоши. Да и узнать, что составляющие стекла: мел, сода, мышьяк, песок… А если добавить к ним 18 – 24% окиси свинца, оно приобретет тяжесть и переливчатость, прозрачность и звонкость… Потому что при температуре 14000 превратится в хрусталь. Здесь выпускали сотни образцов посуды, светильников, парфюмерных принадлежностей, элементы церковного убранства и утвари. Однако, после Пугачевского бунта 1775г., все предприятия  были разорены и сожжены дотла. Бахметьев  обратился к государству за помощью , которая ему была оказана и  со временем Алексей Иванович наладил  свое дело. Он оказался весьма предприимчивым хозяином. Умер А.И. Бахметьев  в 1779 году, но порядок, заведенный им, сохранился и при вдове Агафоклее Ивановне.

Вдова Бахметьева – Агафоклея  Ивановна сумела увеличить производство. Работали уже три хрустально – стекольных завода, где изготовляли: стекло листовое, штофы, бутылки и разную посуду на общую сумму сорок тысяч рублей в год. Торговали в Москве и на Макарьевской ярмарке. Самыми дорогими считались графины по семьдесят копеек за штуку и хрустальные фужеры по пятьдесят копеек. На фабриках числились 184 рабочих и два смотрителя.

        Николай   Алексеевич Бахметьев, продолживший  дело отца, обращает внимание  на улучшение  качества хрустальных  изделий. С начала 19 века завод  становится одним из лучших в стране, выполняет престижные заказы, неоднократно получает право изображения на своей продукции Государственного Герба России. При Николае Алексеевиче были построены большие каменные здания для печей, шлифовальная и другие мастерские. Появились замечательные мастера-стеклоделы. Они проходили обучение в Санкт-Петербурге на Императорском Стеклянном заводе. Бахметьев лично испытал все тяготы войны 1812 года, когда была сожжена его усадьба и временно прекращено стекольное производство. В продукции Никольско-Бахметьевского завода долгое время была популярна тема, отражавшая события наполеоновских войн и ее героев.

    С 1836 по 1861 годы  у руля фамильного производства  стоял  сын А.Н. Бахметьева, Алексей Николаевич. Предприятие  достигло наивысшего процветания. Выпускаемая здесь продукция отличалась индивидуальностью, изяществом и ювелирной отделкой.

    Сын Н. Бахметьева, Алексей, изучал технологию производства  стекла в Лейпциге и работал  на стекольных фабриках мастеровым. В царствование Николая I Алексей продолжил семейное дело. Заводы выполняли заказы и для казны, Императорского Двора. Чистый доход от каждого завода достигал восемнадцати тысяч рублей в год. В 1829 году на первой в России выставке мануфактурных изделий в Петербурге, продукция Бахметьевых, удостоена большой золотой медали. Образцы работ были  взяты в музей Департамента мануфактур. На последующих пяти всероссийских  выставках, вплоть до 1896 года, продукция Бахметьевых отмечалась наивысшими призами – правом изображения Государственного герба.

       В знак особого  доверия  Бахметьеву поручили наладить  производство предметов, «могущих  иметь  сбыт в Персии и Турции». С большим  усердием Алексей Николаевич берется за выполнение заказа. Изучение технологии производства стекла в городе Лейпциге, дало ему огромный опыт и оказало помощь в таком сложном деле.

       А.Н. Бахметьев  был женат  на дочери графа Толстого – Анне Петровне. Алексей владел заводом в течение 25 лет. Заводская кладовая пополнилась образцами, среди которых много прекрасных подарков от князя Петра Михайловича Волконского и графини Орловой-Денисовой. По заказу графа Панина были изготовлены дверные ручки с шарами из чистого хрусталя. Интересные накладки для университетской церкви в Москве. Большого внимания заслуживал спецзаказ персиянина Каримова – молочники – изящной и тонкой работы.

   Алексей  Николаевич, будучи в своем Пензенском  имении, лично объявил крестьянам и мастеровым об отмене крепостного права. Скончался внезапно. Было ему тогда 63 года. 

   После  внезапной  смерти А.Н. Бахметьева, дело осложнилось. Детей у Бахметьева  не было. Родовое имение Алексея  разделили между собой его  сестры-княгини Трубецкая, Горчакова и Волконская. Однако, опасаясь, что завод в селе Никольском погибнет, хозяин оставил завещание, где говорилось, что предприятие переходит в полную собственность Александру Дмитриевичу Оболенскому, который был сыном его родной племянницы княжны Дарьи Петровны Оболенской, урожденной Трубецкой.

До вступления в наследование Александра Дмитриевича, все дела легли на плечи вдовы  А.П. Бахметьевой. Но она не могла  справиться с управлением заводом. Однако решила, во что бы то ни стало спасти производство – дело всей жизни мужа.

Завод продолжал  работать, но качество продукции ухудшилось, были утрачены рынки в Москве.

В 1884 году, после  смерти вдовы, в дело вступил последний  владелец – Оболенский.

     Он  чувствовал себя обязанным перед памятью и доверием двоюродного деда. Три обстоятельства помогли поднять производство: во-первых, личные средства князя позволяли весь доход от завода тратить на техническое перевооружение, во-вторых, осуществлялся грамотный подбор  высшего технического персонала, в-третьих, ряд благоприятных обстоятельств. Одной такой причиной стала новая железнодорожная ветка Московско-Казанской дороги, которая проходила недалеко от предприятия. Это намного улучшило положение с сырьем и рынками сбыта. В 1896 году завод участвует в Нижегородской ярмарке, где его изделия занимают достойное место. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже хрусталь Оболенского получает Большую Золотую Медаль. Сумев поднять производство, Алексей Дмитриевич стал следить за покупательским спросом. Скоро он понял, что большую прибыль может дать миниатюрная посуда – флаконы для лекарств, духов, лосьонов, жидкого мыла. Очень быстро наладили выпуск посуды для аптек и парфюмерии. В 1913 году товара вырабатывалось почти на восемьсот тысяч рублей.

    В  1917 году князь  Оболенский избирается  главой Союза  стеклозаводчиков  России.

    Частная  мануфактура  Бахметьевых славилась  своими высококлассными  мастерами:  А.Вершинин, К.Селиверстов, И.Головачев,  ПЯ. Куликов и многие другие. В  1779 г. А.И. Бахметьев устроил при фабрике специальную кладовую, в которой откладывались и накапливались для будущих поколений лучшие образцы бахметьевской посуды. Так, с 1789 года, образовался золотой фонд музея стекла и хрусталя.

     В  трудные годы революции и гражданской войны  рабочие смогли не без помощи наследников-сыновей кн. Оболенского (умер в ноябре 1917 г.) – сохранить завод и сберечь музейный фонд. С 1918 по 1924 г. на заводе было коллегиальное управление. Предприятие стало государственным. Постепенно, пережив сложные

      20-30-е годы, завод  стал одним из самых  крупных  в стране. В 1945 г.  завод «Красный  гигант» был  награжден орденом  Трудового  Красного Знамени. Он  единственный  поставлял в течение  всей  войны заготовки всех  марок  оптического стекла для нужд обороны страны. С середины XX века завод «Красный гигант» занимал ведущее место по качеству и экспорту хрусталя, заводские мастера продолжали традиции изготовления изделий сложной ручной работы.

       В советское,  и  особенно в постсоветское,  время стали исчезать рабочие династии на Никольском заводе. Производство стало упрощаться, грозя вовсе исчезнуть. Сейчас Завод к сожалению не работает


Информация о работе Никольский хрустальный завод