Неденежные доходы и их влияние на потребительский выбор

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 22:51, доклад

Краткое описание

Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. В частном смысле под доходами понимаются доходы государства, доходы организаций или доходы населения.

Оглавление

1. определение неденежного дохода
2. определение потребительского выбора
3. влияние неденежного дохода на потребительский выбор

Файлы: 1 файл

Неденежные доходы и их влияние на потребительский выбор.docx

— 21.34 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неденежные доходы и их влияние на потребительский выбор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. определение неденежного дохода
  2. определение потребительского выбора
  3. влияние неденежного дохода на потребительский выбор 
    Неденежные доходы

Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. В частном смысле под доходами понимаются доходы государства, доходы организаций или доходы населения. Существует также разновидность доходов – неденежные доходы. Неденежный доход — это доход, который предоставляется в форме, отличной от денежной. Например, неденежный доход может быть предоставлен физлицу в виде подарка. А с юридической точки зрения можно представить это как движимое, так и недвижимое имущество, полученное лицом по договору дарения, предусматривающему бесплатную передачу в собственность от одного лица (дарителя) другому лицу (одариваемому) в собственность такого имущества.

  1. Чтобы было более понятно, определить, что такое неденежный доход можно сравнивая его с денежным доходом. Рассмотрим на примере дома (недвижимого имущества). Для заемщиков, приобретающих жилье в личных целях, дом представляет ценность как место проживания (неденежный доход), для инвесторов дом является источником денежного дохода, так как они получают ренту от его сдачи в аренду. 
    Потребительский выбор

Потребительский выбор (consumer choice) — решение потребителя о приобретении или использовании блага (товар или услуга), представляющий собой процесс формирования рыночного спроса потребителей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен.

Некоторые экономисты полагают, что поведение потребителей (consumer behaviour) при решении об использовании блага, объясняются предпочтениями потребителя, считая, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. То есть, то, что потребитель предпочитает, то он реально и выбирает, делая свой потребительский выбор.

Другие экономисты, критикуют данное мнение, указывая, что в условиях дефицита тех или иных товаров потребительский выбор является вынужденным, так как предпочитаемый товар невозможно купить, и не выявляет истинного предпочтения.

Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности: от полезности того или иного товара или услуги для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров или услуг.

Потребительский выбор тесно связан с бюджетным ограничением (ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ).

Таким образом, на потребительский выбор влияют предпочтения потребителя, его бюджетные ограничения, цена блага, и степень развитости рынка (выше говорилось о дефиците). С решением потребителя тесно связаны его оценка предельной полезности (MU) и совокупной полезности (TU).

Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ.

  1. Психологический аспект выбора потребителя можно свести к конформизму потребителя, когда последний, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Однако, могут быть и такие потребители, у которых доминирует стремление выделиться из толпы. Существует понятие престижного или демонстративного, статусного потребления. 
    Влияние неденежного дохода на потребительский выбор

Совокупный доход каждого человека складывается из многих, самых разнообразных компонент, причем представить в денежной форме можно далеко не каждую из них. В общем виде совокупный доход определяется как сумма:

YF = YM + YN,

где YF - совокупный доход индивида; YM - денежный доход, получаемый из всех возможных источников (зарплата, проценты и дивиденды, предпринимательский доход, доходы от аренды и др.); YN - доход, получаемый в неденежной форме (удовлетворение от работы, использование физического капитала и наслаждение досугом).

При заданных ценах совокупный доход есть не что иное, как мера возможностей каждого человека в потреблении им различных благ (как товаров и услуг, так и свободного времени). Говоря привычным экономисту языком, это не что иное, как "обобщенное" бюджетное ограничение, с помощью которого вполне естественно измерять неравенство в распределении ресурсов между разными людьми: ведь если бы предпочтения у всех были идентичными, фактическое потребление различалось бы только за счет неодинаковых бюджетных ограничений.

Подобный теоретический подход нашел свое выражение в известном определении Саймонса : "Индивидуальный доход можно определить как алгебраическую сумму реализованного потребления (в его рыночной оценке) и изменения в объеме располагаемого богатства на начало и на конец периода". Доход, таким образом, может расти, даже если фактическое потребление снижается - это выбор самого индивида. Доход растет, если растет потенциальная возможность потребления.

Определение Саймонса, по мнению экономистов важно потому, что оно включает многие виды дохода, которые, как правило, не учитываются традиционной статистикой, например следующие.

1. Неденежные выгоды, получаемые от работы. Иногда их можно выразить в рыночных ценах (например, путевка в дом отдыха, оплаченная предприятием). В некоторых случаях, однако, денежную оценку неденежных выгод получить достаточно сложно. Примером может служить командировка, которую трудно однозначно определить как "чистую" работу, замаскированный досуг или смесь одного и другого. Точно так же невозможно дать рыночную оценку дружелюбной обстановке на рабочем месте, отношениям с коллегами, удовлетворению от интересной работы.

2. Собственная  продукция. Товары и услуги, произведенные  в свободное от работы время  для себя, имеют рыночную цену. Например, мытье окон или уход  за детьми, стирку или ремонт  квартиры можно оплатить, а можно  все это сделать самим. В любом  случае эти услуги или товары - реализованное потребление и, значит, включаются в совокупный доход.

3. Вмененная  рента. Стоимостная оценка "услуг", получаемых человеком за счет  принадлежащих ему товаров длительного  пользования. В первую очередь  это проживание в собственном  доме (квартире) - в противном случае  пришлось бы вносить ежемесячную  арендную плату. Точно так же  и другие предметы длительного  пользования (автомобиль, холодильник, мебель) можно купить и использовать "бесплатно", а можно взять  напрокат. Таким образом, эти "услуги" могут быть оценены в рыночных (альтернативных) ценах.

4. Приобретение  или потеря части богатства, в  соответствии с определением  Саймонса, также должны включаться в совокупный доход (со знаком плюс или минус соответственно).

 

Оптимальный выбор товаров и услуг должен отвечать двум требованиям.

1. Он должен  находиться на бюджетной линии  слева и ниже – неизрасходованная  некоторая часть дохода; справа  и выше – не может быть  закупки в рамках данного дохода (рис.9.4).

2. Оптимальный  набор потребительских товаров  и услуг должен предоставить  потребителю их наиболее предпочтительное  сочетание. Эти два условия сводят  проблему максимизации удовлетворения  потребностей потребителя к выбору  подходящей точки на бюджетной  линии. Это будет точка касания  бюджетной линии и кривой безразличия.

 


Информация о работе Неденежные доходы и их влияние на потребительский выбор