Научно технический прогресс в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:35, реферат

Краткое описание

В том, что нужна рыночная экономика, сегодня наше общество почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие формы она должна принять. Естественно, что переход к полноценным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой придется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой научной системе избежать никак не удастся.

Оглавление

Введение.

1. Состояние рынка НТП на сегодняшний день.

2. Рынок НТП. Тенденции развития.

3. Понятие "рынок НТП" и его особенности

4. Особенности управления созданием НТП в условиях рынка

5. Характеристика инновационного процесса в современных условиях.

6. Формы финансирования НИР и ОКР в условиях рынка.

7. Биржа интеллектуальной собственности и ее роль в развитии рынка НТП.

8. Правовая защита производителей НТП.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 40.14 Кб (Скачать)

- выбрать  программу работ и определиться  со стратегией раз вития;

- подготовить  необходмимое нормативно-методическое  обеспечение  исследований и разработок." *6 
 
Вероятно, есть смысл изучить вопросы, связанные с включением в рассматриваемую сферу длительности биржевых механизмов.

Биржа интеллектуальной собственности, которая на коммерческих (комиссионных или иных хозрасчетных) началах осуществляет набор партнеров  для обычных рыночных операций купли-продажи  технологий или кооперативов для  создания или внедрения технологий с использованием внешних источников.

6. Формы финансирования  НИР и ОКР в  условиях рынка

Переход к  рыночным отношениям и их эффективное  функционирование предполагали формирование рынка научно-технической продукции, широкомасштабное включение в экономический  оборот результатов интеллектуального  труда, выполнение подавляющего большинства  научнотехнических разработок на договорных, коммерческих началах.

Помимо масштабов  ассигнований большую роль в ускорени НТП играют источники и формы  финансирования НИОКР.

В целях  развития предпринимательства в  инновационной сфере в нашей  стране, начиная с 1990 г., развиваются  новые формы финансирования на основе формирования ими инновационных  банков, инновационных фондов для  финансовой поддержки малых организаций, отдельных ученых специалистов, финансирования рисковых проектов.

Так как  без финансового обеспечения, рынокнаучно-технической  продукции не может быть наполнен товаром, и в то же время в нашей  стране отсутствует определенная система  финансирования НИОКР, то весьма целесообразно  будет рассмотреть опыт США в  финансировании предпринимательства  в научно-технической сфере.

Проведение  НИОКР подчинено основным целям  экономической стратегии: максимизации прибыли, увеличению акционерного дохода, сохранению традиционных рынков и выходу на новые. Общие затраты на исследования определяются как фиксированный  процент от объема продаж. Поэтому  перспективы расширения или прекращения  работ по отдельным направлениям зависит от общехозяйственных результатов.

Формы и  методы финансирования зависят от многих факторов, в том числе от приоритетности, от доли фундаментальных наук, а  в рамках прикладных наук от удельного  веса долговременных исследовательских  работ, решающих проблемы общенационального  масштаба.

"В качестве  источников финансирования в  США используются:

федеральный бюджет, частные и благотворительные  фонды, собственные средства университетов, местных властей и др. Преобладают  две формы предоставления средств: институционально-административная, преимущественно  дотационная - для финансирования исследований в институтах, национальных лабораториях. Вторая индивидуальная. Здесь финансирование идет за счет предоставления безвозмездных  субсидий (грантов) небольшим коллективам, работающим над самостоятельными проектами, темами, как правило на конкурсной основе."*1

Для выполнения крупномасштабных программ c привлечением внешних исполнителей используется контрактная система. В наших  экономических условиях , когда отсутствует  инфраструктура науки, система грантов  не может функционировать полноценно, поскольку нет свободного рынка  приборов, реактивов, материалов.

Для эффективного использования системы грантов  при функционировании функциональных исследований следует наделить научного работника или первичную исследовательскую  группу правами юридического лица, в зависимости от сложности проблемы выделять гранты на срок до 3-5 лет. Для  перехода на такую систему нужно, чтобы деньги и фонды находились в распоряжении научных советов  при отделениях республиканских  академий.

Новый статус академических научных учреждений позволит осуществить предложение  о переходе академической науки  на конкурсно-контрактную систему  со свободным финансированием. Суть ее в том, что руководитель научного коллектива завоевывает в результате конкурса финансовое обеспечение своей  работы, объявляет через ученый совет  конкурс на соответствующий штат научных сотрудников. С теми, кто  его пройдет, в дальнейшем заключается  контракт на определенный срок, причем оплата труда определяется ученым советом  в пределах фонда зарплаты, выделенного  на выполнение работы.

Важную роль в перспективе могут сыграть  долгосрочные кредиты. Появление у  научных организаций собственных  средств сделают сферу НИОКР  привлекательной для кредитования, позволит научным коллективам выполнять  инициативные программы исследований. Коммерческий расчет и право исследовательских коллективов распоряжаться результатами НИОКР будут самыми действенными средствами развития инновационного кредита - "рискового капитала" в сфере научно-технической деятельности.

Создание  сети малых (рисковых) предприятий является необходимым условием перехода к  рыночным отношениям и развитием  предпринимательства. В инновационной  сфере они создаются для осуществления  НИОКР по новым перспективным  направлениям и обеспечения их ускоренного  внедрения. Для обеспечения финансирования малых предприятий наряду с другими  формами могут образовываться союзные, республиканские и региональные целевые фонды финансовой поддержки  малых предприятий за счет добровольных взносов государственных, кооперативных, общественных и других предприятий, учреждений и граждан, в том числе  иностранных. "Эти фонды должны быть двоякого назначения:

1) страховые,  которые должны страховать коммерческий  риск;

2) осуществлять  субсидирование предпринимательства,  быть гарантом банковского кредита,  предоставлять льготные кредиты." *1

Мелким предпринимателям должна быть предоставлена возможность  широкого участия в борьбе за безвозмездные  целевые субсидии (гранты) на исследовательские  проекты.

7. Биржа интеллектуальной  собственности и  ее роль в развитии  рынка НТП

В первую очередь  следует отметить, что биржевой механизм внедрения научно-технических достижений не свойственен ни плановый, ни рыночной экономике, а является исключительной импонентной особенностью перехода от социалистической к рыночной модели хозяйствования. В условиях рыночного  хозяйства процесс создания технических  решений, диктуемых рынком, практически  полностью завершается их производственным освоением и коммерческим сбытом, исключая невостребования новшеств и их массированное накопление. По этой причине рыночному хозяйству  не нужен биржевой механизм реализации технических нововведений, плановому  же хозяйству он не нужен в силу отсутствия рынка как такового. Необходимость  в нем появляется в условиях перехода от плановой к рыночной экономике, когда  при дефиците инвестиций в науку  необходимо максимально использовать уже имеющийся научно-технический  задел. Отсюда следует, что использование  биржевого механизма внутри достижений внутри НТП носит временный характер и естественным образом исчерпает  себя при переходе на подлинно рыночную модель хозяйствования.

Механизм  функционирования системы бирж интеллектуальной собственности схематически можно  представить следующим образом.

Запрос от заинтересованного потребителя  соответствующей технологии поступает  на баржу. Последняя через информационно-поисковую  систему выясняет наличие требуемого технического решения в общем  банке технологий содружества. "При  этом ответ может быть получен  в трех вариантах:

1. Необходимая  технология имеется и полностью  соответствует  требованиям заинтересованного клиента.

2. Необходимое  техническое решение имеется  не в полном объеме и нуждается  в доработке для соответствия  требованиям потребителя.

3. Необходимое  техническое решение отсутствует."

В первом случае роль биржи (брокера) сводится к поиску и сведению заказчика и владельца  соответствующей технологии, которые  затем устанавливают между собой  хозяйственные отношения на договорной основе в рамках прямых связей.

Во втором случае биржа находит владельца  исходной технологии, выясняет их заинтересованность в ее доработке в соответствии с техническими условиями заказчика. В случае согласия биржа сводит заказчика  с исполнителями, среди которых  находятся научно-исследовательские, проектно-конструкторские и эксперементально-внедренческие  организации. Заинтересованные стороны  заключают специальное соглашение, регулирующее отношения между ними, включая обязанности сторон, порядок финансирования работ, сроки представления результатов, соответствующие санкции и размер отчислений бирже.

В третьем  случае биржа находит научно-исследовательские  организации, которые могли бы разработать  необходимые технические решения, выявляет их заинтересованность в соответствующей  разработке, выясняет вероятные сроки  и стоимость ее реализации.

Одной из особенностей бирж интеллектуальной собственности  является то, что если на обычной  товарной бирже ее функция ограничивается операциями купли-продажи и дальнейшая судьба проданного товара ее не интересует, то биржа интеллектуальной собственности  обеспечивает "сопровождение" реализованного при ее содействии технического решения  до стадии серийного производства и  сбыта изготовленной на его основе продукции, всячески содействуя ускорению  этого процесса.

Использование биржевого механизма в инновационном  процессе в нашей стране создало  бы возможность для одновременного сквозного и синхронизированного  решения возникающих производственных проблем путем объединения в  единый комплекс всех компонентов научно-технического ресурса: необходимого научно-технического задела, кадрового потенциала, соответствующего научно-исследовательского оборудования и опытно-внедренческой базы, содействуя таким образом реальному соединению достижений научно-технического прогресса  с производством в рамках рыночных отношений.

"В последнее  время в нашей стране возник  целый ряд биржевых структур, так или иначе связанных с  торговлей результатами интеллектуального  творчества. Это, в частности, "Биржа  интеллектуального труда и научно-технических  разработок", "Международная биржа  интеллектуальной собственности", Биржа идей и технологий "Инициатива", "Международная биржа информации  и телекоммуникаций", корпорация "Экорамбурс", Межотраслевая научно-техническая  биржа "ИнтеллектКапитал" и  др. Опыт их функционирования  пока еще недостаточен для  того, чтобы судить об эффективности  этих бирж, однако их первые  успешные операции дают основание  для оптимистического прогноза."

8. Правовая защита  производителей НТП

Естественно, что одним из главных условий  существования рынка НТП является обязательная правовая защита производителей изобретений. В настоящее время  в нашей стране система защиты прав производителей НТП крайне несовершенна и требует существенной доработки. Один из основных законов, защищающих права изобретателей, является, вышедший недавно ( 14 октября 1992 г.)

Патентный закон Российской Федерации.

Настоящим законом и, принимаемыми на его основе, законодательными актами республик  в составе Российской Федерации, регулируются имущественные, а также  связанные с ними личные неимущественные  отношения, возникающие в связи  с созданием, правовой охраной и  использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Вводится  новое понятие полезной модели - это конструктивное выполнение средств  производства и предметов потребления, а также их составных частей.

В целом  закон состоит из следующих разделов:

I. Общие  положения.

II. Условия  патентоспособности.

III. Авторы  и потентообладатели.

IV. Исключительное  право на использование изобретения,  полез ной модели, промышленного  образца.

V. Получение  патента.

VI. Прекращение  действия патента.

VII. Защита  прав патентообладателей и авторов.

VIII. Заключительные  положения." *6

Но для  полноценного использования норм Закона необходимо создание таких новых  структур, как Высшая патентная палата и Федеральный фонд изобретений  России. Сколько времени потребуется  для создания этих структур пока сказать  трудно.

Информация о работе Научно технический прогресс в экономике