Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:06, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является анализ экономико-географической характеристики нефтяной промышленности.
Поставленная цель реализована посредством решения следующих задач:
Изучить состав нефтяного комплекса.
Определить народно-хозяйственное значение нефтяной промышленности для России.
Определить уровень развития (объемы добычи) в сравнении с другими странами – показать в динамике за последнее десятилетие.
Изучить характеристика топливного баланса (ТБ) и его оценка.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Состав нефтяного комплекса 3
2. Народно-хозяйственное значение нефтяной промышленности для России 3
3. Уровень развития (объемы добычи) в сравнении с другими странами – показать в динамике за последнее десятилетие 3
4. Характеристика топливного баланса (ТБ) и его оценка 3
5. Экономико-географическая характеристика нефтяных баз России 3
6. Перспективные районы освоения и интеграционные проекты с зарубежными странами по освоению новых месторождений 3
7. Преимущества создания вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) 3
8. Место России и стран ОПЕК в мировой торговле нефтью и нефтепродуктами. Главные импортеры российской нефти. 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Третья нефтяная база - Тимано - Печерская. Она расположена в пределах Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области и частично на прилегающих территориях, граничит с северной частью Волго-Уральского нефтегазоносного района. Вместе с остальными Тимано-Печерская нефтяная область дает лишь 6% нефти в Российской Федерации (Западная Сибирь и Уралоповолжье - 94%). Добыча нефти ведется на месторождениях Усинское, Верхнегруьеторское, Памгня, Ярега, Нижняя Омра, Водейское и другие. Тимано - Печорский район, как Волгоградская и Саратовская области, считается достаточно перспективным. Добыча нефти в Западной Сибири сокращается, а в Ненецком автономном округе уже разведаны запасы углеводородного сырья, соизмеримые с западносибирскими. По оценке американских специалистов, недра арктической тундры хранят 2,5 миллиарда тонн нефти. Сегодня различные компании уже инвестировали в его нефтяную промышленность 80 млрд. долларов с целью извлечь 730 млн. тонн нефти, что составляет два годовых объема добычи Российской Федерации.
Проблема размещения нефтедобывающей промышленности России - это сверхвысокая концентрация нефтедобычи в ведущей нефтяной базе. Она имеет как раз преимущество для организации самой структуры промышленности, так создает целый комплекс проблем, среди которых, например, сложная экологическая обстановка в регионе. Особенно выделяется из них проблема дальней и сверхдальней транспортировки нефти и попутного газа, обусловленная объективной необходимостью в перевозке сырья от главного поставщика, восточных районов Российской Федерации, к главному потребителю - западной ее части.12
Начав эксплуатацию
месторождений нефти и газа, человек
не задумывался о последствиях интенсивной
добычи этих природных ресурсов. Большую
опасность таит в себе использование
нефти и газа в качестве топлива. При сгорании
этих продуктов в атмосфере выделяются
в больших количествах углекислый газ,
различные сернистые соединения, оксид
азота и т.д. Уменьшение количества кислорода
и рост содержания углекислого газа, в
свою очередь, будут влиять на изменение
климата. Молекулы диоксида углерода позволяют
солнечному коротковолновому излучению
проникать сквозь атмосферу Земли и задерживают
инфракрасное излучение, испускаемое
земной поверхностью. Загрязнение атмосферы
таит в себе и другую опасность ? оно снижает
количество солнечной радиации, достигающей
поверхности Земли.
Большая роль в загрязнении атмосферы
принадлежит реактивным самолётам, машинам.
Чтобы пересечь Атлантический океан, современный
реактивный лайнер поглощает 35 т кислорода
и оставляет инверсионные следы, увеличивающие
облачность. Значительно загрязняют атмосферу
и автомашины, которых уже сейчас насчитываются
более 500 млн. Появляются различные проекты
создания двигателей, работающих на других
видах топлива. Немалый вклад в отравление
атмосферы вносят различные заводы, тепло-
и электростанции. Средней мощности электростанция,
работающая на мазуте, выбрасывает ежесуточно
в окружающую среду 500 т серы в виде сернистого
ангидрида, который, соединяясь с водой,
тотчас же даст сернистую кислоту, которая
выпадает в виде кислотных дождей, обладающих
большой химической активностью. Загрязнение
атмосферы различными вредными газами
и твёрдыми частицами приводит к тому,
что воздух крупных городов становится
опасным для жизни людей. Особую опасность
представляют смертоносные туманы, опускающиеся
на крупные города.
Безрассудно загрязняет человек и водные бассейны планеты. Ежегодно в Мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. т нефти. Аэрофотосъёмкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной плёнкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега.
Литр нефти лишает кислорода 40 тыс. л морской воды. Тонна нефти загрязняет 12 кв. км поверхности океана. При концентрации её в морской воде в количестве 0,1-0,001 мл/л икринки рыб погибают за несколько суток. На 1 га морской поверхности может погибнуть более 100 млн. личинок рыб, если имеется нефтяная плёнка. Источников поступления нефти в моря и океаны довольно много. Это аварии танкеров и буровых платформ, сброс балластных и очистных вод, принос загрязняющих компонентов реками.13
Стратегия «Газпрома» по привлечению партнеров к разработке запасов углеводородов ставит целью эффективное извлечение ресурсов, находящихся в сложных геологических условиях, и предполагает обмен активами на паритетной основе в рамках задачи расширения географии и видов деятельности «Газпрома».
Запасы Южно-Русского месторождения составляют более 1 трлн куб. м, что с учетом нынешнего объема ежегодных поставок газа из России в Германию соответствует экспорту на 17 лет вперед. В декабре 2007 г. месторождение было введено в промышленную эксплуатацию и после выхода на проектную мощность будет давать 25 млрд куб. м газа в год.
В 2008 г. введен в опытно-промышленную эксплуатацию участок 1А ачимовских залежей Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе. Период разработки участка составит 43 года. За это время планируется добыть около 200 млрд куб. м газа и 40 млн т конденсата. Проектная мощность – около 8,3 млрд куб. м газа и 2,8 млн т конденсата в год.
«Газпром» уже имеет практический опыт реализации проектов в области разработки углеводородов – совместное предприятие ООО «Ачимгаз» (с равным долевым участием «Газпрома» и компании «Винтерсхалл») ведет работы по проекту разработки ачимовских отложений Уренгойского месторождения.
В феврале 2008 г. ОАО «Газпром», французская компания «Тоталь» (Тоталь) и норвежская компания «СтатойлГидро» (СтатойлГидро) подписали Соглашение акционеров о создании компании специального назначения «Штокман Девелопмент АГ» для проектирования, разработки, строительства, финансирования и эксплуатации объектов первой фазы освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. В капитале созданной компании ОАО «Газпром» принадлежит 51%, Тоталь – 25%, СтатойлГидро – 24%.
Созданная компания будет являться собственником инфраструктуры первой фазы Штокмановского газоконденсатного месторождения на протяжении 25 лет с момента ввода месторождения в эксплуатацию. По завершению периода эксплуатации первой фазы Штокмановского месторождения компании уступят свои доли «Газпрому».
«Газпром» активно сотрудничает с зарубежными компаниями в рамках проекта «Сахалин-2». В соответствии с протоколом, подписанным в декабре 2006 г. ОАО «Газпром», «Шелл», «Мицуи», и «Мицубиши Корпорейшн» «Газпром» вошел в качестве ведущего акционера в «Сахалин Энерджи Инвестмент Кампани», которая является оператором проекта «Сахалин-2».
«Газпром» приобрел 50% плюс одна акция в «Сахалин Энерджи» за 7,45 млрд долл. Для совершения этой сделки каждый из существующих акционеров «Сахалин Энерджи» уменьшил свою долю на 50% при пропорциональном распределении суммы выплаты. Договор купли-продажи акций подписан в апреле 2007 года. Теперь доли в «Сахалин Энерджи» распределятся следующим образом: «Газпром» – 50% плюс одна акция, «Шелл» – 27,5%, «Мицуи» – 12,5%, «Мицубиши» – 10%.
В декабре 2008 г. проект «Сахалин-2» перешел на круглогодичный экспорт сырой нефти, а 18 февраля 2009 г. в его рамках состоялся запуск в эксплуатацию первого в России завода СПГ, выход которого на проектную мощность (9,6 млн т в год) запланирован на 2011 г. Вся продукция завода законтрактована на основе долгосрочных договоров (сроком действия 20 и более лет). Около 65% сахалинского СПГ будет поставляться покупателям в Японии, остальные объемы предназначены для потребителей Южной Кореи и Северной Америки.
Первый танкер с сахалинским СПГ прибыл в Японию в апреле 2009 года.
Таким образом, крупнейший в мире интегрированный нефтегазовый проект «Сахалин-2», включающий освоение двух нефтегазовых месторождений на северо-восточном шельфе о.Сахалин (Пильтун-Астохское и Лунское), добычу и транспортировку нефти и газа по транссахалинским трубопроводам, производство СПГ, а также экспорт углеводородов, перешел в стадию полномасштабной коммерческой эксплуатации.14
После 2010 г. предполагается освоение новых стратегических районов газодобычи на полуострове Ямал, шельфе Баренцева моря, в акваториях Обской и Тазовской губ, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Освоение месторождений в этих труднодоступных районах с суровым климатом потребует уже в ближайшие годы значительных инвестиций в связи с необходимостью решения сложных технических задач при бурении, осуществления мероприятий по охране окружающей среды, прокладке трубопроводов и коммуникаций. Однако, по расчетам, инвестиции оправдаются.
В основе стратегии «Газпрома» в освоении перспективных месторождений лежит экономическая эффективность, определяемая синхронным развитием мощностей по добыче газа и возможностей его транспортировки, комплексной переработки и хранения.
В современной структуре мирового нефтяного бизнеса, которая сформировалась еще в 30-е годы нашего столетия, доминируют вертикально интегрированные нефтяные компании. Они являются наиболее известными и эффективно действующими нефтяными компаниями мира. Свой выбор в пользу ВИНК сделала и Россия. Под вертикальной интеграцией понимают объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств. В нефтяном деле сюда входят предприятия, относящиеся к последовательным стадиям технологического процесса: разведка и добыча нефти — транспортировка — переработка — нефтехимия — сбыт нефтепродуктов и нефтехимикатов.
Указом Президента Российской Федерации о приватизации российской нефтяной промышленности № 1403 от 17 ноября 1992 года устанавливалось три типа организации в данной отрасли:
1. Предприятия, вовлеченные в производство, переработку и распределение.
2. Интегрированные компании («ЛУКойл», «Юкос» и «Сургутнефтегаз»).
3. Транспортные компании — одна для сырой нефти («Транснефть») и одна для нефтепродуктов («Транснефтепродукт»), таким образом, ликвидировалась прежняя, жесткая структура нефтяного экспорта.
Три крупнейшие интегрированные компании, образованные в соответствии с Указом, представляли собой вертикальную структуру региональных производственных объединений с единым руководящим центром, при этом сами объединения — дочерние компании являлись самостоятельными юридическими лицами и вели собственный учет движения своих средств. Как самостоятельные в юридическом отношении предприятия данные организации выпустили в обращение собственные акции.
Для российской нефтяной промышленности, обладающей всеми стадиями нефтяного цикла, реформирование путем создания ВИНК правильно, но вместе с тем существует ряд характерных отличий классических вертикально интегрированных компаний от российских в их теперешнем состоянии.
Западные компании росли органично под воздействием рыночных сил, отвечая на запросы и вызовы потребителя и регулирующих мер государства. Каждая из существующих компаний прошла через серию слияний и продаж своих дочерних структур, которые продолжаются и поныне. Российские же компании были созданы одномоментно, в соответствии с президентскими и правительственными нормативными актами под уже готовую и проверенную жизнью, правда, в других экономических условиях, идею. В их составе объединились предприятия, десятилетиями функционировавшие в рамках различных министерств и ведомств в условиях централизованно планируемой, разобщенной в отраслевом отношении экономики. При этом набор объединяемых предприятий далеко не всегда имел достаточно содержательное обоснование. Поэтому проблема их взаимодействия и превращения в единый экономический организм, одной из целей функционирования которого является получение оптимальной совокупности прибыли, пока еще не решена.
Форма организации взаимодействия предприятий, входящих в большинство российских компаний, известна в мире как "мягкий холдинг". Он предполагает, что дочерние структуры практически независимы друг от друга в том смысле, что их производственная деятельность и маркетинг не согласованы в рамках единого стратегического подхода. При такой ситуации главная цель создания ВИНК практически теряется, но предприятия получают полную возможность оптимизировать результаты своей деятельности. 15
Построение эффективно функционирующих ВИНК, прогрессивность их развития есть стратегически важный аспект для нефтяной промышленности и всего топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в целом. Объективно можно говорить о том, что российские ВИНК обеспечивают 60% поступлений в бюджет государства в виде налогов и акцизов, 40% валютных поступлений, они обеспечивают также занятость 3% трудоспособного населения страны.
Следует отметить, что в отличие от ранней хаотической конгломератной практики формирования корпоративного портфеля компаний, в т.ч., нефтяных, нацеленность менеджмента на построение эффективной корпоративной модели вынуждает аппарат управления довольствоваться не поглощением максимально возможного количества потенциально прибыльных субъектов отрасли, а стремиться к сохранению и/или приобретению субъектов, обладающих для компаний в первую очередь стратегическими достоинствами. Такая переориентация менеджмента является необходимым условием формирования оптимальной организационной структуры управления ВИНК на современном этапе их развития.
В составе
любой российской ВИНК присутствуют
подразделения/предприятия
В России взаимодействие добывающих структур ВИНК (нефтегазодобывающих объединений - НГДО) и нефтепромысловых сервисов представлено различными формами: как правило, сервисы входят в состав НГДО, либо же они являются дочерними (следовательно, зависимыми) по отношению к НГДО или, в лучшем случае, по отношению к нефтяной компании. Безусловно, сервисные структуры ВИНК оказывают услуги и сторонним заказчикам, но их объем на порядок меньше объема услуг, оказываемых основному заказчику — материнской ВИНК. Поэтому говорить о конкуренции, в том числе в силу исторически сложившихся предпосылок, а тем более о рыночных отношениях в нефтегазовом секторе российской экономики еще рано. Справедливости ради следует сказать, что за рубежом независимый рынок нефтепромысловых услуг уже сформирован и представлен независимыми узкоспециализированными компаниями.
Информация о работе Народно-хозяйственное значение нефтяной промышленности для России