Налоговая система Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:32, реферат

Краткое описание

Налоговая система – это совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.docx

— 24.66 Кб (Скачать)

Общие понятия  о налоговой системе 

Налоговая система – это  совокупность взимаемых в государстве  налогов и других платежей (сборов, пошлин). Налоговая система базируется на соответствующих законодательных  актах государства, которые устанавливают  конкретные методы построения и взимания налогов. Основные понятия элементов  налоговой системы:

* Субъект налогообложения  – юридическое или физическое  лицо, являющееся плательщиком налога.

* Объект налогообложения  – доход (прибыль), имущество (материальные  ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые  начисляется налог. 

* Налоговая ставка (норма  налогообложения) – это величина  налога на единицу обложения  (доход, имущество и т.д.).

* Налоговая льгота представляет  собой полное или частичное  освобождение от налога

* Совокупность налоговых  ставок и налоговых льгот составляет  налоговый режим.  
Принципы построения системы налогообложения, виды налогов, сборов и обязательных платежей, плательщики налогов, объекты налогообложения, порядок зачисления и распределения налогов, порядок их исчисления и сроки уплаты, а также ответственность за нарушение налогового законодательства устанавливаются Законом Украины "О системе налогообложения".

Виды  налогов

  На сегодняшний  день налоги весьма  разнообразны  по  видам  и  образуют довольно разветвленную совокупность.

     Налоги  делятся на разнообразные группы  по многим признакам. Они классифицируются:   

- по характеру  налогового изъятия(прямые и косвенные);

  -  по  уровням   управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);    

- по субъектам   налогообложения  (налоги  с  юридических  и  физически лиц);

   - по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги,  налоги  на   доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов,  налоги  на  недвижимость и имущество и т.д.);

  - по целевому назначению налога (общие, специальные).

       Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и  имущество: подоходный  налог  и  налог  на  прибыль  корпораций  фирм;  на   социальное страхование и на фонд  заработной  платы  и  рабочую  силу  (так  называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в  том  числе налоги на собственность, включая  землю  и  другую  недвижимость;  налог  на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми  налогами.  Основными видами прямых налогов являются реальные и личные налоги. Реальные  налоги  взимаются  с  отдельных видов имущества (земли, строений) налогоплательщика на основе перечня, учитывающего  среднюю,  а  не действительную доходность плательщика. В зависимости от объекта обложения  к ним относится:  земельный  налог,  налог  с  владельцев  строений,  налог  с владельцев транспортных средств, сельскохозяйственный налог. Личные  налоги  –  налоги  на  доход  или имущество   физических июридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации, при личном обложении, в отличие от реального, объекты  (доход,  имущество)  учитываются индивидуально  для  каждого  плательщика,  принимается  во  внимание  и  его финансовое  положение.  В  зависимости  от  объектов   обложения   различают следующие виды личных  налогов:  подоходный  налог  с  населения;  налог  на прибыль  предприятий;  налог  на  прибыль  иностранных  юридических  лиц  от деятельности в нашей стране; налог на доходы;  плата  за  трудовые  ресурсы; плата за воду и другие

  Второй вид  –  налоги  на  товары  и   услуги:  налог  с  оборота   –  в большинстве развитых стран заменен налогом  на  добавленную  стоимость.  Это косвенные налоги. Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в  виде надбавки к цене товаров, к тарифам, услугам и видам деятельности. Косвенный налог (налог с оборота) в основном реализуется в ценах на товары длительного  пользования,  предметы  одежды,  алкогольные  напитки  и табачные  изделия  и  фактически  представляют  собой  налог  на  те  группы населения, которые больше покупают налогооблагаемые товары.

   Косвенные налоги выступают в трех видах:

1. Акциз – налог  с  оборота,  взимаемый  со  стоимости  товаров  массового

   производства.

2. Налог  на  добавленную  стоимость  –   является  частью  вновь  созданной

   стоимости.

3. Таможенные  пошлины   –  косвенные  налоги  на  импортные,  экспортные  и

   транзитные  товары, поступающие в доход бюджета  государства.

Налоговая система  Украины

В Украине система налогообложения, налоги и сборы, как местные, так  и общегосударственные, устанавливаются  исключительно законами, которые  принимает высший законодательный  орган государства – Верховная  Рада Украины.

Органам местного самоуправления предоставлено право вводить или отменять отдельные местные налоги и сборы и определять порядок их уплаты в соответствии с перечнем и в пределах граничных ставок, установленных законами Украины.

Налоговая система Украины  включает в себя 28 общегосударственных  и 14 местных налогов и сборов.

Некоторые из налогов и  сборов, хотя и содержатся в перечне  налогов и сборов, предусмотренном  законом, однако на сегодняшний день фактически не взимаются. К числу  таких налогов и сборов относятся, например, налог на недвижимое имущество, гербовый сбор, сбор в Фонд для осуществления  мероприятий по ликвидации последствий  Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, а также сбор в  Государственный инновационный  фонд.

В Украине функционирует  система государственного пенсионного  и социального страхования, которая  предусматривает уплату юридическими и физическими лицами страховых  платежей. Несмотря на то, что такие  платежи не являются налогами или  сборами, они носят общеобязательный характер. Система государственного страхования включает пенсионное страхование, социальное страхование в связи  с временной нетрудоспособностью, социальное страхование на случай безработицы  и социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к утрате трудоспособности.

Налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость  и страховые взносы на государственное  пенсионное и социальное страхование  уплачиваются подавляющим большинством субъектов предпринимательства. Кроме  того, многие из них являются плательщиками  акцизного сбора, пошлины, платы (налога) за землю, налога с владельцев транспортных средств, самоходных машин и механизмов. На субъектов предпринимательства, использующих наемный труд, возложена также обязанность удерживать из заработной платы своих работников и уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц.

Наряду с общей системой в Украине существуют также альтернативные (упрощенные) системы налогообложения (единый налог, фиксированный налог, фиксированный сельскохозяйственный налог), суть которых заключается в замене ряда налогов и сборов одним налогом. Избрать одну из упрощенных систем налогообложения имеют право только четко определенные категории плательщиков налогов, в частности, субъекты малого предпринимательства или производители сельскохозяйственной продукции, соответствующие критериям, предусмотренным законодательством.

Компании с участием иностранного капитала подлежат налогообложению  в Украине по тем же правилам, которые установлены для компаний, созданных резидентами.

Некоторые предписания украинского  налогового законодательства уменьшают  привлекательность оффшорных компаний как деловых партнеров украинских предпринимателей. Например, при исчислении налога на прибыль украинская компания имеет право включить в состав валовых расходов и, соответственно, уменьшить налогооблагаемую прибыль, не всю сумму расходов на приобретение товаров и услуг у оффшорных  компаний, а только 85% от этой суммы.

Перечень юрисдикций, которые  в Украине признаются оффшорными, определяется Кабинетом Министров  Украины. В настоящее время этот перечень включает 36 оффшорных зон.

Контроль за соблюдение налогового законодательства в Украинеосуществляется Государственной налоговой администрацией Украины (ГНАУ)  
 
Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплатыналога и других обязательных платежей и соблюдение законодательства о налогообложении возлагается на плательщиков налогов и других платежей. В случае сокрытия (занижения) плательщиками суммы налога или другогообязательного платежа с них взыскивается сумма доначисленного налога или других обязательных платежей и штраф в двукратном размере той же суммы, а в случае повторного нарушения на протяжении года после установленного нарушения предыдущей проверкой – штраф в пятикратном размере. За неподачу или несвоевременную подачу декларации, расчетов и других документов налоговым администрациям, а также неподачу или несвоевременную подачу платежных поручений на уплату налогов учреждениям банков – 10% подлежащих уплате сумм налогов (платежей). Санкции применяются к плательщикам налогов, допустивших ошибки в своих расчетах или декларациях, независимо от того, сделано это из-за незнания, халатности или с умыслом.

Плательщик налогов, как  правило, самостоятельно определяет суммы  налогов и сборов, которые подлежат им уплате в бюджет, и указывает  их в налоговых декларациях. В  некоторых случаях сумма налогового обязательства определяется налоговым органом, например, если по результатам проверки налоговый орган выявил занижение или завышение сумм обязательств по налогам и сборам, которые указаны плательщиком налогов в налоговых декларациях.

В Украине существует институт налогового залога. Налоговый залог  возникает в случае несвоевременной  подачи плательщиком налогов налоговых  деклараций или в случае неуплаты в сроки, которые установлены  законом, налоговых обязательств. Суть налогового залога заключается в  ограничении права такого плательщика  налогов свободно распоряжаться  своими активами до полного погашения  налогового долга.

 

Плюсы и минусы новой версии налогового кодекса.

17 июня Верховная Рада  Украины приняла в первом чтении  проект Налогового кодекса (НК), внесенный на рассмотрение парламента  Кабинетом Министров. Первая редакция  НК вызвала волну критики. Президент  Виктор Янукович заявил, что проект  нуждается в серьезной доработке.  С критикой проекта Налогового  кодекса выступили также представители  оппозиции и коалиции. После чего  ВР приняла решение вынести  проект Кодекса на всенародное  обсуждение. 3 августа, откорректированный  проект НК Украины опубликован  в «Урядовом курьере». Кабмин поручил Министерству финансов доработать Кодекс до 5 сентября 2010 года с учетом предложений бизнеса.

Недостатки НК:

1. Отказ от уменьшения  ставки налога на прибыль до 17% и отсрочке понижения ставки. Только начиная с 1 января 2012 года ставка будет уменьшена до 24% с 1 января 2013 года - 22%, и 20% с 1 января 2014 года.

2. Изменился принцип налогообложения  по упрощенной системе. Для  предпринимателей-физлиц порог годового дохода, который позволяет находиться на едином налоге, уменьшен с 500 до 300 тыс. грн. В то время, как, учитывая индекс инфляции с момента введения единого налога (1998 год), эта сумма должна была бы составлять не менее 2 млн. грн.

3. Для некоторых видов  деятельности установлена повышенная  ставка налога от 200 до 600 грн в месяц. Новый проект предусматривает возможность находиться на упрощенной системе налогообложения для физлиц-предпринимателей, которые занимаются предоставлением услуг в сфере бухгалтерского учета, аудита, права, информатизации и др. но, вилка ставок единого налога для таких лиц увеличена с 20-200 грн. в месяц до 200-600 грн.

4. Дискриминация нерезидентов-физлиц не устранена. Их доходы будут подлежать налогообложению по ставке 30%.

5. Аннулирование инвестиционного  убытка физических лиц накопленного  по состоянию на 1 января года  вступления в силу НК. Как и  предыдущая версия, проект предусматривает  аннулирование курсовых разниц накопленных до вступления в силу НК для определения доходов и расходов налогоплательщика.

6. Изменен подход к  налогообложению филиалов, не предусматривающий  консолидированного способа уплаты  налога. Проект НК вводит понятие  «отчетного сегмента», определение  которого лишь несколько сужает  круг филиалов, обязанных уплачивать  налог на прибыль. На практике  это приведет к увеличению  налоговой нагрузки на бизнес  из-за невозможности зачета прибыли  одних обособленных подразделений  юридического лица против убытков  других. Внедрение такой нормы  в Налоговый кодекс противоречит  заявлениям о гармонизации налогового  законодательства Украины и ЕС, где в большинстве стран применяются  правила группового налогообложения,  позволяющие консолидировать корпоративный  налог не только на уровне  филиалов, но и на уровне групп  связанных юридических лиц.

7. Ограничения включения  роялти, уплачиваемых физическим  лицам и нерезидентам, в состав  валовых затрат, которое составляет 3% о налогооблагаемой прибыли  предыдущего периода. Такая привязка  экономически необоснованна, поскольку,  как правило, эти платежи уплачиваются  исходя из объемов продаж соответствующих  товаров или услуг. В связи  с этим, 3%-й лимит противоречит  реальной практике ведения бизнеса.

8. Обязательный кассовый  аппарат. Налогоплательщиков, которые  осуществляют продажу за наличные, обязали применять регистраторы  расчетных операций (РРО). Исключение  составили продажи сельхозпродукции  продукции собственного производства. РРО придется использовать всем  предпринимателям на рынках. Применение  регистраторов расчетных операций  всеми субъектами предпринимательской  деятельности сделает невозможным  сокрытие ими выручки, но, по  мнению экспертов, обеспечить  всех предпринимателей кассовыми  аппаратами – весьма затратное  мероприятие. Кроме того, это не  предотвратит тенизацию бизнеса - при желании предприниматель найдет способ уйти от налога.

Плюсы НК:

1. Исключение нормы о  праве налоговиков проводить  обследование жилья и опросов  плательщиков. В частности, удалены  нормы о проведении опросов  налогоплательщиков, проведении «дорегистрационных визитов», хронометража как способа проведения налоговых проверок, и ряд других норм.

Информация о работе Налоговая система Украины