Налоговая система страны, её структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выяснить сущность налоговой системы, определить её функции, виды налогов и проанализировать эффективность налоговой системы и пути её совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Определить сущность налоговой системы, её функции и структуру;
- Классифицировать налоги по видам;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................…………………………………………….5
1.Сущность налоговой системы, её функции и структура……………7
2.Налоги как элемент налоговой системы и их виды………………...13
3.Анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь и пути совершенствования………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.11 Кб (Скачать)

Согласно НК РБ (статья 63) «налоговой декларацией (расчётом) признаётся письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществлённых расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).  

Налоговая декларация (расчёт) представляется:

  • Каждым плательщиком (иным обязанным лицом) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, если иное не установлено налоговым законодательством;
  • По установленной форме в налоговый орган по месту постановки на учёт плательщика (иного обязанного лица) в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством».

Согласно НК РБ (статья 36) «налоговым обязательством признаётся обязанность плательщика (иного  обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определённый налог, сбор (пошлину). Основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок и условия исполнения налогового обязательства определяются налоговым законодательством, а в отношении таможенных платежей – также и таможенным законодательством.

Налоговое обстоятельство:

  • Возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины);
  • Прекращается его исполнением плательщиком (иным обязанным лицом) либо с возникновением обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору (пошлине)».

Налоговое бремя – обобщённая характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространённым показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП. В развитых странах доля налогов в ВВП колеблется от 30 до 55%.

Налоговый оклад – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определённый период, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъекта, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определённому налогу исчислит оклад налога и внесёт его в бюджетный фонд, осуществится платёж (уплата денег).

Налоговая квота – доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика изымет каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.

Налоговая оговорка – условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за свой счёт все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории её страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортёрами и импортёрами по поводу уплаты налогов.

Налоговые каникулы – установленный законом срок, в течение которого определённая группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.

Налогообложение двойное – двукратное обложение одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное широко  распространено во всех странах, например, при обложении доходов предприятия с последующим обложением образующихся из них индивидуальных доходов. Налогообложение двойное может иметь место также при взимании налогов разными государствами, если отсутствуют межгосударственные налоговые соглашения, при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.

Таким образом, умелое и эффективное  оперирование основными инструментами и рычагами налогового регулирования (ставками, льготами, налоговой базой и др.) играет решающую роль в изменениях экономической ситуации в стране.

  1. Налоги как элемент  налоговой системы и их виды

С юридических позиций  налог есть обязательный платёж, взимаемый государством с юридических и физических лиц в определённом размере и в установленный срок на основе налогового законодательства.

С институциональных позиций  налог выступает как форма  участия в хозяйствующих субъектах в формировании централизованных ресурсов государства.

С экономических позиций  налог есть категория, которая выражает специфические экономические отношения между государством и хозяйствующим субъектом по поводу передачи части дохода в пользу государства с целью формирования условий, необходимых для выполнения им соответствующих функций.

Налог и государство –  парные категории. С появлением государства  появляются и налоги. Содержание и  структура налогов непрерывно трансформируются вслед за изменением функций государства.

Налог выступает как своеобразная плата за поддержание цивилизованности общества.

         Основными чертами налога как экономического явления выступают: 

-  обязательность, или принудительность, уплаты;   

- безвозмездность;

- безэквивалентность.

Уплата налога выступает  как обязанность налогоплательщика, в то время как у противоположной  стороны (т.е. государства) встречных  финансовых обязательств не возникает.

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам (см. рис. 1). Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

Состав налогов налоговой системы  Беларуси можно классифицировать определённым образом, объединив группы налогов  по классификационным признакам:

  • объект налогообложения;
  • особенности ставки;
  • полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм;
  • по принадлежности к уровню власти;
  • в зависимости от источника уплаты;
  • в зависимости от субъектов уплаты и др.

Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам  можно представить следующим образом (табл.2)

Данная классификация необходима как для составления налоговых  расчётов, составления отчётности с  использованием компьютерной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как плательщиков, так и государства.

Классификация налогов по определённым признакам является значительным вкладом в систематизацию учёта налогов и налоговых групп и на этой основе введение для плательщиков налогов, сборов (пошлин) классификационных кодов.

Применение классификационных  кодов позволяет получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

 

Принципы классификации

Виды налогов

  1. По объекту налогообложения
  • Налоги на имущество;
  • Налоги на доходы и прибыль;
  • Ресурсные налоги;
  • Налоги на действия
  1. По принадлежности к уровню власти
  • Республиканские;
  • Местные
  1. По полноте права использования налоговых сумм
  • Закреплённые;
  • Регулирующие
  1. В зависимости от источника уплаты
  • Доход;
  • Выручка;
  • Прибыль;
  • Себестоимость
  1. В зависимости от субъектов уплаты
  • Налоги с физических лиц;
  • Налоги с юридических лиц;
  • Смешанные налоги
  1. По способу изъятия
  • Прямые;
  • Косвенные
  1. По методу налогообложения (от ставки)
  • Прогрессивные;
  • Регрессивные;
  • Пропорциональные;
  • Линейные;
  • Ступенчатые;
  • Кратные
  1. По способу налогообложения
  • Кадастровые;
  • Декларационные;
  • Административные
  1. В зависимости от назначения
  • Общие;
  • Целевые

 

Таблица 2. Общая схема классификации налогов

 

Классифицируя налоги по различным  признакам, следует отметить, что  по характеру взаимоотношений между  государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков.

Прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные налоги построены без учёта личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги и т.д.

Личные налоги  - это налоги, взимаемые с доходов или имущества плательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с физических лиц, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и т.д.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Основными видами косвенных налогов  являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

В настоящее время акцизы делятся  на индивидуальные (налогообложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог добавленную стоимость.

Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек) с целью увеличения за этот счёт доходов государственного бюджета.

Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространённой является классификация по следующим четырём признакам:

  • По происхождению: внутренние, транзитные, экспортные и импортные;
  • По целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;
  • По характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;
  • По характеру отношений: конвенционные и автономные.

 Конвенционная пошлина представляет собой платёж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин. 

Автономная пошлина  – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.

Таможенная пошлина  возвратная – сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезённого товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.

Таможенная пошлина  дифференциальная – вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

Одним из классификационных признаков  налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

Общие налоги – налоги, которые обезличиваются при поступлении в бюджет государства. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые налоги – налоги, которые имеют строго определённое назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.

В зависимости от органа, взимающего налог и в распоряжение которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:

  1. Поскольку в унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев – республиканского бюджета и местных бюджетов – существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты. Такая бюджетная система функционирует во Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюджеты. Аналогичным является бюджетное устройство и в Республике Беларусь;
  2. В федеральных государствах бюджетная система состоит из трёх основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России существует также трёхзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации и местные налоги.

Информация о работе Налоговая система страны, её структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси