Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является выяснить сущность налоговой системы, определить её функции, виды налогов и проанализировать эффективность налоговой системы и пути её совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Определить сущность налоговой системы, её функции и структуру;
- Классифицировать налоги по видам;
ВВЕДЕНИЕ................…………………………………………….5
1.Сущность налоговой системы, её функции и структура……………7
2.Налоги как элемент налоговой системы и их виды………………...13
3.Анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь и пути совершенствования………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………36
Согласно НК РБ (статья 63) «налоговой декларацией (расчётом) признаётся письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществлённых расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).
Налоговая декларация (расчёт) представляется:
Согласно НК РБ (статья 36) «налоговым обязательством признаётся обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определённый налог, сбор (пошлину). Основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок и условия исполнения налогового обязательства определяются налоговым законодательством, а в отношении таможенных платежей – также и таможенным законодательством.
Налоговое обстоятельство:
Налоговое бремя – обобщённая характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространённым показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП. В развитых странах доля налогов в ВВП колеблется от 30 до 55%.
Налоговый оклад – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определённый период, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъекта, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определённому налогу исчислит оклад налога и внесёт его в бюджетный фонд, осуществится платёж (уплата денег).
Налоговая квота – доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика изымет каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.
Налоговая оговорка – условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за свой счёт все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории её страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортёрами и импортёрами по поводу уплаты налогов.
Налоговые каникулы – установленный законом срок, в течение которого определённая группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.
Налогообложение двойное – двукратное обложение одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное широко распространено во всех странах, например, при обложении доходов предприятия с последующим обложением образующихся из них индивидуальных доходов. Налогообложение двойное может иметь место также при взимании налогов разными государствами, если отсутствуют межгосударственные налоговые соглашения, при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.
Таким образом, умелое и эффективное оперирование основными инструментами и рычагами налогового регулирования (ставками, льготами, налоговой базой и др.) играет решающую роль в изменениях экономической ситуации в стране.
С юридических позиций налог есть обязательный платёж, взимаемый государством с юридических и физических лиц в определённом размере и в установленный срок на основе налогового законодательства.
С институциональных позиций
налог выступает как форма
участия в хозяйствующих
С экономических позиций налог есть категория, которая выражает специфические экономические отношения между государством и хозяйствующим субъектом по поводу передачи части дохода в пользу государства с целью формирования условий, необходимых для выполнения им соответствующих функций.
Налог и государство – парные категории. С появлением государства появляются и налоги. Содержание и структура налогов непрерывно трансформируются вслед за изменением функций государства.
Налог выступает как своеобразная плата за поддержание цивилизованности общества.
Основными чертами налога как экономического явления выступают:
- обязательность, или принудительность, уплаты;
- безвозмездность;
- безэквивалентность.
Уплата налога выступает
как обязанность
Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам (см. рис. 1). Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.
Состав налогов налоговой
Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам можно представить следующим образом (табл.2)
Данная классификация
Классификация налогов по определённым признакам является значительным вкладом в систематизацию учёта налогов и налоговых групп и на этой основе введение для плательщиков налогов, сборов (пошлин) классификационных кодов.
Применение классификационных кодов позволяет получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.
Принципы классификации |
Виды налогов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2. Общая схема классификации налогов
Классифицируя налоги по различным
признакам, следует отметить, что
по характеру взаимоотношений
Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков.
Прямые налоги делятся на реальные и личные.
Реальные налоги построены без учёта личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги и т.д.
Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов или имущества плательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с физических лиц, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и т.д.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.
Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.
В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (налогообложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог добавленную стоимость.
Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек) с целью увеличения за этот счёт доходов государственного бюджета.
Самую сложную структуру имеют таможе
Конвенционная пошлина представляет собой платёж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.
Автономная пошлина – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.
Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.
Таможенная пошлина возвратная – сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезённого товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.
Таможенная пошлина дифференциальная – вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.
Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).
Общие налоги – налоги, которые обезличиваются при поступлении в бюджет государства. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.
Специальные целевые налоги – налоги, которые имеют строго определённое назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.
В зависимости от органа, взимающего налог и в распоряжение которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом: