Налоговая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть сущность и значение налоговой политики
2. Изучить налоги и их роль в фискальной политике государства
3. Проанализировать налоговую политику РФ и проблемы ее реализации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Стратегия и тактика налоговой политики 6
1.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма 7
2. НАЛОГИ И ИХ РОЛЬ В НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА 11
2.1 Функции налогов 11
2.2 Виды налогов 12
2.3 Развитие концепции налогообложения. 14
2.4 Принципы налогообложения 16
2.5 Система выплаты налогов 18
3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Налоговая политика России.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

      Ориентировать налоговую политику в России исключительно  на прямое копирование западной налоговой  системы, без учета существующих в стране реалий, кризисного положения в экономике, бедственного положения широких народных масс, отсутствия устойчивого среднего класса, является серьезной ошибкой и ее результатом может стать только дальнейшее торможение становления в стране цивилизованной и эффективной рыночной экономики.

      Если  же конкретизировать цели адекватной для России налоговой политики, то они должны состоять в следующем:

      1. Всемерное стимулирование производства  и инвестиций в производительном  секторе.

      Для этого следует гарантировать  производственным предприятиям защиту от налогов их основного и оборотного капитала - в форме адекватных ставок амортизационных отчислений и снижения (или отмены) НДС, с дополнением последнего всеобщим налогом на продажи, которого не смогут избежать никакие формы посреднических и иных подставных фирм. Кроме того, следует по возможности ограничить (а на федеральном уровне - прекратить вообще) применение обложения по чистой прибыли, заменяя его в ряде отраслей (в добывающих в первую очередь) акцизами, таможенными пошлинами, налогами на валовую выручку и т.д. Следует признать, что для этой формы в стране еще не созданы необходимые условия: слаба система бухгалтерского учета, велика доля наличного оборота и безденежных обменов, хромает расчетная дисциплина, в том числе и со стороны банков, нет контроля за применением специальных (трансфертных) цен, резко искажающих конечные финансовые результаты деятельности, слаб контроль за вывозом капитала и использованием оффшорных фирм, процветает практика намеренных банкротств, за которые ни директора, ни учредители фирм не несут должной ответственности.

      2. В сфере налогообложения граждан  необходимо, прежде всего, освободить  от налогообложения минимально  необходимые доходы граждан - за счет установления необлагаемого  минимума на уровне, достаточном для проживания самого работника и его семьи, имея в виду, что одновременно будет снижено предоставление бесплатных социальных услуг, финансируемых за счет государственного бюджета (в форме установления соответствующих социальных минимумов) и будет установлен льготный режим для частного пенсионного обеспечения (при гарантировании государством только минимального размера пенсии). При этом должны стимулироваться все формы зарабатывания дополнительных пенсий - посредством страховых фирм, частных пенсионных фондов (в том числе и иностранных при условии инвертирования ими соответствующих средств в нашей стране), за счет средств предприятий и т.д.

      Одновременно  в зачет должны приниматься и  формы разовых выплат, получаемых гражданином от государства: так, к  минимальной социальной пенсии могут быть установлены солидные надбавки в случае  возврата государству, например, приватизированной квартиры, пакетов акций предприятий, полученных в порядке льготной приватизации, и т.д. Иначе говоря, в сфере пенсионного обеспечения будет осуществлен переход к такой политике, при которой гарантированная государством пенсия должна обеспечивать только минимальный, базовый уровень проживания, добавки к которому будут реализовываться исключительно за счет собственных усилий граждан: страховок, частных пенсий, накопленного имущества, вкладов, а также помощи работающих членов семьи (при соответствующем снижении ставок страховых взносов).

        Что касается стратегических  приоритетов, то необходимо в  первую очередь упростить налоговую  систему и существенным образом (примерно в 1,7 раза) снизить налоговый пресс на товаропроизводителя. Это, а также разумная налоговая политика позволят создать благоприятный инвестиционный климат и предпосылки для роста нашей экономики.

      Важно повысить роль налогов как основного доходного источника бюджета. Нам пора научиться жить не на займы, а на свой собственные средства, полученные через налоги.

      Налоговое бремя должно быть сбалансировано между физическими и юридическими лицами с тем, чтобы увеличить доходы населения. В этой связи должны быть предприняты определенные меры по существенному снижению в первую очередь налогов на заработную плату. Это позволило бы увеличить доходы населения и постепенно сделать именно его основным фактором инвестиционной активности.

      Не  снимается с повестки дня задача повышения собираемости налогов. Политика, которую мы выбираем, — это политика снижения налогов. С одной стороны, налоги должны быть реальными. Но с другой стороны, все должны знать, что платить налоги — обязанность каждого, другого не будет. А если кто-то захочет избежать этого, то его ждет соответствующее наказание, вплоть до уголовной ответственности.

      Проводя политику снижения налогов, мы предлагаем вывести часть экономики из теневого оборота. Высокие налоги - это фактически экономическая база для формирования теневого сектора.

      Пора  существенным образом изменить процедуру  взимания акциза, перенеся его бремя  на сферу реализации: или на оптовое  звено, или непосредственно на розницу.

      Важное  значение отводится мерам по ужесточению  налогового администрирования. Эта работа уже начата. Если взять, скажем, оборот алкогольной продукции, то только за октябрь-ноябрь минувшего года доходы бюджетов по этому сектору экономики увеличены в полтора раза. И это не предел. Сегодня, по оценкам разных экспертов, только 30, может быть, 35% оборота алкогольной продукции находится в легальном секторе. Остальное или с использованием различных пробелов в законодательстве, или просто с помощью подпольного, теневого бизнеса выходит из-под налогообложения.

      Как мы предлагаем осуществлять ужесточение налогового контроля? Прежде всего, путем установления налоговых постов, особенно у крупных неплательщиков налогов. Важно усилить валютный контроль. Для его эффективного осуществления необходимо завязать в одну технологическую цепочку налоговую службу, Центральный банк и коммерческие банки, Государственный таможенный комитет и Комитет валютно-экспортного контроля.

      Наконец, о борьбе с неуплатой налогов. Конечная мера здесь — это введение уголовной ответственности за систематическую неуплату налогов.

      Выделяют  несколько типов налоговой политики государства: первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся  принципом «взять все, что можно». При этом государству уготована  «налоговая ловушка», когда повышение  налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип – политика разумных налогов, которая способствует  развитию предпринимательства и производства, обеспечивая им благоприятный налоговый климат. Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Для России характерен первый тип налоговой политики  в сочетании с третьим.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Беспрецедентный экономический спад все более  переходит из финансово-экономической  и социально-политическую плоскость. Тем самым проблема оживления производства и достижение на этой основе положительных сдвигов в жизни людей становится первостепенным условием существования и развития российского общества и государства.

      Главное, что могут и должны сделать налоги для выхода из катастрофы, это занять принципиальную теоретическую позицию материальной основы государства. Надо увидеть в налогах не арену политических игр, депутатских забав и правительственных упражнений, но, прежде всего фискальный инструмент. Специфика России в том и состоит, что жизненно важный для нее экономический подъем может обеспечить только государство: других денег, кроме государственных, на инвестиции, да и на необходимое потребление у нее в ближайшее время не будет. В свою очередь, оставляя в стороне эмиссионный вариант, такие деньги могут дать только налоги. Таким образом, судьба России находится в руках налогов, их фискальной функции.

      Применявшиеся до сих пор методы стабилизации, опиравшиеся на классические теории, не принесли ожидаемых результатов в силу нестандартности ситуации. Обычные приемы фискальной политики для сглаживания фаз экономического цикла, полезные в условиях кризиса, неприемлемы в катастрофических обстоятельствах.

      Усиление  государственного регулирования экономики, повышение роли бюджета и налогов в хозяйственной жизни, безусловно, требует ужесточения контроля. Здесь важно защитить финансовые и налоговые органы от перманентного реформирования, неуверенности, начальственных амбиций, кадровой тряски и реорганизаций.

      Осуществление на практике приведенных конкретно  мер позволит обеспечить решение  трех основных задач:

  1. устранение неплатежей и взаимной задолженности во всех ее видах;
  2. нормализация бюджетной политики;
  3. снижение налогового бремени в сфере производства.

      При этом условие только одно: решение  этих задач не должно вестись за счет нарушения стабильности денежного  обращения.

      Исходя  из всего вышеизложенного, сегодня  будут полезны любые законные меры. Поэтому временно придется отложить разговоры об общечеловеческих ценностях и ограничиваться человеческими - речь идет о выживаемости людей, производства, страны.  

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Федеральный Закон от 29 декабря 1998 года № 192-ФЗ “О первоочередных мерах в области  бюджетной и налоговой политики”
  2. Горский И.В. Налоговая политика и экономический рост - Финансы - №1, 2007 - С. 22-26
  3. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики - Аудитор - № 9, 2008 - С.3-7
  4. Юткина Т. Налоговое право, налоговая политика России и управление налогообложением - Аудитор - № 1, 2008 - С.36-44
  5. Лаптев И.И., Кузнецов Л.Д. Налоговая политика и интересы общества - Налоговый вестник - № 3, 2007
  6. Налоговая реформа и направления налоговой политики - ЭКО - № 1, 2007 - С. 115-119
  7. Кашин В., Мерзляков И. Международная налоговая конкурентоспособность России - Аудитор - № 3, 2008- С. 12-14
  8. Синельников С., Анисимова Л., Баткибеков С. Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития - М: “Евразия”, 2008г.
  9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение - М: Инфра-М, 2008г.
  10. Окунева Л.П Налоги и налогообложение в России - М, 2008 г.
  11. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. М., 2006
  12. Леонтьев В.Е. Финансы. Деньги, кредит и банки. М., ИВЭСЭП, 2006.
  13. Финансы. Учебное пособие под ред. Ковалева В.В., М., 2007
  14. Финансы под ред. Романовского М.В. М.: Юрайт, 2008
  15. Берлин С.И. Теория финансов. – М.: Приор, 2005

Информация о работе Налоговая политика РФ