Налоговая политика и ее функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование налоговой политики государства и ее функций. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Рассмотреть виды налогов.
Определить сущность и значение налоговой политики.
Изучить функции налоговой политики.
Проанализировать основные направления реализации налоговой политики в России.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие налогов 5
1.1.Элементы налогов 5
1.2. Виды налогов 10
1.3.Классификация налогов 11
2.Налоговая политика государства и ее функции 13
2.1.Сущность и значение налоговой политики 13
2.2.Функции налоговой политики 15
2.3.Стратегия и тактика налоговой политики 19
3. Основные направления реализации налоговой политики в России 21
3.1. Налоговая политика и оздоровление экономики 21
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Налоговая политика и ее функции.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

 

      1.3.Классификация  налогов

     Налоговые платежи поступают в центральный, региональные и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения  поступающих средств. В России в  местные бюджеты целиком поступают  налоги на имущество физических лиц  и земельный налог, налог на наследство или дарение и некоторые незначительные налоги. [8, c 590]

     К региональным налогам  относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

     К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина. [1]

     Поступления от ряда налогов (в России это НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы) делятся между центральными и  территориальными бюджетами.

     В связи с определенными противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории, местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач. [8, c 593]

 

      2.Налоговая политика  государства и  ее функции

     2.1.Сущность  и значение налоговой  политики

      Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

    В условиях высокоразвитых рыночных отношений  налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

      Задачи  налоговой политики сводятся к:

  • обеспечению государства финансовыми ресурсами;
  • созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
  • сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. [7, c 169]

      Можно выделить три типа налоговой политики.

      Первый  тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

      Второй  тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат. Предприниматель  максимально выводится из-под  налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

      Третий  тип – налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

     При сильной экономике все указанные  типы налоговой политики успешно  сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в  сочетании с третьим. [9, c 391]

 

      2.2.Функции налоговой  политики

    Экономическая сущность налога проявляется через  его функции. Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе. [10, c 288]

    Выделяют  три важнейшие функции налогов:

    1) фискальную (финансирование государственных  расходов);

    2) регулирующую, или распределительную  (государственное регулирование экономики);

    3) социальную (поддержание социального  равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).

    Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.

    Разграничение функций налога носит в значительной мере условный характер, поскольку они осуществляются одновременно. Отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.

    Фискальная  функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникационной структуры.

    Наиболее  тесно связана с фискальной функцией налога его регулирующая, или распределительная, функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений в обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их Установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.

    Устанавливая  систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная  функция налогов.

     Налоги  оказывают существенное воздействие  и на сам процесс воспроизводства. Здесь проявляется стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, на структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной. [9, c 394]

        Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое   бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов  (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога   на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога   на имущество, акцизов и других.

     Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду.   Нужно отметить, что   налоговое   стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не   налоговыми   льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

     В то же время регулирующая   функция     налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом   подходе. Создание непомерного   налогового   бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый   гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного   налога   на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров. [6, с 253]

     С регулирующей и фискальной функциями  тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой — в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику. [11, c 567]

     Поощрительная функция. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта  функция   представляет собой приспосабливание   налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового   кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств. Налоги как стоимостная категория  имеют  свои отличительные  признаки  и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и  назначение. [4, c 367]

 

2.3.Стратегия и тактика налоговой политики

      Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических  и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование. [5, c 504]

      Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, – это налоговая стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

Информация о работе Налоговая политика и ее функции