Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:50, реферат
Моральный риск встречается повсеместно. Он возникает всегда при заключении трудового соглашения. Фредерик Тейлор, отец «научного менеджмента», писал, что едва ли можно найти компетентного работника, который не посвящал бы большую часть своего времени изучению того, насколько медленно он может работать, чтобы у работодателя все же оставалось впечатление что он работает в приемлемом темпе. Работник может проводить рабочее время, готовясь к экзамену или болтая с другом по телефону, хотя его ожидает работа. Сокрытие предприятиями информации, необходимой для разработки планов центральными планирующими органами, было общераспространенным явлением при социализме.
Введение…………………………………………………………………………..………3
1. Понятие и значение морального риска в институциональной экономике …….4
2. Условия возникновения морального риска………………………………..……..5
3. Виды морального риска в организациях……………..…………………..………7
4. Способы предотвращения морального риска…………………..………………17
Заключение …………………….………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………………………………………37
При линейной схеме условного вознаграждения у адвоката будет слишком много стимулов к тому, чтобы поддерживать урегулирование, даже если в интересах клиента судебное рассмотрение дела. Например, если после представления списка свидетелей сторон до начала суда выясняется, что вероятность выиграть дело у истца невелика, то истец тем не менее может предпочесть судебное рассмотрение иска, поскольку он не несет издержек, которые целиком возлагаются на адвоката, но получает свою долю выигрыша. Адвокат же в такой ситуации предпочтет урегулирование.
Агенты могут добровольно ставить себя в более жесткие условия, стесняя свободу своих будущих действий. Они как бы вносят залог, который теряют, если обнаруживается, что их поведение отклоняется от интересов принципала. Строительные подрядчики депонируют определенную сумму, которой они могут лишиться, если проект не будет завершен в срок или будет выполнен некачественно.
Здесь речь идет о явном, прямом залоге, но залог может быть и косвенным. Так, управляющие компаний связывают себя залогом, когда берут кредит в банке, поскольку кредит нужно возвращать, а если фирма обанкротится, то пострадает репутация управляющего.
Другим примером может служить форма оплаты труда, которая имитирует эффект залога. Работник мог бы предоставить явный залог работодателю. Если залог будет больше, чем выгоды от «отлынивания», то работник будет опасаться лишиться залога, будет старательно выполнять задания и «отлынивания» не будет. Полезность, которую работник получает от отлынивания, – это снижение стресса, связанного с трудовыми усилиями, получение времени на собственные нужды и т. д. Выгоды от «отлынивания» могут быть большими, а вероятность быть пойманным на «отлынивании» – низкой. Поэтому, чтобы сдерживание от отлынивания было эффективным, явный (например, денежный) залог должен быть достаточно большой величины, а у работника не хватит средств на него.
Но можно использовать схему заработной платы, которая имитирует эффект залога и заставляет работника ценить свою работу и работать добросовестно. Как правило, оплата труда увеличивается с возрастом по мере накопления опыта работы. Мы обсуждали эту схему оплаты труда в качестве средства предотвращения неблагоприятного отбора. Другое объяснение было предложено Эдвардом Лейзером, который рассматривает эту схему как своего рода связывание залогом в целях предотвращения морального риска работников.
Фирмы платят работникам в начале их карьеры заработную плату, которая меньше, чем их предельный продукт, и по мере приближения возраста, когда начинает выплачиваться более высокая заработная плата, последняя начинает играть роль залога, который рабочий может потерять, если будет работать недобросовестно. Чтобы этот механизм был эффективным, должны выполняться два условия. По достижении пенсионного возраста работники обязательно должны уходить на пенсию, поскольку в пожилом возрасте они получают заработную плату большую, чем ценность производимого ими продукта. Кроме того, должен действовать механизм, который делал бы обещание фирмы заслуживающим доверия. Этим механизмом может быть принцип учета выслуги лет при увольнении работников, т. е. для того, чтобы уволить работника, в течение длительного времени работающего на фирме, фирма должна уволить всех тех работников, которые пришли на фирму позже него.
Почему агенты добровольно соглашаются связать себе руки, ставя себя в более жесткие условия? Дело в том, что использование заложников выгодно обеим сторонам. Работодатель, который видит, что у работника связаны руки и отлынивание ему невыгодно, готов заплатить ему более высокое вознаграждение.
Во франчайзинговых сделках рента, которую франчайзи надеется получить в будущем, служит в качестве «заложника», создает для него стимулы к отказу от оппортунистического поведения и делает соглашение между сторонами самовыполняющимся. Однако угроза наказания – расторжение договора в случае оппортунистического поведения франчайзи – будет действенной, только если закон не затрудняет прекращения сделки с недобросовестным франчайзи, защищая его как слабую сторону.
И наконец, четвертый способ предотвращения морального риска – это принцип «сделай сам», изменение структуры собственности и организационная перестройка. Моральный риск в агентских отношениях можно преодолеть, если отказаться от услуг агента и сделать все самому, однако это не всегда возможно (вы не можете сами сделать себе операцию) или вы потеряете выгоды от специализации и разделения труда. Бороться с моральным риском можно, изменив структуру собственности. Если с поставщиком существуют регулярные и сложные отношения, а он ведет себя оппортунистически и не следит за качеством поставляемой продукции, то для потребителя может оказаться выгодным приобрести фирму-поставщика. В данном случае вертикальная интеграция решит проблему морального риска в отношениях с агентом. Так, во франчайзинговых сетях наблюдается высокая доля собственных точек франчайзера, если ценность брэнда высока. Подобным образом франчайзер решает проблему морального риска со стороны недобросовестных франчайзи.
Заключение.
В заключение работы можно сделать следующие выводы. Возникновение морального риска в рыночных трансакциях напрямую связано с асимметрией информации, возникающей, когда одна сторона рыночной сделки владеет информацией, недоступной для другой стороны рыночной системы. Моральный риск возникает после подписания договора, что связано с тем, что исполнение заключенного контракта осложняется двумя причинами. Во-первых, это неполнота контракта, которая является закономерным следствием ограниченной рациональности участников контракта, а также недостаточности или сильной асимметричности информации, которой они обладают. Во-вторых, это ограниченность возможностей мониторинга - причина более стандартная, связанная с той же ограниченной рациональностью и неполнотой информации, но еще и с затратностью мониторинговой информации. В зависимости от характера отношений, возникающих между участниками рыночных отношений моральный риск имеет место при приобретение подержанных и новых товаров, а также товаров неизвестных производителей; при приобретение практически всех услуг, т.к. услуга не имеет материальной оболочки, потребляется именно в момент ее оказания и зависит от многих субъективных факторов, в том числе даже от настроения исполнителя. Моральный риск присутствует во всех страховых и финансовых сделках, т.к. данные сделки всегда связаны с риском и неопределенность и их трудно контролировать в процессе исполнения контракта. Кроме того, моральный риск присутствует и в трудовых отношениях, как со стороны работника, когда в контракте не прописаны все необходимые условия, так и со стороны работодателя. когда работник либо оказывается неспособным выполнять свои обязанности, либо отлынивает от надлежащего выполнения трудовых обязанностей.)
Список литературы
1)
Энциклопедия эпистемологии и философии
науки http://epistemology_of_
2) Эрроу К. Неопределенность и экономика благосостояния здравоохранения. Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. Т. 4. / Под общ. Ред. А.П. Заостровцева. Спб.: Экономическая школа, 2004.;
3)
Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной
4)
Уильямсон О. Поведенческие предпосылки
современного экономического
5)
Словарь бизнес-терминов http://dic.academic.ru/dic.
6)
Финансовый словарь http://prodengi.kz/slovari/
7) Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с. - (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).;
8) Московский либертариум http://www.libertarium.ru/;
9) Розмаинский; И.В., Холодилин К.А. История экономического анализа на Зaпаде. СПб., 2010. - 138 с.;
10)Розмаинский И.В., Холодилин К.А. История экономического анализа на Западе. СПб., 2010. - 138 с.;
11) Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. С. 253.;
12) Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм. THESIS. 1994. Вып. 6. С. 91-104.;
13)
Савицкая Е.В. Курс лекций по
14)
Одинцова М.И.
15)
Алчиан А., Демсец Х.
16)
: Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и
17) Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Институциональная экономика: Курс лекций. - М.: МФТИ, 2002.;
18)
Савицкая Е.В. Курс лекций по
Информация о работе Моральный риск и способы его предотвращения