Монополизм в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:25, реферат

Краткое описание

Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы Российской Федерации, в том числе, сферу естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.

Оглавление

Введение..................................................................................2
1. Возникновение и сущность монополий ..........................5
2. Формы и виды монополий ................................................6
3. Проблемы монополии в Российской экономике……….9
Заключение............................................................................13

Файлы: 1 файл

монополизм в Российской федерации.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это  тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Проблема  монополии в российской экономике.

Российское  антимонопольное законодательство не дает определение понятия “монополия”, поскольку в реальности чистых монополий  нет. Но есть предприятия, которым присущ главный признак монополии - значительная доля на рынке определенного товара. “Реальной монополией” считается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В таком случае говорят, что фирма занимает

 “доминирующее  положение”. Доминирующим также  признается положение хозяйствующего  субъекта, доля которого на рынке  определенного товара составляет  от 35% до 65%, если это установлено  антимонопольным органом.

Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35% заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок).

 Назначение  реестра состоит в подготовке  информационной базы данных о  крупнейших субъектах рынка для  осуществления государственного  контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Всего в реестр включено около 6500 предприятий (1999 год). Включенные в реестр предприятия имеют следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности: 22% - услуги жилищно-коммунального хозяйства, 13% - продукция производственно- технического назначения, 28% - продукты питания, 5% - товары народного потребления, 21% - отдельные виды работ и услуг, 11% - хозяйствующие субъекты, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий (для естественных монополистов на транспорте, в области связи и энергетическом комплексе составляются свои реестры). Из 6500 предприятий, входящих в реестр, долю более 35% на товарных рынках РФ имеют около 450 предприятий.

Изучая  реестр можно придти к выводу, что  российские монополисты федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные производства.

 Специфика  их заключается в том, что  они сознательно создавались  государством в ходе проведения  политики по усилению концентрации  и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что такие производства являются очень неустойчивыми по сравнению с более диверсифицированными.

В российской экономике очень распространено такое явление как

 “локальный”  монополизм. Вследствие ненасыщенности  рынка отдельные предприятия  в регионах невольно оказываются  в положении монополистов. Такие  предприятия занимаются переработкой  сельскохозяйственной

продукции, торговлей и бытовым обслуживанием  в малонаселенных отдаленных пунктах.

 Предприятия  жилищно-коммунального хозяйства  – также локальные монополии.

Особое  и значительное место в экономике  России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это  монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Три главных  естественных монополиста России:

. РАО  “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

. ГАЗПРОМ  (транспортировка газа по трубопроводам,  реализация природного газа);

. МПС  (железнодорожные перевозки);

Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной  электрической связи).

Санкт-Петербургские  естественные монополисты: ПТС, Водоканал,

Метрополитен  и др.

В независимости  от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной  властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Предприятия-монополисты  злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. В

 России  практикуются монопольно высокие  цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.

Анализ  затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

1. отсутствие  конкурентного давления на норму  прибыли ведет к более слабому  контролю над расходами; 

2. искушение  получить монопольную сверхприбыль  может стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.

В условиях современной российской экономики  монопольная рыночная власть реализуется  прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

Помимо  ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры  дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Например, администрация Кировской области создала унитарное государственное предприятие “Кировфармация”, включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины “Оптика”, фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно- аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение закона “О конкуренции” и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного предприятия.

Для преодоления  высокой степени монополизации  российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные  государственные программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции.

 Исследования  показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

Особое  место в проблеме демонополизации  экономики принадлежит вопросу  о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”,

 Газпром  и МПС. Общая концепция реформ  – отделение монопольных видов  деятельности от потенциально  конкурентных, изменение ценовой  и тарифной политики предприятий-монополистов.

Цели  реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.

 Реформа  Газпрома заключается в отделении  транспортировки и распределения  газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход  на контрактные цены и отход  от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.

Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й  этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений  между созданными компаниями, МПС  и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.

У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они  сходятся в одном: реформы следует  проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках 
 
 
 
 
 

 

Заключение

Меры  по борьбе с монополизмом в России монополизма         определяются, главным образом, спецификой в монополистических отношений  в нашей экономике.

Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием следующих основных факторов:

1. Наличие  административно-командой системы  управления, что проявлялось в  директивном управлении, в централизации  большой доли дохода, в назначении «сверху» хозяйственных руководителей.

2. Устойчивый  и массовый дефицит, который  многократно обостряет конкуренцию  потребителей и превращает всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса.

3. Концентрация  и специализация производства, дошедшие  до своей противоположности. В  конце 80-х гг. в руках государства  было сосредоточено около 85 % массы основных средств производтва. Более 90 % продукции машиностроения выпускали предприятия, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих (для сравнения: в США 60 % продукции машиностроения производится на предприятиях, насчитывающих менее 500 рабочих). Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.

Концентрация  производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и. более того, порождает жесткую зависимость потребителей от поставщиков-монополистов.

Серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка.

Второй  вариант – это путь борьбы с  монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике любых процессов, способствующих демонополизации.

На практике, проводимая ныне демонополизация, разгосударствление и приватизация, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте 1991 г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон дает определение таких понятий, как «товар», «рынок», «хозяйствующий субъект», «конкуренция», «доминирующее положение», «монополистическая деятельность».

Информация о работе Монополизм в Российской Федерации