Монополизм в РБ: предпосылки и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:24, реферат

Краткое описание

Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Файлы: 1 файл

Монополизм в РБ.docx

— 30.55 Кб (Скачать)

Таким образом, по мнению Департамента ценовой политики Минэкономики, позитивным для белорусской экономики является монопольное положение Белтелекома, Белпочты, БЖД и некоторых других.

Реальный путь преодоления  монополизма - демонополизация экономики, децентрализация управления, разгосударствление и приватизация, создание альтернативных производств, формирование необходимых  элементов инфраструктуры[5].

Демонополизация - снижение концентрации производства товаров (продуктов, услуг) и создание необходимых условий  для развития конкуренции на товарных рынках. Демонополизация экономики  ставит свой задачей формирование конкурентных отношений в сферах производства и обращения товаров и услуг, финансов. В рамках задач построения экономики рыночного типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация является одной из важнейших составляющих рыночных реформ.

Цель, основные задачи и принципы демонополизации экономики отражены в первом в истории Беларуси антимонопольном  законе «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции» от 12 декабря 1992г., действующего в редакции закона от 10 января 2000г. комплексных  программ демонополизации народного  хозяйства РБ на 1993-1994 гг., в Программах демонополизации и на 1998-1999 г.

Одним из приоритетных секторов экономии при проведении демонополизации  были определены торговля и общественное питание. Продолжающаяся структуризация сферы торгового обращения создала  условия для формирования конкурентной среды внутренней и внешней торговли.

Главным в проведении демонополизации  должна быть не борьба с монополизмом вообще, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, для становления предпринимательства и конкуренции.

Конкурентоспособность экономики  любой страны во многом определяется наличием сектора многоотраслевых  или вертикально интегрированных  корпораций, в рамках которых достигается  концентрация промышленного капитала, инвестиционных ресурсов, наукоемких технологий и высококвалифицированных  кадров. Такой корпоративный сектор может по праву рассматриваться  базис современной конкурентной экономики.

Вместе с тем мировая  практика показывает, что неконтролируемые процессы концентрации капитала могут  привести к нежелательным последствиям. Корпоративные структуры являются одной из форм монополизации экономики.

В условиях Беларуси создание финансово-промышленных групп (ФГП) возможно в перспективных отраслях - нефтехимической, радиоэлектронной, деревообрабатывающей, медицинской, топливно-энергетическом комплексе и др.

На макроуровне интеграция осуществляется путем формирования в экономике страны хозяйственных блоков - кластеров, включающих фирмы, организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением. В настоящее время для эффективного развития конкурентной среды в Республике Беларусь необходимо создание кластеров, ориентированных на: промышленное производство; в отраслях, связанных с «новой экономикой»; информационные технологии и т.д. Необходимо также создание таких кластерных структур, как технопарки и технополисы.

В Беларуси функции действующих  технопарков в основном сведены  к поддержке, оказанию сервисных  услуг и посреднической деятельности предприятиям, особенно малым, уже наладившим выпуск своей продукции. В стране функционирует 5 технопарков, такие  как Национальный инфопарк, Парк высоких технологий, Научно-технологический парк «Метолит», Научно-технологический парк при БГУ, Технологический парк «Могилев».

В настоящее время в  Беларуси проводится работа по формированию инновационно-информационного поля, основой которого станет создание академтехнополиса, куда войдут научно-исследовательские организации Национальной академии наук с их научно-производственной базой, а также промышленные предприятия, компании, приступающие к технологическому обновлению производства и внедрению высоких технологий.

Использование эффекта отраслевого, межрегионального и транснационального характера интегрированных корпоративных  структур позволит повысить эффективность  белорусской экономики.

Формирование рыночных отношений  диктует необходимость преодоления  государственного монополизма и  сокращения прямого регулирования, в т.ч. ценового, использования экономических методов в государственном управлении. Поэтому в последующем ценовое регулирование сведется лишь к регулированию цен на продукцию, услуги, обеспечивающие национальную, продовольственную и экологическую безопасность; антидемпинговому законодательству, направленному на защиту отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции зарубежных компаний. Как и в странах Западной Европы, ценовое регулирование на внутреннем рынке будет заменено более совершенной формой - антимонопольным регулированием.

В его основе - выявление  и устранение злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов  на товарных рынках, предотвращение сговоров по установлению как монопольно высоких, так и монопольно низких цен, препятствующих вхождению на рынок других агентов, устранение условий неоправданной  ценовой дискриминации в отношениях. В тактическом плане для поддержания  конкурентной среды пришло время  решительно пресекать факты недобросовестной конкуренции, когда усилия хозяйствующих  субъектов направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые могут причинить убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Предполагается разрешать подобные прецеденты в судебном порядке[6].

Достаточно высокая степень  монополизации отдельных отраслей белорусской экономики является результатом целенаправленной деятельности органов государственного управления по созданию барьеров для деятельности частнопредпринимательских структур и ограничению импорта из других стран. Именно заинтересованность центральных  органов управления в обеспечении  высокой степени монополизации  национальной экономики приводит к  тому, что традиционные меры антимонопольной  политики в условиях Республики Беларусь не приносят ожидаемых результатов. Высокая степень монополизации  экономики снижает возможности  объективной оценки эффективности  функционирования предприятий, что  серьезно понижает общую эффективность  хозяйствования в стране. Это делает отечественные товары менее конкурентоспособными, что снижает в частности размер валютных поступлений в страну. В  интересах национальной экономики  Республики Беларусь целесообразно  вернуться к проведению антимонопольной  политики, что позволит использовать более объективные цены и реально  оценивать вклад в валовой  внутренний продукт как государственных предприятий, так и предпринимательских структур. Развитие конкуренции между товаропроизводителями следует осуществлять в первую очередь через формирование и поддержку отечественных предпринимательских структур, которые вынудят государственные предприятия работать эффективнее. Создание условий реальной конкуренции возможно только в случае введения жестких бюджетных ограничений. Для этого государственные предприятия-монополисты должны быть лишены доступа к субсидиям, освобождениям от налогов, дешевым кредитам, которые позволят им конкурировать без повышения эффективности.

Перечень монополистов в Беларуси в 2011 году пополнили 19 субъектов  хозяйствования.  

7 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси, в 2011 году пополнили 19 юридических лиц. Исключены из госреестра, за утратой монопольного статуса, 13 субъектов хозяйствования. Об этом сообщили корреспонденту БЕЛТА в отделе связей с общественностью Минэкономики. Для оценки уровня монополизации департамент ценовой политики Минэкономики совместно с местными органами власти в минувшем году провел анализ 63 товарных рынков национального уровня и 130 местных товарных рынков. Объектами мониторинга, в частности, стали рынки банковских услуг, услуг сотовой подвижной электросвязи, услуг по приему подписки, доставке и переадресованию печатных средств массовой информации, жилищно-коммунальных услуг. Среди товарных ниш потребительского рынка изучались такие чувствительные, как рынок импортируемых круп, соков и напитков фруктовых, табачных изделий, сахара. 
Было установлено, что 19 хозсубъектов занимают доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. На местном уровне таких субъектов оказалось 68. 
В частности, монополистами признаны РУП "Белпочта" - по товарной позиции "услуги по приему подписки, доставке и переадресованию печатных средств массовой информации"; РУПП "Белцветмет" - по товарной позиции "заготовка и переработка лома и отходов цветных металлов"; РУПП "Минсквтормет" и его дочерние предприятия "Брествторчермет", "Витебсквторчермет", "Гомель-вторчермет", "Гродновторчермет", "Могилеввторчермет" - по товарной позиции "заготовка и переработка лома и отходов черных металлов"; ОАО "Скидельский сахарный комбинат"; "Городейский сахарный комбинат", "Жабинковский сахарный завод", "Слуцкий сахарорафинадный комбинат" - по товарной позиции "сахар". Факт доминирования устанавливается в соответствии с постановлением Министерства экономики от 17 октября 2002 года №229 "Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь". Доминирующим признается такое положение хозяйствующего субъекта, когда величина его доли в поставках произведенных товаров превышает на потребительском рынке 30%, на рынке инвестиционных товаров 45%. По состоянию на 23 января 2012 года Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, включал 580 хозяйствующих субъектов, в том числе на республиканском уровне - 161, на местном уровне - 419 хозяйствующих субъектов.


Информация о работе Монополизм в РБ: предпосылки и особенности