Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:24, реферат
Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.
Таким образом, по мнению Департамента
ценовой политики Минэкономики, позитивным
для белорусской экономики
Реальный путь преодоления монополизма - демонополизация экономики, децентрализация управления, разгосударствление и приватизация, создание альтернативных производств, формирование необходимых элементов инфраструктуры[5].
Демонополизация - снижение концентрации производства товаров (продуктов, услуг) и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках. Демонополизация экономики ставит свой задачей формирование конкурентных отношений в сферах производства и обращения товаров и услуг, финансов. В рамках задач построения экономики рыночного типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация является одной из важнейших составляющих рыночных реформ.
Цель, основные задачи и принципы
демонополизации экономики
Одним из приоритетных секторов
экономии при проведении демонополизации
были определены торговля и общественное
питание. Продолжающаяся структуризация
сферы торгового обращения
Главным в проведении демонополизации должна быть не борьба с монополизмом вообще, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, для становления предпринимательства и конкуренции.
Конкурентоспособность экономики
любой страны во многом определяется
наличием сектора многоотраслевых
или вертикально
Вместе с тем мировая
практика показывает, что неконтролируемые
процессы концентрации капитала могут
привести к нежелательным последствиям.
Корпоративные структуры
В условиях Беларуси создание финансово-промышленных групп (ФГП) возможно в перспективных отраслях - нефтехимической, радиоэлектронной, деревообрабатывающей, медицинской, топливно-энергетическом комплексе и др.
На макроуровне интеграция осуществляется путем формирования в экономике страны хозяйственных блоков - кластеров, включающих фирмы, организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением. В настоящее время для эффективного развития конкурентной среды в Республике Беларусь необходимо создание кластеров, ориентированных на: промышленное производство; в отраслях, связанных с «новой экономикой»; информационные технологии и т.д. Необходимо также создание таких кластерных структур, как технопарки и технополисы.
В Беларуси функции действующих технопарков в основном сведены к поддержке, оказанию сервисных услуг и посреднической деятельности предприятиям, особенно малым, уже наладившим выпуск своей продукции. В стране функционирует 5 технопарков, такие как Национальный инфопарк, Парк высоких технологий, Научно-технологический парк «Метолит», Научно-технологический парк при БГУ, Технологический парк «Могилев».
В настоящее время в Беларуси проводится работа по формированию инновационно-информационного поля, основой которого станет создание академтехнополиса, куда войдут научно-исследовательские организации Национальной академии наук с их научно-производственной базой, а также промышленные предприятия, компании, приступающие к технологическому обновлению производства и внедрению высоких технологий.
Использование эффекта отраслевого,
межрегионального и транснационального
характера интегрированных
Формирование рыночных отношений
диктует необходимость
В его основе - выявление
и устранение злоупотреблений доминирующим
положением хозяйствующих субъектов
на товарных рынках, предотвращение сговоров
по установлению как монопольно высоких,
так и монопольно низких цен, препятствующих
вхождению на рынок других агентов,
устранение условий неоправданной
ценовой дискриминации в
Достаточно высокая степень
монополизации отдельных
Перечень монополистов в Беларуси в 2011 году пополнили 19 субъектов хозяйствования.
7 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/.
Государственный реестр хозяйствующих
субъектов, занимающих доминирующее положение
на товарных рынках Беларуси, в 2011 году
пополнили 19 юридических лиц. Исключены
из госреестра, за утратой монопольного
статуса, 13 субъектов хозяйствования.
Об этом сообщили корреспонденту БЕЛТА
в отделе связей с общественностью Минэкономики.
Для оценки уровня монополизации департамент
ценовой политики Минэкономики совместно
с местными органами власти в минувшем
году провел анализ 63 товарных рынков
национального уровня и 130 местных товарных
рынков. Объектами мониторинга, в частности,
стали рынки банковских услуг, услуг сотовой
подвижной электросвязи, услуг по приему
подписки, доставке и переадресованию
печатных средств массовой информации,
жилищно-коммунальных услуг. Среди товарных
ниш потребительского рынка изучались
такие чувствительные, как рынок импортируемых
круп, соков и напитков фруктовых, табачных
изделий, сахара.
Было установлено, что 19 хозсубъектов
занимают доминирующее положение на товарных
рынках Беларуси. На местном уровне таких
субъектов оказалось 68.
В частности, монополистами признаны РУП
"Белпочта" - по товарной позиции
"услуги по приему подписки, доставке
и переадресованию печатных средств массовой
информации"; РУПП "Белцветмет"
- по товарной позиции "заготовка и переработка
лома и отходов цветных металлов"; РУПП
"Минсквтормет" и его дочерние предприятия
"Брествторчермет", "Витебсквторчермет",
"Гомель-вторчермет", "Гродновторчермет",
"Могилеввторчермет" - по товарной
позиции "заготовка и переработка лома
и отходов черных металлов"; ОАО "Скидельский
сахарный комбинат"; "Городейский
сахарный комбинат", "Жабинковский
сахарный завод", "Слуцкий сахарорафинадный
комбинат" - по товарной позиции "сахар".
Факт доминирования устанавливается в
соответствии с постановлением Министерства
экономики от 17 октября 2002 года №229 "Об
утверждении Инструкции по определению
доминирующего положения хозяйствующих
субъектов на товарных рынках Республики
Беларусь". Доминирующим признается
такое положение хозяйствующего субъекта,
когда величина его доли в поставках произведенных
товаров превышает на потребительском
рынке 30%, на рынке инвестиционных товаров
45%. По состоянию на 23 января 2012 года Государственный
реестр хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарных рынках,
включал 580 хозяйствующих субъектов, в
том числе на республиканском уровне -
161, на местном уровне - 419 хозяйствующих
субъектов.
Информация о работе Монополизм в РБ: предпосылки и особенности