Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:36, доклад
Моногород — населенный пункт, экономическая деятельность в котором тесно связана с единственным предприятием или группой тесно интегрированных между собой предприятий. Обычно термин моногород применяется в отношении городов, располагавшихся на территории СССР. Соответствующее предприятие называют градообразующим предприятием.
1. Моногород
Проблемы моногородов (более 300 в России
с общим числом населения
свыше 16 млн.) находятся в центре внимания власти и общества. В
настоящее
время в правительстве
программы по 27 моногородам, на поддержку которых в 2010 году
запланировано направить из федерального бюджета 20 млрд. руб. В
текущем году начнет реализацию федерального пилотного проекта по
развитию экономики моногородов, в который включены 27 населенных
пунктов.
Прежде чем разрабатывать и внедрять программы развития моногородов,
необходимо законодательно закрепить и систематизировать, критерии отбора
городов, нуждающихся в помощи.
В настоящее
время не существуют четкого и
закрепленного законом
«моногород». Некоторые эксперты считают понятия «моногород» и
«градообразующее предприятие» тождественными. Да и сегодняшнее
законодательство не содержит однозначной формулировки понятия
«градообразующее предприятие».
Ранее Межведомственной рабочей группой по вопросам снижения негативного
воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие
монопрофильных городов в субъектах Российской Федерации были одобрены
следующие признаки моногородов.
Во-первых, это наличие предприятия или нескольких предприятий,
осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-
технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25%
экономически активного населения.
Во-вторых, это наличие в населенном пункте предприятия или нескольких
предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-
технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема
промышленного производства.
В качестве дополнительного критерия отнесения населенных пунктов к категории
монопрофильных было предложена доля налогов и сборов, поступающих в бюджет
муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий,
осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-
технологического процесса, расположенных в населенном пункте. Если данная
доля составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в
бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий,
населенный пункт может быть признан моногородом.
Для присвоения
статуса «моногород» в
возможно использовать такие, как наличие в населенном пункте одного или
нескольких предприятий, относящихся к одной отрасли, либо обслуживающих один
сегмент отраслевого рынка; наличие зависимых друг от друга и технологически
связанных предприятий, работающих на один конечный рынок; зависимость
доходной части бюджета города от деятельности таких предприятий; однородный
профессиональный состав работающего населения города; значительная
удаленность города от других, более крупных населенных пунктов и/или отсутствие
развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающей связь города с другими, 2
Моногорода: закон и практика
более крупными населенными пунктами.
При разработке программ развития моногородов необходимо учитывать не только
сегодняшнюю ситуацию, но и историю возникновения самого моногорода, уже
сложившиеся неразрывные связи, географическое расположение, перспективы
развития в будущем наиболее значимых для города отраслей, потенциал самого
города и много другое. При этом выявляются наиболее перспективные направления
развития города и возможности изменения направленности и перепрофилирования
градообразующих предприятий. Необходимо разработать и законодательно
закрепить комплекс мер и систему взаимодействия органов государственной власти
различных
уровней и руководства
своевременному реагированию на изменение текущей ситуации, так как от
своевременности введения тех или иных процедур и оказания помощи зависит
конечный результат по реализации программ развития моногородов.
Основным отличием моногородов от обычных городов является неразрывная связь
между городом и предприятием (группой предприятий), которое несет
ответственность не только за пополнение бюджета города, но и за социальную
обстановку, при этом обеспечивает условия жизнедеятельности целых районов
города. Как правило, расходы предприятия на содержание социальной
инфраструктуры закладываются в себестоимость продукции, что в итоге делает ее
неконкурентоспособной. А финансовые проблемы такого предприятия постепенно
перерастают
в социально-экономические
Одной из самых актуальных проблем в моногородах является сфера ЖКХ, а
именно недостаточное финансирование ремонтов и модернизации технологических
сетей и оборудования, стоящих на балансе градообразующих предприятий и
предназначенных для снабжения населения горячей водой и отоплением. На
практике это приводит к тому, что плановых ремонтов практически не проводиться,
ремонты проводятся в аварийном режиме, что в каждом случае обходится намного
дороже для собственника. Для уменьшения бремени содержания непрофильных
активов предприятия в качестве возможного варианта предлагается выделение
таких активов, создание на их базе специализированных организаций и оказание им
государственной помощи. Учредителем таких организаций может выступать
государство, но не исключено и привлечение частных инвесторов.
Еще одной
проблемой градообразующих
централизованной плановой экономики советского периода – неспособность
менеджмента таких предприятий своевременно и адекватно реагировать на
изменения, происходящие на рынках региона и страны в целом. Поэтому в
программе
развития моногородов нужно
квалификации управляющего персонала градообразующих предприятий, а также
возможность бесплатного обучения населения моногородов новым профессиям.
Для выхода на новые рынки, развития и модернизации производства на
градообразующих предприятиях необходимы финансовые ресурсы. Некоторые
специалисты предлагают ввести для них налоговые льготы, что, по нашему
мнению, малоэффективно и не дает стимула предприятию заниматься
реструктуризацией производства, а так же уменьшает размер денежных
поступлений в бюджет моногорода. Гораздо эффективней могут быть программы
предоставления государственных льготных кредитов, государственных банковских
гарантий
и закрепление в
по контролю их использования. К сожалению, пока такого рода государственная
поддержка не всегда осуществляется качественно. Так, например, в виду
сложности процедур получения заемных финансовых средств 11 компаний
Калининградской области, включенные в федеральный список Минрегиона РФ и
Минэкономразвития РФ, в 2009 году не получили данное финансирование.
Нормальному ведению бизнеса в моногородах во многих случаях препятствует их
географическое положение и слабое развитие линий коммуникаций, поэтому в
программе необходимо предусмотреть меры по стимулированию компаний
интернет-провайдеров и программ развития средств связи, а также меры по
внедрению и реализации проектов развития линий коммуникаций в моногородах.
Основной
задачей законодателей
Моногорода: закон и практика
уровней является создание правовой базы для сопровождения реализации
программ развития, а также разработка и закрепление в законах перечня
мероприятий по поддержке моногородов. При этом такая правовая база должна
способствовать адекватному реагированию на изменения экономической ситуации
и рынка, созданию предпосылок для саморазвития таких городов без постоянной
государственной поддержки.
Еще одним из действующих инструментов развития моногородов является уже
отработанная практика создания на определенной территории ОЭЗ регионального
уровня. Целями создания таких зон, также как и ОЭЗ, являются: ускорение развития
территории, привлечение инвестиции, создание благоприятных условий для
ведения бизнеса, стимулирование развития новых технологий и т.д. ОЭЗ
регионального уровня создаются на основе законодательных актов субъектов РФ и
муниципальных образований, принятых в рамках их компетенции. Для привлечения
инвестиций в эти зоны, возможно предоставление льгот по налогам и сборам,
оплачиваемым в бюджеты субъекта РФ и муниципального образования,
упрощенный порядок и всесторонняя помощь властей в предоставлении земельных
участков
под строительство новых
барьеров и предоставление других привилегий, способствующих привлечению
инвестиций и развитию бизнеса.
Главным преимуществом региональных ОЭЗ перед федеральными является то, что
федеральным законом об ОЭЗ предусмотрено строгое разграничение по типу ОЭЗ:
промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-
рекреационные и портовые, и в зависимости от этого типа резидентам разрешается
осуществлять только ту деятельность, которая предусмотрена для данного типа
ОЭЗ. В региональной же таких ограничений нет, поэтому развитие бизнеса на их
территории может осуществляться в различных направлениях, а хозяйствующими
субъектами могут выступать компании из различных отраслей. Мировая практика
создания и развития ОЭЗ показывает, что самыми эффективными являются ОЭЗ
смешанного типа, в которых можно осуществлять от научно-исследовательской
деятельности и разработки новых технологий и продуктов до их промышленного
производства,
включая все сопутствующие
Подводя итог, можно сказать, что эффективные в прошлом, сегодня моногорода
стали неэффективны. Если меняются экономические отношения, должны
измениться и моногорода. Ответственность за это лежит как на бизнесе, так и на
государстве. Несомненно, что много зависит от политической воли. Через нее
должна быть создана
соответствующая нормативно-
федеральном, региональном и местном уровнях. Не будет преувеличением сказать,
что от успешности программ развития монопрофильных населенных пунктов
зависит будущее российской экономики.
2. Написать
определение термина (диверсифкация, урабнизация,
волатильность,
моногород, голландская болезнь)
Диверсифика́ция (новолат. dive
Урбаниза́ция (от лат. urbanus
Процесс урбанизации идёт за счёт:
миграции из сельской местности (провинции) в городскую.
Волати́льность (изменчивость,