|
Мониторинг в системе экономической безопасности (на примере сверхкрупного города) Изучение практики деятельности органов внутренних дел (ОВД) по прoтиводействию преступлениям экономической направленности позволило сделать вывод, что для повышения эффективности такой работы в городах необходимо создать механизм информационного контроля, который помогал бы фиксировать все факты экономических преступлений, их основных участников — физических и юридических лиц, методы осуществления этих преступлений, специфику и т.п. Специалистами отмечается, что хотя преступления в сфере экономики носят творческий характер, они тем не менее являются тиражируемыми и появляются в различных регионах страны с теми или иными незначительными изменениями. Например, на сегодняшний день известно несколько устоявшихся схем осуществления корпоративного шантажа как одного из способов вымогательства со стороны миноритарных акционеров. Как правило, он осуществляется под угрозой совершения недружественных по отношению к акционерному обществу действий и сопровождается требованием выкупить акции, имеющиеся у миноритария, по цене, в несколько раз превышающей их реальную стоимость1. К таким способам относятся: блокировка пакетов акций; использование манипуляционных технологий; создание параллельных органов управления и ряд других. На основе систематизации подобных данных, по нашему мнению, возможно успешно не только осуществлять оперативно-розыскную деятельность, но и проводить профилактические мероприятия по предупреждению преступных акций. Эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности города может служить мониторинг ее состояния и динамики. Главная цель осуществления мониторинга состоит, как нам представляется, в снабжении системы обеспечения экономической безопасности города полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в экономике города, о складывающейся социальной и демографической ситуации. К основным задачам мониторинга относятся: - оценка состояния и динамики развития экономических отношений в городе в определенный временной период с точки зрения критериев экономической безопасности; - своевременное прогнозирование и выявление деструктивных тенденций, иных угроз развитию экономики города; - определение причин, источников, характера, интенсивности негативного воздействия угроз на экономику города; - прогнозирование последствий действия угроз как на экономику города, так и на сферы жизнедеятельности, связанные с ней; - системно-аналитическое изучение сложившейся ситуации и тенденций ее развития, разработка оперативных и долгосрочных целевых мероприятий по предупреждению и нейтрализации угроз. Заметим, что мониторинг должен являться результатом взаимодействия всех заинтересованных организаций. При осуществлении мониторинга должен действовать принцип непрерывности наблюдения за состоянием экономики города с учетом фактического положения и тенденций его развития, а также общего развития политической обстановки и действия других общесистемных факторов. Конкретность и целевая направленность мониторинга обусловливают некоторые изначальные требования к его проведению, важнейшими из которых являются: формирование и ранжирование системы индикаторов состояния безопасности города, владение методами системного анализа, научно-технического и экономического прогнозирования его развития. Специфические особенности развития конкретного города проявляются в необходимости увязки конечных целей — поступательного и устойчивого развития экономики города — с развитием смежных областей: социологии, демографии, науки (в том числе фундаментальной), техники, технологии. Именно поэтому прогнозированию и стратегическому планированию развития безопасности города в большей степени присущ характер неопределенности: чем более продолжителен период планирования, тем в большей мере показатели экономической безопасности приобретают вероятностный характер. Эффективность планирования в данном случае может определяться наличием нескольких вариантов достижения одной и той же цели и критериальной основой отбора лучшего из них, что является сложной задачей. Мониторинг должен учитывать разновременность управленческих воздействий и достижения намеченных целей, обеспечивающую динамическую сбалансированность развития экономики на длительную перспективу. Мониторинг должен быть конкретным и адресным. Конкретность и адресность показателей мониторинга обусловливают адекватность, точность и конкретность применяемого расчетно-аналитического инструментария, в том числе для прогнозирования развития экономики и угроз экономической безопасности. Как правило, экономика городов обладает свойством инерционности, которое не допускает произвольных изменений в целевом назначении, организационной и технологической структуре в короткие периоды времени. Инерционность социально-экономической системы, каковой является город, означает, что сложившиеся тенденции в развитии экономической безопасности (тенденции, характерные для прошлого) продолжают действовать и в будущем. Наибольшей инертностью при этом обладают такие объекты функционирования организационно-экономических структур города, как состояние производственно-технологического потенциала, научно-технического потенциала и ряд других. Кроме того, устойчивость тенденциям развития экономической безопасности придает инертность отдельных показателей экономической безопасности (например, общеэкономических или показателей, характеризующих уровень жизни населения). Состояние экономической безопасности сверхкрупного города непосредственно зависит от экзогенных факторов: состояния и изменений во внешней среде, поэтому цели развития экономической безопасности должны быть урегулированы с основными параметрами внешней среды, а именно: уровнем экономического развития общества в целом, ресурсным потенциалом, социально-политическим климатом и т.д. Технология мониторинга экономической безопасности должна содержать неотъемлемой своей частью процедуры оценки ретроспективы развития экономики города, ее основных отраслей и производств, сбора и подготовки исходной информации. При этом необходимо осуществлять анализ реализации принятых ранее решений, текущего состояния безопасности; необходим анализ согласования предложений, направленных на совершенствование систем безопасности, рассмотрение заказов на проведение научно-исследовательских работ в этой области, исследование спроса и заявок на средства защиты. Прогнозирование развития процессов обеспечения экономической безопасности требует поддержки соответствующими методами и подходами. В практической деятельности используются такие методы, как экстраполяция, балансовый, нормативный, аналитический, программно-целевой, методы моделирования и сетевого планирования. Перечисленные методы используются, как правило, одновременно. Наиболее эффективно сочетание аналитического, балансового и нормативного методов, а также программно-целевого подхода с методами экономико-математического и информационного моделирования. Содержание и последовательность осуществления мониторинга представлены в таблице. Заметим, что для проведения мониторинга необходимо иметь соответствующее методологическое обеспечение. Им может служить новый принцип формирования информационных ресурсов2. На наш взгляд, требуется осуществить переход от технологии обособленных сборов информации, характеризующей показатели по труду, продукции, фондам, финансам и другим элементам воспроизводства к интегрированным технологиям, когда основные экономические индикаторы безопасности предприятий, личности и общества будут собираться в комплексе при соблюдении требований организационного единства. Это позволит обеспечить количественную и качественную сопоставимость показателей, упростит системы их сбора, обработки и анализа. В основе формирования информационных потоков должна быть заложена статистика предприятий и общества. Переход на интегрированную основу формирования информационных ресурсов предполагает прежде всего: - совершенствование системы статистики предприятий; Таблица Содержание и последовательность этапов мониторинга экономической безопасности Этап | Содержание этапа мониторинга | 1 | Идентификация объекта мониторинга | 2 | Формирование системы показателей оценки экономической безопасности объекта мониторинга с учетом специфики его функционирования | 3 | Сбор и подготовка информации, характеризующей состояние объекта мониторинга | 4 | Выявление (определение) факторов, характеризующих перспективные направления развития объекта мониторинга | 5 | Моделирование и формирование сценариев или стратегий развития объекта мониторинга | 6 | Расчет технико-экономических показателей объекта мониторинга на всю глубину прогнозного периода | 7 | Проведение анализа показателей экономической безопасности объекта мониторинга | 8 | Разработка предложений и реализация мер по предупреждению и нейтрализации угроз экономической безопасности объектамониторинга |
- развитие новых функций системы Единой государственной регистрации предприятий и организаций (ЕГРПО) как основы учета хозяйствующих субъектов, инструмента, предназначенного для определения совокупности единиц статистического наблюдения, организации самого наблюдения и обработки отдельных статистических данных; - использование банковской, финансовой, налоговой и других видов административной статистики при формировании комплексной информационной статистической базы; - активизацию информационного обмена статистической информацией с органами государственной власти, их территориальными правоохранительными структурами, что особенно важно в условиях нарушения целостности и комплексности ведомственных информационных потоков. Таким образом, на первый план выдвигается реальный потребитель информации. При этом состав и периодичность показателей для информационной поддержки реализации функций управления экономической безопасностью — для коммерческих структур, научных и исследо- вательских организаций, населения, органов внутренних дел и иных правоохранительных организаций — будут различны. В этой связи необходимо разработать механизм совмещения воедино информации об основных проблемах макроуровня с детальной информацией микроуровня — угрозах предприятиям, товарным рынкам, конкурентной среде, региональной экономической конъюнктуре и проч. Госкомстатом России уже определен состав статистических показателей, более адекватно отражающих различные аспекты социально-экономических процессов в российской экономике, регулярно выполняются расчеты основных консолидированных счетов, основных квартальных макроэкономических счетов, проводятся ежемесячные оценки объемов и динамики валового внутреннего продукта (ВВП). Сформированы качественно новые статистики цен, занятости, стоимости рабочей силы, уровня жизни населения. Развернуты системы национальных счетов и системы межотраслевых балансов производства и использования продукции и услуг. Все это уже создает статистическую основу для качественного отслеживания проблем экономической безопасности и компетентного принятия решений. По нашему мнению, показатели предлагаемой схемы целесообразно сгруппировать в блоки по трем уровням: первый — хозяйственный механизм и его реформирование, второй — функционирование экономики и третий — результаты социально-экономического развития. Например, второй уровень включает блоки: предприятия, домашние хозяйства (население), органы государственного управления, внешнеэкономические связи, товарное насыщение рынка, инвестиции, банкротства, рынок труда, структурную перестройку экономики. Практика работы органов, осуществляющих информационно-статистическое наблюдение, в настоящее время ориентируется на ряд постановлений Правительства РФ, которыми поэтапно вводится общегосударственная система информационно-статистического наблюдения за объектами собственности. Совершенствуется единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования, обеспечивающий государственный учет и идентификацию субъектов хозяйственной деятельности РФ на основе общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Наряду с известными формами статистического наблюдения за предприятиями вводятся дополнительные формы федерального государственного статистического наблюдения за услугами в области рекламы, аудита, посредническими услугами в операциях с недвижимостью. К числу наиболее приоритетных программных мероприятий совершенствования системы информационной поддержки экономической безопасности и принятия управленческих решений в современных условиях можно отнести: - создание системы субрегистров хозяйствующих субъектов на базе ЕГРПО, данных бухгалтерской отчетности, системы целевых регистров министерств и ведомств; - организацию мониторинга социально-экономической сферы, включая мониторинг трудовых ресурсов, субъектов малого предпринимательства, приватизированных предприятий и предприятий государственной собственности, акционерных обществ, предприятий сельхозпроизводителей, социально-экономического положения и здоровья различных групп населения; - создание системы мониторинга внутренних и внешних угроз интересам личности, общества, экономической и национальной безопасности; - мониторинг состояния материально-сырьевой базы и недропользования; - экономические переписи предприятий розничной, оптовой торговли, общественного питания, сельского хозяйства, жилищ, незавершенного строительства. Достижение целей информационно-аналитического обеспечения экономической безопасности возможно лишь при использовании методологии системного анализа социально-экономического развития города. Наиболее важными направлениями такой методологии являются: - комплексный анализ критических областей социально-экономических показателей; - анализ отраслевых и структурных диспропорций по стандартам, принятым в мировой практике; - анализ инвестиционных процессов и причин их ограничения; - изучение инновационных процессов в экономике города; анализ финансово-хозяйствен ной деятельности предприятий и разработка принципов системного анализа товарныхрынков. Реализация системы мониторинга экономической безопасности, ее постоянная корректировка в соответствии с изменившимся характером внутренних и внешних угроз экономической безопасности смогут способствовать стабилизации социально-экономических процессов в столице и ускоренному росту ее экономики. Изложенные подходы к построению системы мониторинга экономической безопасности в определенной мере получили свое практическое воплощение. Именно для реализации главной цели мониторинга при Управлении правительства Москвы по экономической безопасности был создан ГУП «Центр информационно-аналитических технологий» (ГУП «ЦИАТ»)3. В число его основных задач входят: - информационно-аналитические исследования, оценка деловой репутации и надежности юридических лиц; - проведение экспертиз инвестиционных контрактов на стадии их заключения, предквалификационная проверка претендентов на участие в инвестиционных конкурсах, аукционах; - оценка и анализ показателей финансового состояния предприятий; - оценочная деятельность, организация и проведение работ по возврату дебиторской задолженности. Эффективность этой новой структуры была подвергнута серьезной проверке в ситуациях, связанных с криминальными захватами предприятий и организаций. Эта проблема существенно актуализировалась в столице в последние годы. В ходе ее решения ГУП «ЦИАТ» в полном соответствии с изложенной нами концепцией мониторинга сосредоточил основные усилия на организации оперативного обмена информацией об объектах и субъектах криминальных захватов между правоохранительными органами и городской администрацией. В рамках данной задачи были определены: - источники получения информации. Ими стали ведомственные базы данных, открытые и оперативные источники поступления информации; обращения граждан (устные, письменные или с использованием иных носителей информации, в том числе электронных), материалы уголовных дел; материалы мониторинга прессы, проводимого ГУП «ЦИАТ»; телефонный канал «горячая линия» Управления по экономической безопасности Москвы, другие телефонные каналы, информация органов городской администрации; - примерный состав накапливаемой информации. В него входят: наименование захватываемого предприятия, его история, реквизиты, имущественные права, организационно-правовая форма, персональный состав учредителей (юридические и физические лица), материальные активы, структура, органы управления и руководство, основные направления деятельности, имущественные споры, судебные иски; предпосылки и факты возникновения ситуаций, указывающих на начало действий по недружественному поглощению предприятий, в том числе путем силового захвата, сценарии и методы захвата, правовое или иное обеспечение поддержки; фирмы, организующие захват, их история и конкретные лица, стоящие за ними, привлекаемые для захвата охранные предприятия, силовые структуры; предпринятые меры по предупреждению незаконного захвата; мероприятия по локализации его последствий, оперативное и иное документирование противоправных действий захватчиков; анализ условий, позволяющих осуществлять силовые захваты, в том числе на основании оценки материалов уголовных дел, и подготовка законодательных инициатив с целью дальнейшего совершенствования законодательства в области противодействия захватам с применением силы. - алгоритм информационного обмена. Он может быть или еженедельным, не требующим оперативного реагирования (в электронном виде на выделенные адреса электронной почты либо, в случае направления информации ограниченного распространения, на бумажном носителе, с использованием фельдсвязи), или, при необходимости организации оперативного противодействия планируемому захвату, — направление информации с пометкой «Срочно» на выделенный адрес электронной почты Управления по экономической безопасности или по факсимильной связи. В ходе проведенной работы было установлено, что для обеспечения экономической безопасности чрезвычайно важно провести идентификацию заявителей или их доверенных лиц, проверку достоверности предоставляемых ими документов при государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Москвы и изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц. В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. (с изм. и доп. от 05.03.2001 г., от 12.04.2001 г., от 01. 04.2002 г., от 09.06.2003 г., от 11.05.2004 г. и от 29.06.2002 г.) № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется учреждением юстиции по регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним. На основании ст. 19 вышеназванного Закона при возникновении у регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации в течение месяца он обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений. Регистратор обязан немедленно известить об этом заявителя, который вправе представить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С учетом изложенного представляется возможным установить порядок обязательной проверки Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Москвы (Мосре-гистрацией) подлинности представляемых на регистрацию документов. Этот порядок может быть установлен ведомственным актом (инструкцией) на основании наличия признаков возможной недостоверности представляемых документов. К ним можно отнести: - оплату недвижимости не денежными средствами либо оплату после государственной регистрации; - случаи, когда переход права собственности несвязан с моментом оплаты; - замену руководителя или состава участников (акционеров) общества с момента подписания договора купли-продажи до момента подачи документов на государственную регистрацию; - решение общего собрания акционеров (участников) общества о совершении крупной сделки с недвижимым имуществом, принятое менее чем за 10 дней до подачи документов на государственную регистрацию; - наличие доверенностей от продавца и покупателя, выданных одновременно на одно лицо и т.п. Отсутствие порядка идентификации заявителей или их доверенных лиц и проверки достоверности предоставляемых ими документов при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, обусловливает возможность ущерба правам и охраняемым законом интересам граждан Москвы, юридических лиц, действующих в рамках закона. Кроме того, следует проводить проверку достоверности решений и определений региональных судов, поступающих на исполнение в Службу судебных приставов Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве. Как следует из изученных нами материалов Управления экономической безопасности Москвы, в отдельных случаях Службой судебных приставов исполняются решения и определения региональных судов, несоразмерные исковым требованиям либо сфальсифицированные или принятые на основании недостоверной информации. Представляется целесообразным Службе судебных приставов в случае наличия предварительной информации от фигурирующих в подобных делах лиц об отсутствии у них региональных филиалов или каких-либо связанных с ними споров (корпоративных, хозяйственных, трудовых и т.п.) на основании ст. 202, 433, 436 и ст. 437 ГПК РФ, ст. 324 и 327 АПК РФ и ст. 17, 20-22 и 24 Федерального закона от 21.07.1999 г. (с изм. и доп. от 24.12.2002 г., от 10.01.2003 г., от 08.12.2003 г., от 23.12.2003 г. и от 29.06.2004 г.) № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» приостанавливать начатое исполнительное производство и обращаться по принадлежности в судебные органы за разъяснением порядка его исполнения. Проведенная информационно-аналитическая работа позволила сформулировать предложения по совершенствованию механизма обеспечения экономической безопасности, направленные на противодействие фактам силовых захватов предприятий. В число этих предложений входят: 1. Ограничение реорганизации и перепрофилирования предприятий, выполняющих государственный заказ, — разработка соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах» и «О государственном оборонном заказе». 2. Установление и законодательное закрепление статуса предприятия государственного значения (в том числе субъекта РФ) с установлением ограничений по перепрофилированию таких предприятий — разработка соответствующих изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ. 3. Установление ограничений на отчуждение отдельных видов имущества предприятиями, выполняющими государственный заказ, — разработка соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 4. Установление ограничений дарения акций закрытых акционерных обществ и долей в обществах с ограниченной ответственностью — разработка соответствующих изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах». 5. Изменения процессуального законодательства, устанавливающие исключительную подсудность дел, связанных с переходом права собственности на недвижимое имущество хозяйственных обществ, акции (доли) в хозяйственных обществах, ограничением полномочий органов управления либо сменой органов управления по месту нахождения высшего органа управления общества, — разработка соответствующих изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ. 6. Ужесточение ответственности реестродержателей за нарушения при ведении реестра — разработка соответствующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ. 7. Ужесточение ответственности судебных приставов за неправомерные действия при исполнении судебных актов — внесение соответствующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ и в Федеральный закон «Об исполнительном производстве». 8. Внедрение средств защиты судебных и исполнительных документов — внесение соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РФ. Изложенный методический подход применим к анализу и диагностике состояния любого хозяйствующего субъекта, функционирующего на территории города. Он позволяет с достаточной полнотой исследовать комплекс факторов, угрожающих его экономической безопасности, осмысленно и целенаправленно организовать и выполнить необходимый мониторинг, системно анализировать динамично меняющуюся социально-экономическую ситуацию, проводить технико-экономическое обоснование принимаемых управленческих решений. |