Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:46, доклад
Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ. Общественно-экономическая система, основана на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности. Исходя из этого, различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.
Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. В 2020 г. Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП.
Динамика ВВП на душу населения в странах БРИК в 1998—2009 годах, в долл США
Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. В КНР свыше 384 млн пользователей Интернета, страна также лидирует в мире по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 млн пользователей на апрель 2007 года). В районе Хайдиан севернее Пекина создана китайская «Силиконовая долина». Интенсификация производства приносит и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности примерно вдвое превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию.
Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины; является крупнейшим в мире производителем кокса, чугуна, стали и стальных труб, алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, радиоприемников и мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, а также лидирует по вылову рыбы. Кроме того, КНР входит в тройку крупнейших мировых автопроизводителей (7,2 млн в 2006) после Японии и США. На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана.
Характерная черта современной китайской экономики — зависимость её от внешнего рынка. По объему экспорта КНР занимает 1-е место в мире. Экспорт дает 80 % валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн человек. На внешний рынок вывозится 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс.наименований. КНР поддерживает торгово-экономические отношения со 182 странами и районами мира, с 80 из них подписаны межправительственные торговые соглашения и протоколы. Основными торговыми партнерами Китая являются развитые капиталистические страны, прежде всего Япония, США, западноевропейские государства, на которые приходится 55 % внешнеторгового оборота. Самой конкурентоспособной продукцией пока остаются обувь, одежда и игрушки, но все активнее развивается экспорт электроники, вело-, мото- и автотехники, транспортного и строительного машиностроения. Текстильная индустрия КНР — первая в мире, поэтому экспортная продукция Китая представлена в большинстве стран. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей. Предприятия этой отрасли рассеяны по всей стране, но наиболее крупные находятся в Шанхае, Кантоне и Харбине. Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны Западной Европы имеет высшие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных корпораций. В северных и внутренних районах базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие контрафактную продукцию ведущих брендов мира. Эта продукция отличается низким качеством и ценой, совпадающей с ценой аналогичных качественных продуктов.
С середины 1980-х гг было достигнуто обеспечение населения продовольствием. Сегодня фрукты, рыба, морепродукты экспортируются (основной рынок сбыта продовольствия — страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44 %). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок.
С открытием перевала Нату-Ла в 2006 году ожидается увеличение торгового оборота с Индией.
В начале ноября 2006 года в Пекине состоялся трёхдневный саммит по вопросам торговли и инвестиций, посвящённый 50-летию дипломатических отношений Китая с африканскими странами, на котором присутствовало более 40 глав государств африканского континента. С 2000 года товарооборот между КНР и странами Африки вырос в пять раз и достиг 50 млрд долларов в 2006 году. В рамках саммита были подписаны контракты на общую сумму в 1,9 млрд долларов (общие китайские инвестиции в страны Африки на начало 2006 года составляли более 6 млрд долларов). Пекин также анонсировал множество других социальных проектов на африканском континенте. Например, в Китай на учёбу будут отправляться ежегодно около 15 тысяч африканских студентов.
В целом африканский экспорт нефти в Китай в 2006 году составил 760 тыс. баррелей нефти в сутки, что составило около 30 % от всего экспорта с континента. В частности, Ангола по объёму поставок нефти обогнала Саудовскую Аравию.
Конго в Китай в 2006 году экспортировал на сумму около 1,7 млрд долларов, причем это составило почти 70 % от общего экспорта страны. По этому показателю Конго опережает все другие африканские страны.
В октябре 2006 года между китайской компанией ССЕСС и правительством Нигерии подписан контракт на модернизацию железнодорожных сетей Нигерии. Стоимость контракта, рассчитанного на 20 лет — около 8 млрд долларов.
Судан — крупнейший африканский экспортёр в Китай, в 2006 году его экспорт составил почти 4,5 млрд долларов (что составило почти 60 % всего экспорта страны).
Китай некогда обеспечивал энергоресурсами не только себя, но и своих соседей — Южную Корею и Японию. С 1993 года он переместился из первой группы поставщиков энергоресурсов во вторую, став нетто-импортёром нефти, а ещё через 10 лет — в 2003 году он занял второе место в мире после США по импорту нефти. С этих пор Пекину требуется проводить чётко проработанную стратегию энергетической безопасности во внешней политике.
Бурный экономический рост ставит КНР во всё большую зависимость от импорта энергоресурсов. Это двусторонний процесс, в результате которого Китай всё больше влияет на мировые рынки энергоресурсов, энергетическую политику других стран, мировые цены на энергоресурсы, стимулирует прирост производства, а также перераспределение и создание новых каналов поставок. Так, в настоящее время доля импорта Китая на мировом рынке нефти — 8 %, а в мировом росте спроса с 2000 года — 30 % . При этом по расчётам Кембриджской ассоциации энергетических исследований (CERA), на всю Азию в течение следующих 15 лет придётся половина совокупного роста потребления нефти. Таким образом, можно с полной уверенностью говорить о том, что наметился постепенный переход доминирования в сфере энергетики от развитых к развивающимся странам.
Энергобезопасность становится при этом вопросом национальной безопасности, сохранения темпов экономического развития, а также экологии.
До 1993 года перед Китаем проблема энергетической безопасности так остро не стояла, в первую очередь, из-за богатых запасов угля. Уголь всегда занимал значительное место в энергобалансе КНР, более 70 % от всех потребляемых ресурсов. В связи с этим Китай был мало подвержен мировым колебаниям цен на энергоресурсы, осуществляя стратегию самообеспечения. В 2006 году объём добычи составил 2,6 млрд тонн, вдвое больше, чем в США (второго по величине производителя угля).
Уголь — основной источник энергии в индустриальном секторе, в первую очередь — в производстве стали. Главная проблема удовлетворения внутреннего спроса в энергоресурсах за счёт угля заключается в рассредоточенности его месторождений по всей стране. На востоке и юго-востоке страны, на которые приходится половина ВВП Китая, находятся лишь 17 % запасов угля. В результате более 60 % угля транспортируется по железным дорогам в среднем на расстояние 550 км, что вызывает перегруженность путей, частые аварии и, как следствие, перебои в поставках.
С 1992 года государство постепенно стало снижать контроль цен на уголь, но это привело не к либерализации, а к тому что цены в итоге стали устанавливаться по уговору между крупными государственными компаниями-производителями и крупными закупщиками конечной продукции. В результате внутренние цены на 5-7 долларов за тонну превышают международные на высококачественный каменный уголь . Высокие внутренние цены на уголь и проблемы транспортировки в сочетании с ростом потребления угля привели к тому, что впервые в первом квартале 2007 года Китай стал чистым импортёром угля . Это послужило тревожным сигналом, выявившим недостаточное финансирование инфраструктуры в угольной промышленности и устранения аварий на производстве. Сообщения о взрывах и затоплении шахт поступают практически еженедельно, но ситуация не меняется уже в течение нескольких десятков лет. По официальной статистике ежегодно от аварий в шахтах погибает около 6.000 человек (реальная цифра в несколько раз больше). Это привело к тому, что многие угольные шахты были закрыты после серии аварий. Причина заключается в том, что более 26 тысяч из 28 тысяч официально зарегистрированных угольных шахт управляются малыми предприятиями, применяющие технику добычи, которую в последний раз можно было увидеть на европейском континенте в XIX веке.
После того, как в 2003 году экспорт угля достиг отметки в 70 млн тонн, объёмы экспорта стали падать. Происходило наращивание импорта в основном из Австралии и Индонезии. Руководство крупнейших угольных корпораций заверяет, что это лишь временная мера, и проблема будет в скором времени решена за счёт наращивания местного уровня производства. Однако по оценке Energy Information Administration, импорт коксующегося угля будет только расти, и если в 2004 году он составил 7 млн тонн, то в 2030 году будет равен 59 млн тонн .
Помимо наращивания производства необходимо производить и переоснащение отрасли, иначе китайские производители не смогут конкурировать с иностранными, поставляющими более качественный уголь по более низким ценам.
Также проводится поиск технологий добычи и переработки угля, наносящих меньший ущерб экологии. В качестве дополнительного потенциала рассматривается производство метана из угольных пластов, ресурсы которого оценены в 35 трлн куб.м. Ранее метод получения нефти путём сжижения каменного угля (coal to liquids, CTL) не пользовался особой поддержкой в связи с его дороговизной и по экологическим соображениям. Но в последнее время он получает всё большее распространение. В 2004 году Китай заключил сделку с южно-африканской компанией-обладателем уникальной технологии по сжижению угля, Sasol Limited по строительству 2-х заводов в провинции Шаньси и Нинься-Хуэйском автономном районе. Каждый из них будет производить 80 тысяч баррелей нефти в день и стоить около 5 млрд долларов. Строительство планируется завершить к 2012 году. Также к концу 2007 должно быть завершено строительство первого завода по сжижению угля мощностью 60 тысяч баррелей в день в автономном районе Внутренняя Монголия.
Таким образом, поскольку уголь, так или иначе, будет преобладать в структуре энергобаланса КНР, то наиболее рациональным решением станет технологическое переоснащение отрасли, повышение эффективности при снижении воздействия на окружающую среду, а также новых способов производства.
1993 год стал поворотным для китайской энергетики, обозначив окончание эпохи самообеспечения. Китай впервые с 1965 года испытал нехватку нефти. До 1965 года КНР также испытывал недостаток этого вида топлива, импортируя его из СССР. Однако после открытия во второй половине 50-х и начале 60-х крупных месторождений Дацина и их разработкой Китай смог к началу 70-х обеспечивать нефтью не только себя, но и своих соседей. Впоследствии также был открыт и ряд других месторождений на востоке страны. Экспорт нефти, кроме того, был одним из основных источников иностранной валюты.
С начала же 1980-х годов из-за нехватки инвестиций в нефтяную отрасль, истощения старых месторождений и недостатка новых темпы роста производства нефти начинают падать. Новые месторождения находятся по большей части на западе страны, в основном в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Однако добыча в них почти вдвое отстаёт от проектной и в текущем десятилетии не превысит 25 млн тонн в год . Последствия неэффективности осуществления стратегии самообеспечения проявились в том, что Китай, на который «нефтяные шоки» 73 г и 78 г не оказали никакого влияния, не стал, подобно западным странам, разрабатывать энергосберегающие технологии и концентрировать внимание на проблемах энергетической безопасности, в том числе эффективной добычи при нанесении минимального вреда окружающей среде. Это является сейчас главным препятствием, к примеру, на пути разработки месторождений Таримского бассейна.
Доказанные запасы нефти в Китае на начало 2006 года составили 18,3 млрд баррелей . К 2025 году эта цифра увеличится ещё на 19,6 млрд баррелей . При этом неразведанные запасы составляют 14,6 млрд баррелей .
В целях преодоления зависимости от импорта также планируется проведение более интенсивной добычи запасов газа и нефти на шельфе, которые ведёт Китайская национальная нефтяная шельфовая компания (CNOOC).
При решении проблемы энергетической безопасности руководство Китая в первую очередь делает упор на диверсификацию источников поставок. В первой половине 90-х поставки в основном осуществлялись из порядка 5 стран, а уже в 97 году их количество достигло 35. В 2000 г. импорт нефти из стран Ближнего Востока составляло 47 %, из стран АТР — 18 %, из Африки — 20 % .
Рост импорта также вызван и тем, что он обходится дешевле, чем разработка или внедрение более эффективных способов добычи на месторождениях в самом Китае (хотя, в лучших традициях составления социалистических планов, переоснащение отрасли должно быть завершено к 2020 году). Внутреннее производство, несмотря на государственное субсидирование, будет падать (особенно после вступления в ВТО и постепенного устранения нетарифных импортных барьеров и квот), поскольку себестоимость китайских нефтепродуктов выше импортных примерно на 50 % .
В целях диверсификации потребления энергетических ресурсов Китаю необходимо увеличить долю потребления природного газа. На газ приходится лишь 3-4 % энергопотребления, в то время как в большинстве остальных стран эта цифра составляет 20-25 %. По оценкам Energy Information Administration, потребление этого вида топлива, начиная с 2003 по 2030 год, будет расти в среднем на 6,8 % ежегодно. К 2020 году Китай будет потреблять 200 млрд кубометров природного газа, и только 120 млрд из них будут покрываться за счёт внутренних источников.
Одним из способов снижения зависимости от внешних поставок нефти является разработка внутренних запасов газа, который также потом можно транспортировать в сжиженном состоянии. Учитывая слабую геологическую изученность территории КНР, ресурсы природного газа должны быть довольно значительными, однако, планы по их разработке и освоению — дело далёкой перспективы. На данный момент 40 % газа поступает с газовых месторождений провинции Сычуань. Остальная добыча — это в основном попутный газ с нефтяных месторождений. Также в перспективе осуществление поставок газа с шельфа Южно-Китайского моря, но на данный момент они крайне незначительны.
Внутренние источники газа сильно ограничены, к 2010 году нехватка достигнет 20 млрд кубометров, а к 2015 году — 40 млрд кубометров, по оценкам Центра энергетических исследований Комитета по развитию и реформе . Поэтому отдельный раздел стратегии энергетической безопасности занимает диверсификация энергоресурсов за счёт увеличения поставок сжиженного природного газа (СПГ), в первую очередь для производства электричества. Также это снижает количество вредных выбросов в атмосферу за счёт частичного замещения угля газом. Поставки СПГ будут производиться по большей части с Австралийского континента (Россия проиграла австралийцам тендер на поставку СПГ). Уже начал действовать первый терминал в Гуандуне, в который с лета 2006 года ведутся поставки СПГ из Австралии, ведётся строительство терминала по переработке СПГ в провинции Фуцзянь (к 2008 г.), ещё 4 проекта были одобрены правительством, а 4 пока ждут своего часа. Планируется, что, начиная с 2000 года и до 2020 года, спрос на СПГ вырастет в 10 раз . Тем не менее, пока большинство проектов тормозится из-за повышения цен СПГ на мировых рынках, вызванного ростом спроса на него. Основная доля поставок СПГ будет приходиться именно на южные провинции Гуандун и Фуцзянь, потому что на них приходится самый высокий показатель промышленного роста, и они могут позволить себе закупать более дорогостоящий по отношению к углю СПГ. Также осуществляются программы по газификации наиболее крупных городов, начиная с Шанхая и Пекина.