Модель экономического развития в Южной Корее

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

В течение многих лет Южная Корея отличалась исключительно высокими темпами роста промышленного экспорта. Чтобы выйти на западные рынки с конкурентоспособной продукцией, потребовались огромные капиталовложения. Финансово-промышленные конгломераты (вроде Samsung и Daewoo) привыкли вкладывать большие деньги в разработку новых товаров, рекламу своих торговых марок на Западе и поддержание относительно низких экспортных цен. Инвестиции требовали, естественно, крупных кредитов. Западные кредиторы считали южнокорейские предприятия и банки выгодными заемщиками - просто потому, что видели, как хорошо развивается южнокорейский экспорт.

Оглавление

1.Краткая характеристика экономики страны...................................................3
2.Роль государства в формировании устойчивого динамичного развития Ю.Кореи.............................................................................................................6
3.Основные факторы экономического роста Ю.Кореи...................................10
4.Перспективы: стратегия глобализации.........................................................20
Список литературы....................................................................................................22

Файлы: 1 файл

региональное управление.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

В этих условиях важную, роль в накоплении капитала, особенно на первом этапе, играла экономическая  помощь и привлечение в больших масштабах иностранного ссудного капитала. Поэтому неудивительно, что в 50—60-х годах капиталовложения значительно опережали величину внутренних сбережений.

Экономическая помощь и  ссудный капитал способствовали созданию основных производственных отраслей, поддержанию социальной стабильности.

В развитии южнокорейской  экономики и приобщении страны к  достижениям НТП немаловажную роль играло заимствование иностранной  технологии. На этот путь страна встала с началом программы индустриализации. Как правило, закупки оборудования за границей сопровождались приобретением прав использования технологических процессов. При слабом развитии национальной науки привлечение из-за рубежа передовой технологии способствовало созданию новых производств, уменьшению себестоимости и повышению качества выпускаемой продукции.

В частности, активный обмен  в области науки и техники  позволил Южной Корее создать  основу атомной электроэнергетики. В стране действуют 10 атомных реакторов, производящих более половины общей  выработки электроэнергии.

По мере повышения  уровня индустриализации постепенно увеличивалось  развитие собственных НИОКР. Только в 80-е годы в этой сфере произошли  значительные сдвиги: были созданы  научно-производственные парки, НИИ, рискофирмы. В них принимали участие крупные предприятия ведущих отраслей, которые получили финансовые и налоговые льготы. В научно-производственных парках осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство, разработка новых технологий, изделий и материалов. В случае положительных результатов организуется массовый выпуск новой продукции.

В 1987г. министерство науки  и технологии разработало 15-летний план, определивший основные направления  научно-технической политики государства. В нем намечено развитие разработок в сфере микроэлектроники и чистой химии, информатики и автоматизации производства. К 2001г. в этих отраслях Южная Корея должна выйти на передовые позиции в мире. Определенные перспективы план намечает в исследованиях в области аэронавтики и космической технологии. В 1993г. был выведен на орбиту исследовательский спутник, созданный на собственной технологии.

Доля затрат на НИОКР  достигла 2,7% ВВП, что соответствует  уровню ведущих западных стран. Большинство  ассигнований направляется на разработки прикладного характера. По оценкам общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада. Это подтверждают данные об относительной численности научно-технических сотрудников и исследователей — 16 человек на 10 тыс. населения, а в США — 39, Японии — 37 в 1989г.

Важным условием быстрого расширения производства и повышения  его технического уровня выступает  количество и качество рабочей силы. В стране длительное время отмечается относительное перенаселение, особенно в сельской местности.

Общеобразовательная подготовка населения сильно изменилась. В начале 60-х годов было введено обязательное начальное образование, а в начале 90-х годов все дети были охвачены начальным образованием, 90% — средним. и 39% молодежи в возрасте 20—24 лет  посещают различного рода учебные заведения. Однако до сих пор в стране остается 3,7% взрослого населения неграмотным.

Трудовые ресурсы были главным фактором экономического роста  в 60—80-е годы, их удельный вес в  приросте ВВП составлял 30,8%. При этом в последнее десятилетие доля трудовых затрат сократилась, а роль технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития, социальной структуре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми капиталистическими странами.

В 1996г. она была принята  в ОЭСР — клуб богатых. На стремительный  рост экономики Южной Кореи оказывали  и оказывают влияние самые  различные факторы - объективные  и субъективные, экономические и  политические, внутренние и внешние, такие как:

- ориентированная на  экспорт, на взаимодействие с  внешним миром стратегия 

развития;

- благоприятный международный  экономический климат 60-х-первой  половины 70-х годов, облегчивший  доступ к внешним источникам  ресурсов;

- сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития;

- относительно малые  затраты на содержание военно-промышленного  комплекса (2-3% против 60-70% северокорейских затрат);

- привлечение иностранных  капиталовложений - как финансовых, так и технологических: промышленное  оборудование и "now how";

- этническая и культурная  однородность, а также конфуцианская  традиция, особую ценность, придающая  трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации. Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы развития экономики Республики Корея.

О факторах экономического развития Южной Кореи можно говорить много и подробно, однако хотелось бы остановиться на экспортной политике и заимствованных технологий (как промышленного оборудования, так и "now how") в развитии экономики Республики Корея. Что касается фактора экспортной политики, то было бы справедливо считать его наиболее весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики. Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому нельзя не оценить роль этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно широко освещен в русской литературе по сравнению с другими факторами, но тем не менее он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения (естественно в адаптированном к местным условиям виде) в России.

Наряду с привлечением иностранных инвестиций, начиная  с 80-х годов экономическая политика Южной Кореи была направлена на привлечение из-за рубежа современных технологий, хотя в силу различных причин объемы заимствований в области технологий были не столь значительными, как в сферах заемных средств и прямых капиталовложений, ее роль в переводе южнокорейской экономики на современные рельсы и в приобщении страны к достижениям НТР была тем не менее достаточно высока.

Для широкого внедрения  современных технологических процессов  необходимо было и приобретать соответствующую  технику. Среди закупаемой техники, непосредственно не связанной с производственными процессами, преобладающее место занимали транспортное оборудование и подвижной состав, электроприборы и аппаратура. По условиям заключаемых контрактов подобного рода поставки финансировались кредитами из расчета 3% годовых с погашением задолженности в трехлетний срок.

Помимо указанного Южная  Корея была вынуждена приобретать  и машинное оборудование, непосредственно  используемое в производственных процессах. Как правило, закупки станков  и агрегатов сопровождались приобретением  прав на использование технологических процессов.

Потребность в них  увеличивалась с каждым годом. Соответственно росли и отчисления на оплату как  самой техники, так и технологии "now how". Всего за 1962-1982гг. между  Южной Кореей и развитыми капиталистическими странами была зафиксирована 2281 сделка на приобретение технических "now how". Львиная доля сделок, связанных с приобретением производственного оборудования и связанных с ним "now how", заключалось с японскими бизнесменами (56, 4%), хотя к сотрудничеству с южнокорейскими фирмами на этом поприще они приступили на 4 года позже чем американские и прочие деловые круги.

Доминирующим был и  удельный вес Японии в суммах южнокорейских  отчислений за используемую технику  и технологии. Всего за 10 лет (1967-1977) японские предприниматели получили 52 млн.$ (59%), тогда как за 15-летний срок (1962-1977) Америке и Западной Германии досталось соответственно 24.3 млн.$(27.7%) и 4.4 млн.$(5%). 1975г. 64. 1% всех отчислений за использование иностранной техники и технологий падало на долю США и Японии 4796 и 7074 млн. $. Отмечая исключительно высокую степень зависимости от этих двух стран, южнокорейская ассоциация Внешней торговли 17 июля 1976г. выступила с призывом незамедлительно диверсифицировать источники, из которых заимствуются и внедряются техника и технологии. Однако побудительным мотивом этого призыва служили не только количественные расчеты. По оценкам Национального Института Науки и техники выходило, что только 30% "now how" (заимствованных и США и стран Западной Европы) можно было отнести к передовым технологическим процессам, а оставшиеся 70%(внедрявшиеся через посредство Японии) оценивались как отсталые и устаревшие.

После проведенного исследования в Южной Корее был создан Консультационный Центр по привлечению технологии, который давал (при консультации иностранных специалистов) предварительные оценки "now how", намеченных к внедрению, с целью устранения негативных факторов.

Однако, на практике произошла  диверсификация не источников займов, а диверсификация технологических процессов в сфере распределении по отдельным отраслям южнокорейской промышленности. Рассмотрев в целом положение с заимствованием извне современной технологии на длительном отрезке времени, проследим теперь динамику этого процесса.

Заимствование иностранной техники и технологии распадается на три периода. В течение первого периода (1962-1966) число сделок и их стоимость выражалась минимальными величинами. Это объяснялось с одной стороны, ограниченностью задач, а с другой стороны - нестабильностью политической обстановки в Южной Корее и отчасти проистекающим отсюда неверием деловых кругов из развитых капиталистических стран, что их оборудование и технологии попадут в надежные руки.

Во время второго  периода Южная Корея по-настоящему приступила к реализации программы индустриализации. Создание абсолютно новых для страны отраслей производства обусловило резкое возрастание потребностей в современной технологии, что привело к обильному притоку зарубежных "now how". В течение второго периода наблюдается быстрый рост как числа заключенных сделок (в 9,6 раза), так и сумм корейских отчислений за заимствованную технику и технологию (в 35, 5 раза). Очевидное превосходство второй из названных цифр является свидетельством того, что в Южную Корею стали поступать сложная техника и дорогая технология.

Характерные черты третьего периода (1977-1988) определяются переходом  к "новой стадии индустриализации", основные задачи которой сводились  к тому, чтобы осуществить постепенный  переход от производства трудоемкого  к производству капиталоемкому и техноемкому.

Выполнение кардинальных задач завершающей стадии индустриализации упиралось в проблему заимствования  и внедрения новейшей техники  и передовой технологии.

В апреле 1979 года корейские  власти внесли очередные поправки в правила привлечения иностранной технологии и осуществили таким образом вторую фазу либерализации.

Новые правила запрещали  покупку технологий:

1. если контракты предусматривалось  всего лишь простое использование  образцов, фабричных марок и торговых  знаков;

2. если контракты имели  в виду только продажу сырьевых  материалов или отдельных компонентов,  деталей и узлов для предполагаемой  продукции;

3. если контракт содержал  несправедливые и ограничительные  условия относительно экспорта  намечаемых к выпуску изделий;

4. если контрактом  предлагалось технология устаревшая, несовершенная, или с 

какими-либо отклонениями от нормы;

5. если контракты затрагивали  особую технологию, которые, по  определению министра по делам  науки и техники, "служило интересам  независимого развития";

6. если министр экономического  планирования не считал возможным  признать те или иные контракты  жизненно необходимыми.

Как отмечалось выше, по пересмотренным правилам власти могли  без колебания отвергнуть заявку, если предлагаемым контрактом предусматривалось лишь простое использование южнокорейскими фирмами иностранных торговых марок и фабричных знаков. Побудительным мотивом для корейских бизнесменов служила в данном случае тяга местных потребителей к приобретению товаров с зарубежной фабричной маркой, поскольку качество изделий, выпускаемых для реализации на внутреннем рынке, оставляло желать лучшего. Кроме того, южнокорейские фирмы пытались таким путем расширить свои внешние рынки, сбывая на них отечественные изделия, украшенные какой-нибудь прославленной иностранной маркой. Власти как и теперь неодобрительно относились к подобного не патриотичности потребителей и не совсем чистым устремлениям бизнесменов. В 1978г. в Корее было зарегистрировано всего лишь около 15 фирм, которые использовали зарубежные торговые марки.

Вполне, возможно, что  правила, касающиеся иностранных фабричных  знаков, неукоснительно проводились  бы в жизнь, если бы не два обстоятельства, связанных со спортом: очередные  азиатские игры 1986 года и Олимпиада 1988 года. Предвкушая огромный наплыв зарубежных гостей, власти моментально ослабили запрет на использование заграничных фабричных знаков. Как следствие этого число фирм, пользующихся иностранными торговыми марками за период с 1978 по 1983 год увеличилось в 32, 3 раза. Также заметно возрос приток ультрасовременной технологии в электронную промышленность и машиностроение. В течение 1982 года количество сделок по передаче электронных технологий южнокорейским фирмам превысило уровень 1981 года на 28, 7%. Постепенно правительство делало все большую ставку на привлечение самых совершенных технологий. Президент настаивал на том, чтобы все частные фирмы в обязательном порядке обменивались имеющимися в их распоряжении зарубежными технологиями. В свою очередь Министерство торговли и промышленности объявило, что оно будет поощрять внедрение мелкими и средними фирмами новых зарубежных технологий. Система поощрения вступила в силу с 1984 года и в первую очередь распространилась на фирмы, занятые выпуском электронных изделий. Был создан фонд финансовой и технической помощи предприятиям, которые отважатся развертывать деятельность на престижном, но пока неизведанном поприще электроники. В 1988 году сумма фонда составляла 400 миллионов долларов.

Информация о работе Модель экономического развития в Южной Корее