Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:08, реферат
Цель работы – получить представление о мировом рынке, как механизме обмена экономическими благами и международной торговле.
Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
1) рассмотреть этапы формирования мирового рынка;
Введение
3
1. Мировой рынок как механизм обмена экономическими благами
5
1.1. Основные моменты истории формирования мирового рынка
5
1.2. Мировой рынок: сущность, структура, основные черты и
особенности
7
1.3. Мировые рынки отдельных товаров и услуг: сущность и
классификация
12
2. Экспорт и импорт как составляющие мировой торговли
15
2.1. Понятие и варианты экспорта
16
2.2. Понятие и сущность импорта
21
2.3. Влияние экспорта и импорта на макроэкономическое равновесие, методы регулирования международной торговли
22
Заключение
26
Список использованных источников
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. Мировой рынок как механизм обмена экономическими благами | 5 |
1.1. Основные моменты истории формирования мирового рынка | 5 |
1.2. Мировой рынок: сущность, структура, основные черты и особенности | 7 |
1.3. Мировые рынки отдельных товаров и услуг: сущность и классификация | 12 |
2. Экспорт и импорт как составляющие мировой торговли | 15 |
2.1. Понятие и варианты экспорта | 16 |
2.2. Понятие и сущность импорта | 21 |
2.3. Влияние экспорта и импорта на макроэкономическое равновесие, методы регулирования международной торговли | 22 |
Заключение | 26 |
Список использованных источников | 27 |
ВВЕДЕНИЕ
Понятие рыночной экономики и связанных с ее характеристикой категорий утвердились как в нашей обыденной жизни, так и в науке. Однако, говоря о рынке, многие имеют в виду различные по смыслу понятия. Однозначного определения рынка, которое признавали бы все экономисты мира, не существует. В широком смысле слова рынок можно определить как систему организационно-экономических отношений, которая осуществляется через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Одним из наиболее общепринятых, своего рода обобщающим определением является следующее: рынок – это сфера товарно-денежных отношений, которые складываются в процессе купли-продажи товаров, работ и услуг. Это определение может быть распространено как на национальные, так и на мировые рынки. Различными будут субъекты этих отношений – отдельные юридические лица, фирмы одной страны (национальный рынок) или разных стран и сами страны (мировые рынки). [1, с. 94]
Тема данной работы – «Понятие мирового рынка, его особенности. Экспорт и импорт». Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере составляет основу укрепления целостности мира. Знания о мирохозяйственных отношениях сегодня нужны не только специалистам в области экономики, но и всем образованным людям.
Цель работы – получить представление о мировом рынке, как механизме обмена экономическими благами и международной торговле.
Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
1) рассмотреть этапы формирования мирового рынка;
2) дать общую характеристику мирового рынка, его структуры; выявить характерные черты и особенности мирового рынка;
3) охарактеризовать мировые рынки отдельных товаров и услуг;
4) изучить основные составляющие международной торговли – экспорт и импорт.
Таким образом, объектом исследования в работе является мировой рынок товаров и услуг, предметом – экономические процессы, протекающие в нем.
1. МИРОВОЙ РЫНОК КАК МЕХАНИЗМ ОБМЕНА ЭКОНОМИЧЕСКИМИ БЛАГАМИ
1.1. Основные моменты истории формирования мирового рынка
Как относительно повсеместное, хотя и не полностью раскрывшееся явление, рынок существовал уже в период феодализма – в XII – XIV вв., когда шел активный рост количества городов. причем городская экономика была сразу ориентирована на денежный обмен. Все то, что сельский житель производил в собственном хозяйстве, горожанин вынужден был покупать на рынке. Поначалу большинство городов представляли собой замкнутые сообщества, в которых преобладали мелкие внутренние рынки, характеризующиеся небольшим числом как продавцов, так и покупателей. немногочисленны были и разновидности продуктов, обращавшихся на местном рынке как товары. Предложение не могло значительно выходить за рамки спроса, определяемого численностью и доходами городского населения, а также образом жизни (основными потребностями в пище, одежде, топливе и т.д.). Большинство горожан было занято неаграрным специализированным производством. Профессиональная специализация и наличие денежных отношений породили в Европе цеховую ремесленную систему. [1, с. 95]
В XIV – XV вв. произошло усложнение и модернизация ремесленной промышленности, которые отразились в изменениях организации производства и рыночных связях. Цеховая система постепенно сменяется мануфактурной. Это обеспечило настолько заметный рост производительности труда, что городские рамки стали тесны увеличившимся объемам товаров. На смену им приходили межгородские рынки, характеризующиеся большим числом продавцов, сравнительно массовым спросом и быстрым ростом товарной номенклатуры. Покупатели уже не ограничивались местным рынком, они ехали на более крупные рынки, ярмарки за более современными, новыми товарами; уже в XIV – XV вв. многие товары приобретались в портовых городах. В этот период активизируется торговля с другими странами. [2, с. 476]
В силу произошедших изменений в рыночном механизме, по мере ослабления феодальных связей, происходил заметный поворот в сторону развития конкуренции: возникало множество независимых производителей с товарами разного качества.
В XV – XVII одновременно развертывались процессы в сфере экономики: распространение новых производственных технологий; становление индустриальной отраслевой структуры; переход к массовому использованию наемного труда; развитие форм частной собственности; активное накопление капитала; создание сырьевой базы европейских индустриальных центров на колониальной периферии; зарождение машинного производства.
Ускорившееся в XVII – начале XVIII в. развитие науки и техники создавало основу будущего промышленного переворота. Ежегодно возникали и проходили рыночную апробацию множество новых видов продукции. В производство внедрялись передовые технологии, орудия труда и технические приспособления, организационные принципы.
При этом разработка и внедрение машин и технологий происходили крайне неравномерно как по отраслям и странам, так и сточки зрения производственных и рыночных позиций отдельных фирм. Стали выделяться компании-лидеры. Характерное еще для Средних веков стремление проникнуть на рынки других стран и закрепиться на них в XVII – XVIII вв. часто реализовывалось в виде завоевательных войн и захвата колоний в целях эксплуатации природных богатств и населения стран периферии. Постепенно возрастала взаимозависимость государств друг от друга по линии поставок сырья и других товаров. Национальным производителям становятся тесны границы национальных рынков: объемы производства растут.
К середине XIX в. в странах Европы, а также в Северной Америке и Японии возникли и упрочились индустриальные системы национального производства, возглавлявшиеся группой крупнейших национальных производителей (многие из которых действуют по настоящее время) в каждой из формировавшихся промышленных отраслей. им требовались рынки сбыта, сырье, материалы.
В результате всех рассмотренных выше процессов к середине XIX века между наиболее развитыми странами стали складываться постоянные, упорядоченные отношения по поводу торговли товарами: сырьем, продовольствием, отдельными видами машин и оборудования, предметами роскоши. К этому времени определились также основные торговые пути, центры торговли, страны-производители и покупатели; окончательно выделились в отдельные слои населения купцы-торговцы; появились крупные торговые компании с собственным флотом и т.д.
Таким образом, мировой товарный рынок в основном сформировался в середине XIX века. Его возникновение непосредственно связано с развитием всей системы международных экономических отношений, поэтому его формирование продолжается вплоть до настоящего времени. [3, с. 54, 55, 56]
1.2. Мировой рынок: сущность, структура, основные черты и особенности
Мировой рынок – это сфера товарно-денежных отношений между странами или хозяйствующими субъектами этих стран. Существует еще одно определение мирового рынка: мировой рынок – способ или механизм обмена экономическими благами между отдельными национальными хозяйствами и их объединениями, которые обуславливают возникновение и воспроизводство экономических отношений между ними.
В процессе исторической эволюции мировой рынок сформировался как целостная система, которая имеет территориальную и функциональную структуру.
Территориальную структуру мирового рынка образовывает сложное единство отдельных групп стран, которые занимают разное положение и составляют так называемый центр и периферию мирового рынка. Центр, ядро системы мирового рынка составляет группа промышленно-развитых стран (США, Япония, страны западной Европы); между этими странами возникает сложная система отношений, для которой характерно объединение полярных тенденций – сотрудничества и конкуренции – на мировом рынке. [4, с. 459]
Особое место, приближенное к центру, занимает в территориальной структуре мирового рынка группа новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Бразилия и Мексика и др.). Тесное торгово-экономическое сотрудничество промышленно-развитых стран с этими государствами обусловило формирование в них системы отношений, адекватных сформированным в ведущих государствах, и привело к выделению новых индустриальных стран из общей массы государств, которые развиваются. Группа стран Азии и Африки, которые развиваются несмотря на распад колониальной системы, продолжает занимать зависимое положение в системе, выполняя роль «сырьевого придатка» мирового рынка. В конце концов страны с переходной экономикой (СНГ и Восточная Европа), в зависимости от степени преодоления масштабных противоречий, разными темпами включаются в мировой рынок, занимая положения или более близкое к центру, или к периферии.
Функциональная структура мирового рынка в качестве составных элементов включает относительно обособленные образования, которые обеспечивают функционирование системы: международные рынки отдельных товаров и услуг, рабочей силы, фондовый рынок, инфраструктуру мирового рынка и т.п. [4, с. 460]
Приобретая в процессе перехода от одного состояния к другому качественно новые черты и особенности, мировой рынок характеризуется в своем современном состоянии эффективностью распределения ресурсов, которые направляются на производство необходимых товаров; оптимальным использованием результатов научно-технического развития; гибкостью и высокой адаптированностью к изменяющимся экономическим условиям, повышенной способностью к удовлетворению разнообразных потребностей; улучшенным качеством товаров и услуг; устойчивостью товарно-денежных отношений между странами. [4, с. 460]
Сегменты мирового рынка определяются как традиционными факторами производства – землей, трудом и капиталом, так и относительно новыми – информационной технологией и предпринимательством, значимость которых возрастает под влиянием современной НТР.
Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, сформировавшиеся на наднациональном уровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса, мировых цен и мирового предложения, испытывают на себе влияние циклических колебаний, функционируют в условиях монополии и конкуренции. Зрелость мирохозяйственных связей определяется соотношением темпов роста товарооборота и материального производства. [2, с. 477]
При изучении процессов, происходящих на мировом рынке, следует учитывать его характерные особенности:
Объем и направления товарных потоков мирового рынка отражают характер и структуру международного разделения труда.
Мировой рынок является областью действия особой системы цен – мировых.
Мировой товарный рынок выступает сферой противоречий между его субъектами, что отражает весь спектр экономических и политических отношений, складывающихся в мировом хозяйстве. [1, с. 98]
Международное разделение труда (МРТ) представляет собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.
Международное разделение труда – объективная основа международного обмена товарами, услугами и знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от уровня их экономического развития и характера общественного строя.
Необходимость повышения производительности труда, обусловливающего экономический и социальный прогресс, - движущая сила в углублении разделения труда, в том числе и международного. МРТ осуществляется в целях повышения эффективности производства, служит средством рационализации общественных производительных сил.
МРТ можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях.
Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира независимо от их социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод. Реализация получаемого участниками МРТ эффекта в этом случае происходит в результате действия закона стоимости, проявляющегося в различиях между национальной и интернациональной стоимостью товара. Закон стоимости – движущая сила МРТ в условиях товарного производства. [6, с. 12]
Далее рассмотрим кратко основные виды мировых цен.
1) Справочные цены. Это цены оптовой торговли, публикуемые в печати, прейскурантах (цены продавцов, а не конкретных сделок).
2) Цены статистики внешней торговли. Данные цены отражают реальные сделки в международной торговле. Но это расчетные цены, а не цены конкретных товаров. Они исчисляются как отношение стоимости экспорта (или импорта) товаров по товарной позиции к количеству этих товаров в натуральном выражении и помогают проследить динамику внешней торговли стран и мировых цен.
3) Биржевые котировки – отражают реальные цены сделок на бирже.
4) Цены аукционов – складываются в процессе торга под воздействием спроса.
5) Цены фактических сделок и контрактов. Чаще всего они являются коммерческой тайной.
Чтобы выделить мировую цену на какой-либо товар, нужно, чтобы эта, одна из многих, цена удовлетворяла ряду требований:
- по этой цене реализуются крупные сделки по экспорту и импорту;
- платежи и расчеты осуществляются в свободно конвертируемой валюте;
- это одна из цен сделок, которые заключаются в ведущих странах международной торговли, где регулярно проводятся в условиях свободного торгово-политического режима.
Таковыми могут быть экспортные цены ведущих производителей или цены крупнейших бирж. [1, с. 98]
При условии равенства других факторов экономического развития отдельных стран, эффективность функционирования стран на мировом рынке в определяющей мере зависит от его конъюнктуры.
Конъюнктура мирового рынка – совокупность условий, факторов, показателей, которые характеризуют состояние мировой экономики в указанный период времени. Основная характеристика конъюнктуры мирового рынка – степень сбалансированности спроса и предложения. Устойчивость экономической конъюнктуры мирового рынка периодически изменяется под действием ряда факторов циклического и нециклического характера. Факторы циклического характера, как правило, обуславливают колебание фаз экономического цикла во всех или большинстве стран, которые обнаруживаются в динамике производства, строительства, состоянии внешней и внутренней торговли, товарных запасов, курса ценных бумаг, уровня безработицы и т.п. К нециклическим факторам, которые определяют конъюнктуру мирового рынка, относятся изменения политической обстановки, стихийные бедствия и т.п.
Мировой рынок – динамическая, в значительной степени саморегулированная система, которая адекватно реагирует на изменения. [3]
1.3. Мировые рынки отдельных товаров и услуг: сущность и классификация
Существуют различные подходы к классификации товарных рынков. Однако наиболее часто в научной литературе встречаются два подхода:
- по степени готовности продукции (в этом случае выделяют две группы рынков – сырья и готовой продукции);
- в зависимости от начала употребления данного товара в процессе развития мирового хозяйства – рынки традиционных (то есть употребляющихся как необходимые для существования человеческого общества) товаров и рынки наукоемкой продукции (товаров, которые удовлетворяют новые потребности, появляющиеся в результате достижений научно-технического прогресса).
Структура мирового рынка включает в себя четыре группы рынков:
рынки традиционных товаров (топлива, машин и оборудования, сельскохозяйственной продукции, одежды, обуви, пищевой продукции, фармацевтических товаров, черных и цветных металлов, драгоценных метало и драгоценных камней и др.);
рынки новейшей (наукоемкой) продукции (электронно-вычислительной техники, носителей информации, товаров для домашних животных и др.). Эта группа рынков в процессе развития мирового хозяйства под действием НТП и изменения структуры потребностей постоянно расширяется;
рынки услуг (транспортных, туристических и др.);
рынки результатов интеллектуальной деятельности.
Отдельный товарный рынок – это сфера товарно-денежных отношений, складывающихся между странами или хозяйствующими субъектами этих стран в процессе купли-продажи какого-либо одного вида товаров (например, кофе, сахара и т.д.) или достаточно однородной их группы (рынок нефти и нефтепродуктов). [1, с. 100, 101]
В группе рынков традиционных товаров значительное место занимают мировые рынки сырьевых товаров.
Все разнообразные виды сырья, потребляемого в мировом хозяйстве, можно подразделить на 2 большие группы:
1) промышленное сырье;
2) сельскохозяйственное сырье.
Первая группа включает в себя:
- сырье минерального происхождения (руды, уголь, нефть, соль, нерудные ископаемые);
- сырье, полученное искусственным путем (синтетический каучук, искусственные волокна, пластмассы и др.).
Ко второй группе относятся:
- продовольственные ресурсы;
- продовольственные культуры;
- продукция рыболовства;
- сырье для пищевой промышленности и т.д.
Неравномерность распределения природных богатств по странам, истощение в ряде стран собственных запасов полезных ископаемых и быстрый рост потребностей в топливно-сырьевых товарах сделали объективно необходимым обмен сырьевыми и продовольственными ресурсами, в связи с этим удельный вес топливных и продовольственных товаров в международной торговле остается высоким.
Важнейшие тенденции международной торговли сырьевыми товарами:
- рост объемов торговли полуфабрикатами, изготовленными на базе минерального и растительного сырья;
- снижение удельного веса сырьевых товаров в стоимости мирового экспорта;
- быстрый рост экспорта продукции глубокой переработки и сырьевых полуфабрикатов повышенного качества. [1, с. 102, 103]
Особое значение международная торговля сырьем имеет для развивающихся государств, поскольку экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия и полуфабрикатов обеспечивает им 50 – 100% экспортных доходов. На конъюнктуру рынков сырья и топлива оказывают воздействие следующие факторы: постоянно действующие (НТП, регулирование рынков, сезонность в потреблении топливно-энергетических товаров); временные (стихийные бедствия, политические конфликты).
Важнейшее значение для мировой экономики в группе традиционных имеют рынки топливно-энергетических ресурсов: нефти, природного газа, твердого топлива (угля, горячих сланцев). [6, с. 74]
2. ЭКСПОРТ И ИМПОРТ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Во всем мире международная торговля является частью повседневной жизни. Страны торгуют между собой, потому что они могут покупать товары у других стран по более низкой цене. Разница в издержках производства возникает в результате различий в методах производства и в доступности факторов производства. Кроме того, экономия на масштабе производства делает его специализацию эффективной. [4, с. 485]
Рациональное ведение хозяйства – использование определенного количества ограниченных ресурсов для получения желаемого результата – требует, чтобы любой товар производился той страной, у которой ниже издержки, т.е. той страной, которая располагает сравнительными преимуществами. Например, США экспортируют самолеты, тракторы, пшеницу, электронно-вычислительную технику, оптические приборы и др. Вместе с тем, США импортируют суда, некоторые марки автомобилей и мотоциклов, обувь, одежду. Великобритания имеет сравнительные преимущества в производстве тракторов, взрывчатых веществ, красок, шерстяных и меховых изделий, но не имеет их в производстве стали, синтетических и хлопчатобумажных тканей, обуви и одежды. Саудовская Аравия имеет относительные преимущества в производстве нефти, т.к. располагает крупными месторождениями. Она может производить нефть дешевле по сравнению с другими странами, так же, как Чили и Замбия могут относительно дешевле производить нефть, так же, как Чили и Замбия могут относительно дешевле производить медь. Соответственно эти страны добывают и экспортируют названные полезные ископаемые.
Специализация, основанная на принципе сравнительных издержек (преимуществ), способствует более эффективному использованию ресурсов страны, росту уровня и качества жизни населения с помощью товарообмена с другими странами (экспорт-импорт). [4, с. 486]
Важными характеристиками внешней торговли отдельной страны являются объемы экспорта и импорта на душу населения.
2.1. Понятие и варианты экспорта
Экспорт – это вывоз товаров и капиталов из страны, а также оказание платных услуг иностранным юридическим и физическим лицам. Диверсификация экспорта – увеличение количества видов и наименований товаров, работ и услуг, предназначенных для экспорта. В мировой торговле практикуется и реэкспорт – вывоз из страны ранее импортированных в нее товаров (как правило, сырьевых) с целью их перепродажи в другие страны. В случае реэкспорта товары вывозятся как в неизмененном виде, так и после несущественной обработки (переупаковка, мытье, сортировка и т.д.), которая должна составлять до 50% от первоначальной стоимости товара.
Объемы и структура экспорта определяются возможностями страны производить конкурентоспособную продукцию, потребностями в иностранной валюте, позицией в международных отношениях. [1]
Экспорт в целом следует разграничивать на прямой и непрямой, т.к. механизмы и инструменты его развития являются разными.
Более простой формой выступает непрямой, или опосредованный (косвенный) экспорт, при котором внешнеторговая деятельность осуществляется через посредников, которые покупают продукцию у товаропроизводителей. В этом случае между отечественным товаропроизводителем и заграничным покупателем существуют лишь косвенные взаимоотношения. Непрямой экспорт требует незначительных ресурсов. Поэтому мелкие и средние предприятия на начальном этапе экспортной деятельности охотно привлекают внешнеторговых посредников, так как в их распоряжении не имеется необходимых кадровых и финансовых ресурсов для продвижения своей продукции на зарубежных рынках иным путем. [8]
Внешнеторговые предприятия и экспортные фирмы реализуют приобретенную у отечественных предприятий продукцию на свой собственный риск. В этом случае производственное предприятие подвержено лишь незначительным опасностям и рискам, связанным с выходом на зарубежный рынок. Одним из таких рисков является краткосрочное падение обменного курса, но и оно не так уж негативно сказывается на предприятии-экспортере — больше на экспортной фирме.
Внешнеторговые предприятия и экспортные фирмы, как правило, поставляют товар в конкретные регионы и страны, в которых имеют внешнеторговых партнеров. Непрямой экспорт не требует больших организационных усилий, штатных работников. Даже если на предприятии действует отдел экспорта, то там занято небольшое количество сотрудников, так как основная работа осуществляется получившими заказ внешнеторговыми партнерами.
Непрямая экспортная деятельность может оборваться сравнительно быстро, если выяснится, что она оказалась нерезультативной. Для непрямого экспорта характерны и некоторые недостатки. При его использовании не все товары (услуги) могут реализовываться на внешнем рынке. Если, например, речь идет о технически сложных комплексных товарах и услугах, то непрямой экспорт, как правило, исключается.
Хотя при непрямом экспорте для выхода на зарубежный рынок задействуются незначительные финансовые и кадровые ресурсы, однако он не всегда эффективен, ибо в долгосрочной перспективе приводит к убывающей доходности. Торговые партнеры в большинстве случаев пытаются получить на своих посреднических услугах максимальную прибыль, что чревато необходимостью передачи товаров или услуг посреднику с небольшой выгодой для предприятия. К тому же последнее не имеет возможности приобрести собственный опыт работы на зарубежных рынках, не располагает информацией о пожеланиях клиентов, поведении конкурентов, общеэкономической обстановке в отдельных странах. [8]
Главный недостаток непрямого экспорта состоит в том, что не во всех случаях посредники оптимально используют рыночный потенциал и возможности сбыта продукции, допускают ошибки и просчеты в своих действиях, которые сказываются на доходах производителей экспортных товаров. К примеру, для отдельных иностранных рынков отбираются «неоптимальные» товары из тех, которые могут быть предложены экспортерами, цены могут устанавливаться без учета специфики рынка. Предприятие, экспортирующее опосредованно, лишено прямой связи с конечными потребителями. Это сдерживает переход к другим формам работы на рынках.
В случае прямого (непосредственного) экспорта внешнеторговая деятельность осуществляется без торговых посредников. Различают два варианта прямого экспорта: прямой экспорт без посредника; прямой экспорт с посредником.
О прямом экспорте без посредника говорят в том случае, если экспорт осуществляется конечному потребителю (предприятию, учреждению, частным клиентам) или товары поступают в сферу оптовой и розничной торговли зарубежной страны. В этом случае отечественное предприятие направляет своих сотрудников за рубеж для сбыта товаров и оказания услуг конечному потребителю и торговым учреждениям.
Если при осуществлении экспорта задействуются торговые представители, агенты или основные импортеры за рубежом, то налицо прямой экспорт через посредника. Такие посредники, в отличие от командированных за рубеж сотрудников отечественного предприятия-экспортера, являются юридически самостоятельными, то есть они не выступают в качестве служащих экспортирующего предприятия и не связаны с ним никакими директивами, напротив, занимаются самостоятельным сбытом. [8]
Как и во всех других вариантах вступления на иностранный рынок, у прямого экспорта тоже имеются свои достоинства и недостатки. Так, зачастую прямой экспорт осуществляется на основании заказов, инициатором которых выступает не производственное предприятие, а иностранный посредник. В большинстве случаев иностранные заказы-запросы являются непредсказуемыми, поэтому предприятие, осуществляя экспорт, реагирует на них более или менее несистематично. Таким образом, не будучи инициатором внешнеторговой деятельности, конкретное предприятие становится предприятием-экспортером.
Благодаря прямому экспорту становятся возможными целенаправленное управление и контроль над сбытом, что нереально в случае с косвенным экспортом. Экспортирующее предприятие устанавливает непосредственный контакт с иностранным торговым партнером и не только осуществляет деятельность через собственную внешнеторговую фирму за рубежом, но и имеет лучшие возможности для непосредственного участия в зарубежных сделках. Преимущества прямого экспорта особенно сильно проявляются при экспорте и поставке комплексных товаров и услуг, сбыт которых не был бы возможен через внешнеторговые предприятия или экспортные фирмы. Это касается, прежде всего, тех товаров и услуг, которые имеют лишь незначительную степень стандартизации и высокую интерактивную схему. Прямой экспорт применим к более широкому спектру товаров и услуг.
При прямом экспорте охватывается большее количество финансовых и людских ресурсов, чем в случае непрямого экспорта. Однако по сравнению с более сложными формами вступления на рынок, например созданием собственной товаропроводящей сети за рубежом или дочерних организаций с полным производственным циклом, затраты на прямой экспорт все же не столь значительны. Определенные финансовые ресурсы необходимы для организации контактов с клиентами или деловыми партнерами, а в случае прямого экспорта без посредников требуются собственные людские ресурсы на местах. [8]
Хотя прямой экспорт применим к более широкому спектру товаров и услуг, но все же для определенных товаров и услуг прямой экспорт точно так же, как и непрямой, считается неподходящим. Это касается товаров, которые по причине небольшого срока годности не могут или вряд ли могут экспортироваться; товаров, экспорт которых может быть связан с достаточно высокими транспортными издержками; товаров, требующих сложного послепродажного обслуживания, которое не может быть предоставлено торговыми посредниками. Прямой экспорт чреват для предприятий сложностями экономического порядка, связанными, например, с ухудшением обменных курсов. Если повышается курс отечественной валюты или валюты третьей страны, на рынки которой предприятие осуществляет экспорт, то это может привести к тому, что предприятие станет относительно неконкурентоспособным на зарубежных рынках. [8]
Синонимом процветания экономики является высокий экспортный потенциал страны, производство конкурентоспособной продукции. Но вполне разумное стремление государства увеличивать экспорт, а не импорт товаров, можно рассматривать и как парадокс – нация сознательно стремится отдавать товары, а не получать их. Не приводит ли такое стремление к сокращению внутреннего потребления? Влияют ли и каким образом внешнеэкономические связи на макроэкономическое равновесие национальной экономики? Путь всемерного поощрения экспорта может способствовать подъему экономики и повышению благосостояния населения при условии, что средства, получаемые от экспорта, идут не на поддержание отсталых производств, а на структурную перестройку экономики с учетом долгосрочных структурных сдвигов в мировом хозяйстве с тем, чтобы страна могла занять более достойное место в системе международного разделения труда и использовать его преимущества с большей выгодой для себя. [1]
2.2. Понятие и сущность импорта
Импорт – это ввоз в страну товаров и капиталов, а также платное пользование услугами иностранных юридических и физических лиц (в сфере строительства, монтажа, туризма).
Различают импорт видимый (ввоз материальных ценностей) и импорт невидимый (затраты на перевозку импортируемых грузов, пассажиров, туризм, страхование, услуги, а также денежные переводы юридических и физических лиц за границу). Импорт регулируется национальным законодательством, политико-правовыми ограничениями, таможенным тарифом, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.
Реимпорт – обратный ввоз из-за границы отечественных товаров (непроданных, забракованных и т.д.), но не подвергшихся там обработке. Причем возврат из-за границы товаров, поставленных на условиях временного ввоза (ярмарки, выставки, личные транспортные средства) или аренды реимпортом не является. [1, с. 16]
Объем импорта и его структура определяются рядом факторов. Во-первых, они зависят от наличия в стране запасов полезных ископаемых и других природных ресурсов, демографической ситуации, отраслевой структуры, степени развитости и специализации экономики, уровня жизни населения, государственной политики в этой сфере. Во-вторых, объем импорта опосредованно связан с размером вывоза товаров. Расширение размеров экспорта создает материальную основу для увеличения заграничных покупок. Сокращение экспорта может привести к появлению дефицита торгового баланса, а это заставляет данное государство проводить политику ограничения импорта. [1, с. 16]
Структура импорта - доля отдельных товаров и услуг в общем объеме импорта. Отличают так называемый критический импорт, к которому принадлежат преимущественно энергоресурсы (если таковые отсутствуют в стране) или иная продукция, которая не производится в стране, но является необходимым для нормального развития ее экономики. До критического импорта могут относиться также инвестиционные товары - машины, оборудование, без которых невозможны инвестиционные процессы, структурные сдвиги в экономике, но выпуск которых недостаточен в стране.
Поскольку импорт снижает экономический потенциал страны, он допустим при стабильной экономике, но нежелателен в условиях ее спада. Для того чтобы выйти из кризисной ситуации, надо поощрять экспорт. По такому варианту преодолевали послевоенный кризис Германия, Япония и др. Данная закономерность, однако, не может рассматриваться в абсолютном значении. Дело в том, что экспортный экономический потенциал одной страны оборачивается импортной ситуацией для другой. Поэтому чтобы воспользоваться экспортным потенциалом для подъема национального производства, необходимо подобрать надежного партнера, экономика которого в состоянии выдержать экспансию товаров партнера на своем внутреннем рынке. [9]
2.3. Влияние экспорта и импорта на макроэкономическое равновесие, методы регулирования международной торговли
В условиях открытой экономики внешние факторы: экспорт-импорт, иностранные инвестиции, влияют на производство, уровень доходов и занятость внутри страны, и, следовательно, с помощью внешних факторов можно влиять на макроэкономическое равновесие. Экспортируемые товары действительно потребляют иностранные граждане, но экспорт дает импульс росту национального производства, дохода и занятости. Модель Кейнса, в которой равновесный объем производства определяется совокупными расходами:
ВНП = C+I+G .
Экспорт действует как составляющая совокупных расходов наряду с потреблением ©, инвестициями (I), государственными расходами (G0, т.е. он увеличивает совокупный спрос. Эта формула с учетом экспорта (Х) примет следующий вид:
Большему объему совокупных расходов соответствует более высокий уровень равновесного объема производства. Следовательно, рост экспорта может увеличивать национальный доход. К тому же эффекту приводят и иностранные инвестиции.
Импорт в этой модели рассматривается как функция национального дохода. На товары, которые импортируются, приходится тратить часть произведенного в стране национального дохода, стимулируя тем самым производственную активность в другой стране. Таким образом, импорт, увеличивая количество товаров, приводит к сокращению расходов на производство внутри страны.
ВНП = C+I+G+Х – М
На первый взгляд выводы из этих уравнений для государственной политики однозначны. В условиях спада производства необходимо сдерживать импорт и поощрять экспорт.
Однако, экспорт одной страны – это импорт другой. Следовательно, ориентация всех стран на экспортную экспансию, т.е. в известной степени на стимулирование собственного производства за счет других стран, вряд ли осуществима.
Если импорт страны, согласно теории Кейнса, можно рассматривать как функцию ее собственного национального дохода, то экспорт предстает как функция национального дохода других стран. Следовательно, сокращение или увеличение экспорта обусловлено не только нашим желанием увеличивать его или уменьшать, но и сокращением или увеличением национального дохода других стран. Кроме того, желание продавать должно быть подкреплено наличием конкурентоспособной продукции, необходимо учитывать покупательную способность партнеров, их желание приобретать продукцию.
С другой стороны, потребность наращивания экспорта населением ощущается косвенно через нужду в импорте. Государственный контроль над импортом может лишить внутренний рынок многих потребительских товаров, снизить уровень потребления в стране. В условиях экспортной экспансии, когда позиции на внешних рынках только завоевываются и конкурентоспособную продукцию стараются экспортировать, приходится мириться с преобладанием на внутреннем рынке товаров неконкурентоспособных национальных производств. [7, с. 312]
Условно всю ввозимую продукцию можно разделить на две группы товаров – конкурирующих и неконкурирующих с национальной продукцией. Чем уже отраслевая структура данного государства, тем шире номенклатура товаров неконкурирующего (дополняющего) импорта, т.е. таких, которые либо не производятся в данной стране, либо обладают намного более привлекательными потребительскими характеристиками по сравнению с аналогами, производимыми в стране. Первые – это, например, продукты тропического земледелия – кофе, цитрусовые; вторые – бытовая электроника развитых стран по сравнению с той же продукцией в странах с переходной экономикой. Государства в интересах внутренних производителей практически постоянно проводят политику, направленную на ограничение доступа иностранных конкурентов на национальный рынок. Вместе с тем ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок может вызвать ответные действия. В этих условиях решающую роль играют методы ценовой и неценовой конкуренции. [1, с. 17]
Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и содействия национальным компаниям в проникновении на внешние рынки носит название протекционизма. Либерализм – государственная политика, направленная на снижение таможенных тарифов и других ограничений во внешней торговле.
Протекционизм осуществляется через установление высоких таможенных тарифов на товары, которые ввозятся из-за границы; нетарифные ограничения, к которым относят количественные (установление квот, добровольное ограничение экспорта, лицензирование), валютные (регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, проведение таможенной процедуры) ограничения, а также устанавливаются повышенные требования к техническим, санитарным стандартам, налогообложению товаров на внутреннем рынке, антидемпинговым таможенным пошлинам и т.п. развитые страны мира используют почти 800 видов нетарифных барьеров, с помощью которых государство сдерживает импорт свыше 50% всех товаров.
Государственное регулирование международной торговли дополняется надгосударственной – со стороны международных организаций и, прежде всего, со стороны ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле), организации, созданной в 1947г. с центром в Женеве (ныне ВТО).
К членам этой организации относятся 129 стран, на которые приходится свыше 90% мирового товарооборота. Почти 25 стран ведут переговоры о вступлении в эту организацию, в частности и Россия.
Главной задачей ВТО является обеспечение полной свободы торговли через «увязки», т.е. возможность вводить определенные формы протекционистской политики с одновременной либерализацией импорта других товаров. [4]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в работе были рассмотрены основные понятия, относящиеся к такому экономическому явлению, как мировой рынок.
Возникнув на мануфактурной стадии развития общественного производства, мировой рынок активно формировался под воздействием движения торгового капитала. Практически он оформился в XIX в., но как структура динамическая, продолжает формироваться и в наши дни.
Мировой рынок – это сфера товарно-денежных отношений между странами и хозяйствующими субъектами этих стран. В работе были рассмотрены территориальная и функциональная структуры мирового товарного рынка, а также представлена классификация миров рынков отдельных товаров и услуг. Кроме того, обозначены основные особенности мирового рынка: его возникновение на основе международного разделения труда, действия системы мировых цен. Мировой рынок на основе острой конкурентной борьбы определяет в конечном итоге структуру и объем производства и экспорта, т.е. экономические отношения во всемирном сообществе складываются во многом под воздействием рынка. Закономерности мировых экономических отношений анализируются в теории международной торговли.
Во второй части работы были изучены основные положения мировой торговли и, в частности, понятия экспорта и импорта товаров и услуг, методы их регулирования, а также кратко охарактеризованы возможные варианты внешнеторговой политики (протекционизм, либерализм).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кокушкина, И. В. Международная торговля и мировые рынки: учебное пособие/ И. В. Кокушкина, М. С. Воронин. – СПб.: Техническая книга, 2007. – 592 с.
2. Современная экономика: учебное пособие/ под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 608 с.
3. Клюня, В. Л. Экономическая теория/ В. Л. Клюня, И. В. Новикова, М. Л. Зенкевич и др.; под ред. В. Л. Клюни, И. В. Новиковой. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 400 с.
4. Фомишин, С. В. Экономическая теория: учебное пособие/ С. В. Фомишин, С. В. Мочерний. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 509 с.
5. Базылев, Н. И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей вузов/ Н. И. Базылев, М. Н. Базылев. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 608 с.
6. Спиридонов, И. А. Мировая экономика: учеб. пособие/ И. А. Спиридонов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 256 с.
7. Камаев, В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика): учебник для вузов/ В. Д. Камаев, В. Ф. Семенов, Д. Е. Сорокин и др. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 384 с.
8. Преимущества и недостатки прямого и опосредованного экспорта. Документ HTML. URL: http://econox.ru/pryamoi-i-opo
9. Международная торговля: направления и методика анализа. Документ HTML. URL: http://econominfo.ru/view-
Информация о работе Мировой рынок как механизм обмена экономическими благами