Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 05:56, контрольная работа
Современное мировое хозяйство (мировая экономика) представляет собой закономерно развивающуюся и усложняющуюся систему взаимодействия национальных экономик различных стран мира, которая проявляется в разнообразных формах их международных экономических отношений на основе международного разделения труда.
Ни одна из стран не может эффективно развиваться в стороне от мирохозяйственных отношений.
Введение 3
Мировое хозяйство, сущность, критерии формирования подсистем мирового хозяйства 4
Субъекты мирового хозяйства, классификация групп стран, работающих на мировом рынке 13
Отличительные черты современного этапа развития мирового
хозяйства 21
Заключение 24
Список использованных источников 25
В реальной действительности нет «чистых» типов экономического развития, тем не менее, применительно к отдельным подсистемам можно говорить о преимущественно экстенсивной или преимущественно интенсивной формах производства, сменяющих друг друга в течение послевоенных лет. Так, развитие экономики индустриальных стран до середины 60-х годов по многим признакам относится преимущественно к экстенсивному, а в последние двадцать лет - преимущественно к интенсивному типу развития.
4. Характеристика и место подсистем в мировом хозяйстве неразрывно связаны с ролью в национальных хозяйствах внешнего сектора, который находит свое выражение в экспорте и импорте товаров и услуг, движении капитала. Он затрагивает направления, меру и формы участия страны в международном разделении труда.
Мировой уровень развития производительных сил, интернационализация производства исключают возможность эффективного ведения хозяйства в рамках замкнутых комплексов. Международный обмен обеспечивает приток недостающих
Открытость экономики обычно рассматривается в функциональном и организационном, институциональном аспектах. Функциональный подход определяет степень вовлеченности страны в международное разделение труда или зависимость национального воспроизводства от внешнеэкономических связей. На практике функциональная открытость оценивается чаще всего размерами экспортной и импортной квот, т.е. отношением экспорта и импорта к ВВП.
Институциональная открытость измеряется
уровнем либерализации
Под открытой экономикой понимается такое хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве, а внешнеэкономические связи усиливаются, при этом внешнеторговый оборот достигает такого уровня, когда он начинает стимулировать или тормозить общий экономический рост. Считается, что он начинает оказывать стимулирующее и тормозящее влияние на хозяйство с того момента, когда он достигает уровня около 25% к валовому внутреннему продукту (Y)
X + IM = 0,25
Y
Другим критерием открытого характера экономики является коэффициент эластичности внешнеторгового оборота по отношению к ВВП
E = (X + IM) / Y
где Е - коэффициент эластичности внешней торговли к ВВП; (Х+1М)- прирост экспорта и импорта за определенный период; Y прирост ВВП за тот же период.
Коэффициент эластичности спроса на импорт по доходам свидетельствует, насколько возрастает импорт в случае увеличения ВВП на 1%. Коэффициент пластичности спроса на экспорт показывает зависимость между темпами роста экспортной продукции данной страны и ВВП государств, импортирующих эту продукцию. Разумеется, чем больше «откликается» экспорт на рост экономической активности в мире, тем лучше это для экономики страны-экспортера. Коэффициент эластичности экспорта или импорта больше единицы свидетельствует об увеличении открытого характера экономики, коэффициент, меньший единицы, - о его уменьшении.
Открытость экономики связана с влиянием участия страны в международном разделении труда на формирование структуры ее производства. В хозяйстве более или менее замкнутого характера структура производства зависит, с одной стороны, от имеющихся в стране капитала и ресурсов, с другой - от структуры внутреннего спроса. Для открытой экономики характерно, что международное разделение труда влияет на принятие решений, касающихся формирования внутренней структуры производства.
5. Весьма важным признаком
На основании, прежде всего первого из рассмотренных критериев в мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем. Наиболее крупными подсистемами, или метасистемами, являются три группы национальных экономик:
Фактически из этих трех групп стран единой подсистемой являются промышленно развитые страны.
Международные организации не имеют единых подходов к определению подсистем мирового хозяйства. ООН и МВФ выделяют выше названные подсистемы мирового хозяйства, но их состав различается. Так, статистика ООН включает в развивающиеся страны Южную Корею, Сингапур, которые достигли высокого уровня развития и имеют сходную с западными странами социально-экономическую структуру экономики.
Исследователи Мирового банка основным критерием выделения групп стран считают уровень ВВП на душу населения. В учебнике состав подсистем ближе к классификации МВФ.
2.Субъекты мирового хозяйства, классификация групп стран, работающих на мировом рынке
Целенаправленная
Государство - основной субъект мирового хозяйства.
Государство представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения. Господствующий класс, группы превращают собственные интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной и хозяйственной деятельности. Это предполагает приведение экономических субъектов к определенному политическому единству. Являясь аппаратом власти, государство не только становится над обществом, но и представляет его интересы, что придает ему определенную самостоятельность.
Развитие государства тесно связано с национальным хозяйством. Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.
Роль государства в экономике проявляется, прежде всего, в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.
В общегосударственное
Государственное потребление создает для компаний достаточно гарантированный и емкий рынок сбыта. Он оказывает на положение национальных хозяйствующих субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг не только фирм-контракторов, но и фирм-субподрядчиков.
В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия выступают все пропорции национального производства. Направленность и характер решения этих задач зависят от соотношения между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.
Обеспечение общенациональных, общегосударственных интересов исторически означало предпочтение собственной территории. Для собственных хозяйствующих субъектов, населения создавались предпочтительные возможности хозяйственной деятельности. В рамках национальной хозяйственной системы государство обеспечивало определяющее место внутренним экономическим, национальным и культурным связям. Это предопределяло самостоятельную роль национального хозяйства в мировой экономической системе. Государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.
Транснациональные компании.
ТНК занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.
Понятие ТНК. Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными, сверхнациональными, транснациональными корпорациями. Данные названия отражают поиск соответствующего выражения различных функций компаний, действующих на различных экономических пространствах.
К многонациональным, транснациональным
компаниям относят хозяйственны
По национальному составу
В учебнике вышеупомянутые типы компаний, имеющие прямые капиталовложения за границей, отнесены к ТНК.
Организационная структура ТНК, как правило, представляет собой форму многоотраслевого концерна. Головная компания; выступает оперативным штабом корпорации. На базе широкомасштабной специализации и кооперирования она, осуществляет технико-экономическую политику и контроль за деятельностью заграничных компаний и филиалов. Они обычно располагают комбинатной структурой, собственными кредитно-финансовыми и исследовательскими учреждениями
Все транснациональные компании проводят широкую внешне-экономическую экспансию. Внешнеэкономические операции ТНК развиваются на основе широкой сети их заграничных предприятий. Продажи филиалов и дочерних компаний превышают объем мирового экспорта. В результате их международных торговых операций более трети мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов.
Стратегия ТНК и стратегия государства, ориентированная на процветание страны, стали расходиться. Сферы их деятельности больше не перекрывают одна другую. ТНК в своей деятельности выходят далеко за границы национальных государств. Многие национальные государства располагают более ограниченными, чем раньше, возможностями самостоятельно перераспределять прибыль. Между государством и ТНК нарастает структурная напряженность, увеличиваются расхождения между интересами глобальных участников рынка, с одной стороны, и интересами национальных общественных и политических сил - с другой.
Мировая направленность деятельности ТНК, их стремление к максимальному увеличению прибыли нередко приходят в противоречие с интересами принимающих стран. В связи с тем, что государство должно являться выразителем национальных интересов и обладает суверенитетом на определенной территории, транснациональный капитал стремится обойти или выхолостить монополию государства на власть. ТНК предпринимают попытки относиться к иностранному государству как к обычному хозяйствующему субъекту.
Информация о работе Мировое хозяйство, его структура, основные тенденции его развития