Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:27, лекция
•Международная торговля представляет собой одну из форм МЭО, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т.е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.
•По оценкам на долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений.
1. Мировой рынок и международная торговля
2. Основные тенденции развития международной торговли
3. Теории международной торговли
1.1 Меркантелизм
1.2 Классические теории. Абсолютные и сравнительные
преимущества.
1.3 Теории соотношения факторов производства
1.4 Неотехнологические теории мировой торговли
•Товарная структура мировой торговли
5. Географическое и региональное распределение мировой торговли
Классические теории.
Абсолютные и сравнительные
Содержание теории абсолютных преимуществ состоит в том, что:
страны экспортируют те товары, которые они производят с наименьшими издержками, и импортируют те товары, которые производятся с наименьшими издержками другими странами.
Теория международной
торговли разработана А. Смитом
и Д. Рикардо.
Взгляды А. Смита:
Сравнительные преимущества Д. Рикардо
вводит понятие
альтернативной цены.
Альтернативная
цена — это отношение рабочего времени,
необходимого для производства единицы
одного товара, к рабочему времени, необходимому
для производства единицы другого товара.
Каждой стране целесообразно специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.
Теория сравнительных
преимуществ имела определенные
недостатки, способствовавшие
в дальнейшем ее отмиранию. Среди них:
1) наличие лишь двух стран и двух товаров;
2) господство свободной торговли;
3) затраты производства постоянны;
4) отсутствие транспортных затрат;
5) не учитывает действие НТР;
6) исходит из
наличия полной
Теория
соотношения факторов
производства Хекшера
— Олина:
Теорема Хекшера
— Олина:
Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства,
и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.
Дополнительные
выводы теории:
Вопрос 1.
Теории международной торговли
1.3 Теории соотношения факторов производства
2. Теория специфических факторов производства – в основе международной торговли лежат различия в относительных ценах на товары, которые возникают в силу разной обеспеченности стран специфическими факторами производства,
причем
Специфический фактор производства – фактор, характерный только для данной отрасли
Вопрос 1.
Теории международной торговли
1.3 Теории соотношения факторов производства
3.
Теорема Т.М. Рыбчинского
С увеличением предложения одного из факторов в первую очередь развивается то производство, где этот фактор является относительно более интенсивным, и данные отрасли развиваются более быстрыми темпами, чем те, где фактор используется менее интенсивно
Вопрос 1.
Теории международной торговли
1.3 Теории соотношения факторов производства
Правило распределения
выгод от внешней торговли
Выгоды
от внешней торговли распределяются между
странами прямо пропорционально изменениям
цен в обеих странах
Соотношение
индексов экспортных и импортных цен позволяет
определить показатель
условий торговли:
Т=Px/Pm, где
Вопрос 1.
Теории международной торговли
1.4 Неотехнологические теории внешней
торговли
К
неотехнологическим
относятся следующие
теории:
1) теория технологического
разрыва М. Познера (1961 г.);
2) теория пересекающегося
спроса Э. Линдера (1961).
3) теория эффекта
масштаба Кэмпа (1964 г.) и
конкуренции
П. Кругмана (1979 г.);
4) теория жизненного
цикла товара Р. Вернона (1966
г.);
5) теория внутриотраслевой
торговли Б. Баласса (1967 г.);
6) теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986 г.).
1.
Теория технологического
разрыва
Вопрос 1.
Теории международной торговли
1.4 Неотехнологические теории внешней
торговли
Вопрос 1.
Теории международной торговли
1.4 Неотехнологические теории внешней
торговли
4. Международное перемещение
товаров происходит в зависимости от определенного
этапа жизненного цикла
товара.
Вопрос 1.
Теории международной торговли
1.4 Неотехнологические теории внешней
торговли
5. Внутриотраслевая
торговля отражает дифференциацию аналогичных
товаров.
В рамках модели внутриотраслевой торговли страна производит один или узкую номенклатуру товаров и использует преимущества эффекта масштаба.
Теория
международной
Место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется четырьмя основными условиями:
Вопрос 3.
Товарная структура мировой торговли