Мировая торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:27, лекция

Краткое описание

•Международная торговля представляет собой одну из форм МЭО, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т.е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.
•По оценкам на долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений.

Оглавление

1. Мировой рынок и международная торговля

2. Основные тенденции развития международной торговли



3. Теории международной торговли

1.1 Меркантелизм

1.2 Классические теории. Абсолютные и сравнительные
преимущества.

1.3 Теории соотношения факторов производства

1.4 Неотехнологические теории мировой торговли
•Товарная структура мировой торговли


5. Географическое и региональное распределение мировой торговли

Файлы: 1 файл

лекция Мировая торговля.ppt

— 187.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Классические теории. Абсолютные и сравнительные преимущества. 
 
 

Содержание  теории абсолютных  преимуществ состоит  в том, что:

     

      страны экспортируют те товары, которые они производят с наименьшими издержками, и импортируют те товары, которые производятся с наименьшими издержками другими странами.

 
 
 
 

Теория международной  торговли разработана А. Смитом  и Д. Рикардо. 

  • А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776): основой развития международной торговли служит различие в абсолютных издержках.
 
  • «Необходимо  импортировать товары из той  страны, где издержки абсолютно  меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров».
 
  • Взгляды А. Смита  получили развитие в работе  Д. Рикардо: «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817)
 
 
 
 
 

Взгляды  А. Смита:

  • правительства не должны вмешиваться во внешнюю торговлю;
  • внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда;
  • экспорт является положительным фактором для экономики страны;
  • субсидии на экспорт являются налогом с населения и должны быть отменены;
  • факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны.
 
 
 
 

Сравнительные преимущества  Д. Рикардо  
 
 

вводит понятие альтернативной цены. 

      Альтернативная цена — это отношение рабочего времени, необходимого для производства единицы одного товара, к рабочему времени, необходимому для производства единицы другого товара. 

      Каждой стране целесообразно специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.

 
 
 
 
 

     Теория сравнительных преимуществ имела определенные недостатки, способствовавшие в дальнейшем ее отмиранию. Среди них: 

1) наличие лишь  двух стран и двух товаров;

2) господство свободной  торговли;

3) затраты производства  постоянны;

4) отсутствие транспортных  затрат;

5) не учитывает  действие НТР;

6) исходит из  наличия полной взаимозаменяемости  ресурсов.

 
 
 
 
 

Теория  соотношения факторов  производства Хекшера  — Олина: 

  • Различная фактороинтенсивность  и факторонасыщенность определяют  специализацию страны на производстве  отдельных товаров
 
  • Фактороинтенсивность - отношение затрат различных факторов производства на изготовление определенного товара
 
  • Факторонасыщенность  - относительная обеспеченность страны факторами производства определяет ее
 
 
 
 
 

Теорема Хекшера  — Олина:  

     Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства,

      

     и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

 
 
 
 
 

Дополнительные  выводы теории: 

  • Развитие международной  торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, т.е. дохода, получаемого владельцем данного фактора (теория Хекшера — Олина — Самуэльсона)
 
  • Существует  возможность при достаточной  международной мобильности факторов  производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.
 
 
 
 

Вопрос 1. 
Теории международной торговли 
1.3 Теории соотношения факторов производства
 
 

2. Теория специфических факторов производства – в основе международной торговли лежат различия в относительных ценах на товары, которые возникают в силу разной обеспеченности стран специфическими факторами производства,

     причем

  • факторы, специфические для экспортного сектора, развиваются,
  • факторы, специфические для сектора, конкурирующего с импортом сокращаются.
 

     Специфический фактор производства – фактор, характерный только для данной отрасли

 
 
 
 

Вопрос 1. 
Теории международной торговли 
1.3 Теории соотношения факторов производства
 
 

3.  Теорема Т.М. Рыбчинского 

     С увеличением предложения одного из факторов в первую очередь развивается то производство, где этот фактор является относительно более интенсивным, и данные отрасли развиваются более быстрыми темпами, чем те, где фактор используется менее интенсивно

 
 
 
 

Вопрос 1. 
Теории международной торговли 
1.3 Теории соотношения факторов производства
 
 

Правило распределения  выгод от внешней торговли 

    Выгоды от внешней торговли распределяются между странами прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах 

    Соотношение индексов экспортных и импортных цен позволяет определить показатель условий торговли: 

Т=Px/Pm, где

  • T - условия торговли;
  • Рx - индекс экспортных цен;
  • Рm - индекс импортных цен.
 
 
 
 

    Вопрос 1. 
    Теории международной торговли 
    1.4 Неотехнологические теории внешней торговли
     
     

  • Неотехнологическая  школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (или страны) - новатора.
 
  • Государство  при этом должно  поддерживать производство  высокотехнологичных  экспортных товаров  и не мешать  свертыванию производства  других, устаревших.
 
 
 
 
 

К  неотехнологическим  относятся следующие  теории:  

1) теория технологического  разрыва М. Познера (1961 г.); 

2) теория пересекающегося  спроса Э. Линдера (1961). 

3) теория эффекта  масштаба Кэмпа (1964 г.) и несовершенной 

    конкуренции П. Кругмана (1979 г.); 

4) теория жизненного  цикла товара Р. Вернона (1966  г.);  

5) теория внутриотраслевой  торговли Б. Баласса (1967 г.); 

6) теория конкурентного  преимущества нации М. Портера  (1986 г.).

 
 
 
 
 

1.  Теория технологического  разрыва 

  • Познер предположил, что одна из развитых стран  в результате какого-то открытия  обладает принципиально новой  технологией, в результате возникает  технологический разрыв между странами.
 
  • В  результате такой  торговли в выигрыше  оказываются все  страны: те, что экспортируют, получают прибыль, а те, что импортируют  — новые товары.
 
 
 
 

    Вопрос 1. 
    Теории международной торговли 
    1.4 Неотехнологические теории внешней торговли
     
     

  • 3. Торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по наделенности факторами производства, объясняется наличием экономики масштаба.
 
  • Модель  торговли в рамках  монополистической  конкуренции исходит из того, что когда две страны торгуют друг с другом, совокупный рынок оказывается больше, чем простая сумма рынков двух стран, разнообразие товаров возрастает, а цена единицы товара снижается.
 
 
 
 

    Вопрос 1. 
    Теории международной торговли 
    1.4 Неотехнологические теории внешней торговли
     
     

     4. Международное перемещение товаров происходит в зависимости от определенного этапа жизненного цикла товара.  

  • На  этапе внедрения организуется производство и сбыт нового товара внутри страны, начинается его экспорт.
  • На этапе роста создаются предпосылки для организации и развития производства за рубежом.
  • На этапе зрелости складываются условия масштабного производства в развивающихся странах, с последующим вывозом в страны нововведений.
  • На этапе упадка в развитых странах начинается внедрение на рынок новых более совершенных товаров.
 
 
 
 

    Вопрос 1. 
    Теории международной торговли 
    1.4 Неотехнологические теории внешней торговли
     

 

     5. Внутриотраслевая торговля отражает дифференциацию аналогичных товаров.  

   В рамках модели внутриотраслевой торговли страна производит один или узкую номенклатуру товаров и использует преимущества эффекта масштаба.

 
 
 
 

   

Теория  международной конкурентоспособности  наций М. Портера

 

    Место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется четырьмя основными условиями:

  • количеством и качеством различных факторов производства
  • спросом на внутреннем рынке
  • наличием смежных и обслуживающих отраслей
  • стратегией фирмы и внутренней конкуренцией
 
 
 
 

Вопрос 3.  
Товарная структура мировой торговли
 
 

  • При анализе товарной структуры торговли применяют номенклатуру СМТК  Стандартную международную товарную классификацию.
 
  • СМТК включает 10 товарных групп с 0 до 9, которые сгруппированы в три раздела: продовольствие, сырье и топливо; готовые изделия и полуфабрикаты; прочие изделия.

Информация о работе Мировая торговля