Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:44, контрольная работа
Классификация стран по уровню социально-экономического развития. Понятие иммиграционной квоты. Бреттон-Вудская система.
К подгруппе наименее развитых стран относятся страны имеющие вековую отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ископаемых и т.п. Сейчас их 48, в том числе 33 расположены в тропической Африке, 10 – в Азии, 4 – в Океании, 1 – в Латинской Америке (Гаити). В этих странах проживает 27% мирового населения, которые получают 6% мирового дохода.
Особенность
социально-экономического развития Третьего
мира состоит в том, что численность
бедных стран в 70-80 гг. не сократилось,
а возросло примерно в 2 раза. В основном
это произошло в связи с ухудшением
внешнего фактора развития, с ростом их
зависимости от экспорта сырьевых товаров.
Это подгруппа сохраняется в качестве
отсталого сырьевого придатка западных
стран.
Страны с переходной экономикой
Это страны, находящиеся в процессе перехода от экономики централизованного планирования к рыночной экономике. К этой группе относят государства, которые с 80—90-х гг. ХХ века осуществляли переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, а также бывшие советские республики.
Немало
общего имеют страны этого региона
в путях исторического и
После окончания Второй мировой войны все они вступили на путь социалистических преобразований. За последние десятилетия в большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х гг. превысила 10%. Однако, административно-командные методы управления хозяйством, медленное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса привели к замедлению темпов экономического роста, роста производительности труда.
Следствием этого явились отставание от Запада в техническом прогрессе, неконкурентоспособность большинства готовых изделий на мировом рынке, падение уровня жизни населения, инфляция. Стало очевидным, что модель организации экономического и общественного устройства, не учитывающая национальных особенностей развития стран Восточной Европы и бывшего СССР оказалась для них неэффективной и неприемлемой.
Общее социалистическое прошлое этих стран определил и те общие черты экономики, которые были им присущи:
Перед бывшими социалистическим странами встала сложная задача – полноценное включение в мировое хозяйство. Решение этой задачи потребовало сложных и глубоких реформ экономики, цель которых – преобразовать централизованную экономику в рыночную.
Для такого преобразования были проведены такие реформы как разгосударствление экономики, то есть снижение доли и роли государственной собственности, развитие частной собственности и формирование частного сектора экономики. Также было осуществлено финансовое оздоровление экономики (снижение инфляции, укрепление национальной валюты, преодоление дефицита платёжного баланса, реформирование налоговой системы). Были проведены также либерализация ценообразования и либерализация внешней торговли и внешнеэкономического регулирования.
В результате проводимых реформ сформировалась переходная экономика. Специфика переходной экономики проявляется в наличии элементов и механизмов обоих типов экономики: централизованной и рыночной. Поэтому внутри стран рассматриваемого типа с учётом темпов, степени и результатов преобразований в настоящее выделяют 3 группы:
1.
Это 13 стран бывших Советских
республик (без прибалтийских
государств) ныне объединенные в
СНГ. Данная подгруппа
2.
Страны Центральной и
3. В отдельную группу включаются Монголия, Китай, и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм).
Страны с переходной экономикой производят 17-18% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Всоточной Европы без Балтии менее 2%, бывшие советские республики – более 4%, в том числе Россия – более 3%, Китай – около 12%.
Наибольших успехов в проведении экономических реформ в данной группе стран к концу 90-х годов добились Чехия, Венгрия, Польша.
Наиболее полное представление о группах стран в мировой экономике дают данные универсальных международных организаций, членами которых являются большинство стран мира, — Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда и Мирового банка. Оценка этими организациями групп стран в международной экономике несколько различается, поскольку различно количество стран-членов этих организаций, а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов. Также некоторые страны-члены международных организаций не предоставляют полные данные о своей экономике или предоставляют их несвоевременно, в результате чего оценки развития их экономики выпадают из общих оценок международной экономики. Наконец, любая классификация составляется исходя из задач каждой организации. Например, Мировой банк обращает больше внимания на оценку уровня экономического развития каждой страны, ООН — на социальные и демографические аспекты и т.д.
В
аналитических целях в рамках
международной экономики страны делятся
на три большие группы — развитые страны
с рыночной экономикой, развивающиеся
страны и наименее развитые страны. Выделение
стран в те или иные группы и подгруппы
связано с особенностями их исторического,
экономического, культурного и политического
развития. Обычно в группы стран в мировой
экономике объединяются страны, имеющие
общие или близкие характеристики экономического
развития, схожую институциональную структуру
хозяйственного управления, близкие принципы
организации производства и общие стоящие
передними проблемы.
/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом: /
2. Иммиграционная квота – это:
а) суммарное количество эмигрантов и иммигрантов за год;
б) установленное законом предельное количество иммигрантов, которые могут въехать в какую-либо страну;
в) доля эмигрантов в численности постоянного населения страны;
г) разница
между количеством иммигрантов и эмигрантов
за год.
Обоснование ответа:
Страны - импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.
В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Например, в США в 1995 г. принято было следующее распределение иммиграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам /5/.
Регулирование качественного состава трудящихся-иммигрантов осуществляется в принимающих странах путем использования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, они могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).
О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.
К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:
• требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
• дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);
• ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь "добрый характер". В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.
Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.
Одной
из целей иммиграционной политики является
защита национального рынка труда от неконтролируемого
притока иностранной рабочей силы. Для
осуществления этой цели государства-импортеры
применяют меры, направленные на сокращение
или предотвращение иммиграции, а также
на сокращение иностранной рабочей силы
в стране пребывания. Например, в США одновременно
с ужесточением политики по отношению
к нелегальным иммигрантам, законодательством
предусмотрено право на легализацию для
части иностранцев, без разрешения находящихся
в стране, что является гуманным актом
и свидетельствует о демократических
тенденциях в осуществлении иммиграционной
политики. Многие страны - импортеры рабочей
силы приняли и реализуют государственные
программы стимулирования репатриации
официально зарегистрированных иностранцев,
в которых преобладают экономические
(а не административные) стимулы (предоставление
материальной помощи и возможности приобретения
профессии и т. п.).
3. Отметьте валюты, за которыми официально был закреплен статус резервной валюты в рамках Бреттон-вудской системы:
а) японская йена;
б) доллар США;
в) российский рубль;
г) английский фунт стерлингов;
д) канадский
доллар.
Обоснование ответа:
В
июле 1944 г. представители 44 государств
собрались в американском городе
Бреттон-Вудс (штат Нью-Хэмпшир) с целью
создать новую систему
1) создание международных организаций,
способствующих справедливой торговле
и экономическому равновесию в мире; 2)
установление фиксированных валютных
курсов; 3) введение конвертируемости американского
доллара в золото, вследствие чего доллар
становился мировой резервной валютой.