Мировая экономика, её структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

В разных странах переворот происходил в разное время, но раньше всего он произошел в Англии. Началось с новой тогда отрасли промышленности - хлопчатобумажной. Хлопчатобумажное производство с древности было развито в Индии. Оттуда ткани из хлопка привозили в Англию, и народ их охотно раскупал, потому что они были относительно дешевыми. Английские промышленники попытались наладить хлопчатобумажное производство у себя дома, но оказались не в состоянии конкурировать с индийскими ткачами, ткани которых были и лучше, и дешевле.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 53.84 Кб (Скачать)

Эти мыслители опирались на достижения современного им естествознания. Их взгляды  оказали влияние на формирование материалистических принципов познания природы.

Развитие принципов естествонаучного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта.

Широкую попытку сблизить науку  с философией и обосновать новые  материалистические принципы познания природы предпринял в XVI в. английский философ Фрэнсис Бэкон.

«Настоящий родоначальник английского  материализма и всей современной  экспериментирующей науки – Бэкон», писал К. Маркс и Ф. Энгельс. Они  дали яркую характеристику его воззрений.

Ф. Бэкон звал к изучению природы, к открытию её законов. «Целью нашего общества - писал Бэкон,- является познание причин и скрытых сил всех вещей  и расширение власти человека над  природой, или, выражается Бэкон, «рассекает, анатомирует» её.

Бэкон решительно восстаёт против средневековой  схоластики, суеверий, мистики. Сознание должно быть очищено от предрассудков, ложных понятий, которые Бэкон именует  «призраками», «идолами». Не слепое преклонение перед авторитетами, а изучение самой природы её законов, наблюдения и сравнения, опыт (в широком смысле) и эксперимент, индукция и анализ – вот что, согласно Бэкону, должно лечь в основу познания природы.

Выдвинутый Ф. Бэконом опытный, индуктивный, аналитический метод  был важным вкладом в развитие материалистической философии и  естественных наук. Вместе с тем  взглядам Бэкона были присущи черты  механистической, метафизической ограниченности. Они выражались в одностороннем  понимании индукции и анализа, недооценке роли дедукции, сведении сложных явлений  к сумме составляющих их  первичных свойств, рассмотрении движения только как перемещения в пространстве, признании внешней по отношению к природе первопричины движения. Механистическая трактовка природных явлений и метафизический способ мышления укрепились в дальнейшем в естествознании и философии XVII-XVIII вв.

Веком  гениев  называют  17-е  столетие  историки  философии   и

естественных  наук.  При  этом  они  имеют  ввиду  множество  блестящих

мыслителей, трудившихся тогда  на поприще  науки,  заложивших  фундамент

современного естествознания и  по сравнению с предшествующими  столетиями

далеко продвинувшие естественные науки, особенно философию. В созвездии

их имен первостепенное место  принадлежит  имени  английского  философа

Томаса Гоббса (1588 – 1979). Как  и  большинство  других  прогрессивных

мыслителей этой  эпохи,  Гоббс  объективно  был  выразителем  интересов

капитализма, достигшего  значительных  успехов  в  Англии  и  некоторых

других странах Европы.  Субъективно  же  он  считал  себя  бескорыстным

искателем истины, необходимой  всему  человеческому роду.

      «Желание знать,  почему  и  как,  -  писал   Гоббс,  -  называется

любознательностью, это желание  не присуще ни  одному  живому  существу,

кроме человека, так что человек  ни одним лишь разумом,  но  также  этой

специфической страстью отличается  от всех других животных,  в  которых

желание  пищи  и  других   удовольствий   ощущения   благодаря   своему

доминированию подавляет заботу о  знании причин,  являющемся  умственным

наслаждением. Это  последнее  сохраняясь  в непрерывном и неустанном

возникновении знания, превосходит кратковременную силу  любого  другого

плотского наслаждения»[1].

      Только присущая  Гоббс самозабвенная преданность  науки и философии

позволила ему достичь тех значительных результатов в области философии,

которые делают его труды и произведения интересными и поучительными  до

наших дней.

Если  попытаться  охарактеризовать  внутреннюю  логику   Философских

исследований Гоббса, то вырисовывается следующая картина.

   Проблема  власти,  проблема  генезиса  и  сущности  государственного

общежития была одной из центральных философско-социологических  проблем,

стоявших перед передовыми мыслителями 16 - 17  века  в эпоху создания

национальных  государств  в  Европе  укрепления   их   суверенитета   и

формирования государственных  институтов. В Англии в условиях  революции

и гражданской войны эта  проблема стояла особенно остро. Не удивительно,

что  разработкой  вопросов  моральной  и  гражданской  Философии,   или

философии государства,  и  привлекала  прежде  всего  внимание  Гоббса.

   Разработка этих  вопросов  заставила  Гоббса  обратиться  к  изучению

человека. Английский философ, как и многие другие  передовые  мыслители

той эпохи, не поднявшиеся  до  понимания  действительных,  материальных

причин общественного  развития, пытался объяснить сущность  общественной

жизни,  исходя  из  принципов  "Человеческой  природы".  В   противовес

принципу Аристотеля,  гласящему,  что  человек  существо  общественное,

Гоббс доказывает, что человек  не общественен по природе. В самом деле,

если бы человек любил  другого только как человека, почему ему тогда  не

любить всех одинаково. В  обществе мы ищем не  друзей,  а  осуществление

собственных своих интересов.

    "Чем занимаются  все люди, что они считают   удовольствием,  если  не

злоречие и высокомерие?  Всякий хочет играть  первую  роль  и  угнетать

других; все притязают  на  таланты  и  знания  и  сколько  слушателей  в

аудитории, столько и докторов. Все стремятся не к общежитию  с  другими,

а к власти над ними и следовательно к войне.  Война всех  против  всех

является и сейчас законом  для дикарей, и состояние  войны  до  сих  пор

является естественным законом  в отношениях между государствами  и  между

правителями", - пишет Гоббс. По Гоббсу, наш опыт, факты обыденной  жизни

говорят нам, что существует недоверие между людьми[6].

  

      В природе  людей заложены, по Гоббсу, не  только  силы,  ввергающие

индивидов в пучину «войны всех против всех». Человеку исконно  присущи и

свойства совсем иного  плана;  они  таковы,  что  пробуждают  индивидов

находить выход из столь  бедственного  естественного  состояния.  Прежде

всего это страх смерти  и  инстинкт  самосохранения,  доминирующий  над

остальными страстями. Заодно с ними выступает  естественный  разум,  то

есть способность каждого  здраво рассуждать о  позитивных  и негативных

последствиях своих действий. Инстинкт  самосохранения  сообщает  первый

импульс процессу преодоления  естественного  состояния,  а  естественный

разум подсказывает людям, на каких условиях они  могут  данный  процесс

осуществить. Эти  условия  (их  и  выражают  предписания  естественного

разума) суть естественные законы[9].

   "Естественный  закон - это правило  которое кроется не  в согласии

людей между собой, а в  согласии  человека  с  разумом,  это-  указание

разума относительно того, к чему мы должны стремиться и чего мы  должны

избегать в целях нашего самосохранения." - говорит Гоббс. Так каковы же

эти естественные законы человеческого  общежития в понимании Гоббса?

Первый основной естественный закон  гласит:  Каждый  должен  добиваться

мира всеми средствами, имеющимися в его  распоряжении,  а  если  он  не

может получить мира, он может  искать  и  использовать  все  средства  и

преимущества войны. Из этого  закона  вытекает  непосредственно  второй

закон: Каждый должен быть готов  отказаться  от  своего  права  на  все,

когда другие  этого  тоже  желают,  поскольку  он  считает  этот  отказ

необходимым для мира и  самозащиты[10

Теория Государства Гоббса логически  вытекает  из  его

теории права и морали. Основа государства лежит в  разумном  стремлении

людей к самосохранению и  безопасности. Мы знаем уже каковы  по  Гоббсу,

естественные законы, которые  диктуются человеком его разумом. Но  разум

не всегда требует выполнения этих законов. Ибо исполнение этих  законов

одними и неисполнение другими приводит первых  прямо  к  гибели,  а  не

самосохранению. Отсюда ясно, что для  соблюдения  естественных  законов

нужна уверенность в своей  безопасности, а для  достижения  безопасности

нет иного  пути,  как  соединения  достаточного  количества  людей  для

взаимной защиты.

   Но каковы права  Государства? Государство, в силу  перенесения на него

прав  всех  обладает   всеми   правами,   принадлежащими   человеку   в

естественном состоянии, как мы видели  безгранично,  то  безграничны и

права государства. Нет на  земле  власти  высшей,  чем  государственная

власть, и нет никого, кто  бы мог привлечь к ответу  эту  власть  за  ее

действия, ибо с момента  существования государства  она  обладает  всеми

без исключения правами всех людей, входящих в него

   У Гоббса,  цель  государства  -  упразднить  естественное  состояние

человека, и водворить  порядок, при котором  людям  была  бы  обеспечена

безопасность и спокойное  существование. Ясно, что при сохранения  этого

состояния безопасности государственная  власть  должна  быть  вооружена

соответствующими правами. Эти права следующие:

   Первое право Гоббс  называет "мечом справедливости",  то  есть  право

наказывать нарушителей  закона, ибо  без  этого  права  безопасность  не

может быть обеспечена.

   Второе право есть "меч войны", то  есть  право   обьявления  войны и

заключения мира, а также  установление  количества  вооруженных  сил  и

денежных средств,  необходимых  для  ведения  войны,  ибо  безопасность

граждан зависит от  существования  войск,  сила  же  войск  зависит  от

единства государства, а  единство государства -  от  единства  верховной

власти.

Третье право - право суда, то есть рассмотрение случаев,  где  нужно

приложение меча, так как  без  разрешения  споров  невозможно  охранение

одного гражданина от несправедливости со стороны другого гражданина.

   Четвертое право  - право установить законы  о   собственности,  потому

что до установление государственной власти каждому принадлежало  право

на все, что и было причиной  войны  против  всех,  но  с  установлением

государства все должно быть определено, что кому принадлежит.

   Пятое право -  право  устанавливать  подчинение  власти,  с  помощью

которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование  всех

функций государственной  власти.

   Шестое право - право запрещать вредные учения, ведущие  к  нарушению

мира и спокойствия  внутри государства, а также направленные  на  подрыв

государственного единства.

   Все остальные  права, по мнению Гоббса, заключаются  в вышеприведенных

или могут быть логически  выведены из них[14].

   Гоббс  является  противником  отделения  исполнительной  власти   от

законодательной.   Такое   разделение   властей   является   для   него

единственной причиной гражданской  войны  бушевавшей  тогда  в  Англии.

Государственная власть, как  считает Гоббс, чтобы выполнить  свое главное

назначение - обеспечение  мира и безопасности гражданам, -  должна  быть

нераздельной и суверенной. Она должна стоять  выше  всех  и  не  должна

подлежать чьему-либо суду или  контролю.  Она  должна  быть  выше  всех

законов, ибо все законы устанавливаются ею и  только  от  нее  получают

свою силу.  Какова  бы  ни  была  ее  форма,  она  по  существу  своему

безгранична. В республике народное собрание имеет такую же  власть  над

подданными, как  король  в  монархическом  правлении  ибо иначе будет

продолжаться  анархия.  Отрицание  абсолютной  власти,  происходит,  по

мнению Гоббса, от незнания человеческой природы и естественных законов.

Из природы верховной  власти вытекает, что она не может  быть  уничтожена

волей граждан. Ибо, хотя она  происходит от их свободного  договора,  но

договаривающиеся связали свою волю не только в отношении друг к другу,

но и в отношении  к самой верховной власти, поэтому  без  согласия  самой

верховной власти они не могут отступиться от своего обязательства[15].

   Гоббс устанавливает  три вида государственной власти:  монархическую,

аристократию   и   демократию;   ибо   государственная   власть   может

принадлежать одному лицу или  совету  многих.  Соответственным  образом

совет многих людей состоит  либо из всех граждан таким образом,что любой

из  них  имеет  право  голоса  и  может  участвовать,если  захочет,   в

обсуждении дел, либо только из их части."

Тирания и олигархия являются не отдельными  формами  государственной

власти, а лишь другими  названиями тех же  видов,  -  название,  которые

выражают наше отрицательное  отношение к  каждой  из  этих  форм.  Самой

лучшей формой с точки  зрения  достижения  тех  средств,  ради  которых

существует  государственная  власть,  является,  по  мнению   философа,

монархия.

   Если государственная  власть вооружена всеми правами,  принадлежащими

гражданам  в  естественном  состоянии,  то  зато  на  ней  лежат  и  те

обязанности, которые вытекают из естественных законов; эти  обязанности

выражаются в следующем:

  

   Боги, говорит Гоббс,  -  суть  не  что  иное,  как  творение  нашего

воображения,  и  нет  вещи  имеющей  название,  которая  не   была   бы

Информация о работе Мировая экономика, её структура