Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 07:44, курсовая работа
Одной из важнейших характеристик мировой экономики является интернационализация хозяйственной жизни, заключающаяся в формировании устойчивых, всесторонних взаимосвязей в международной сфере на основе международного разделения труда.
Переплетение национально обособленных капиталов в сфере товарного обращения исторически характеризовало первую и наименее развитую форму интернационализации экономических процессов — мировой рынок.
Введение _______________________________________________________3
1. Понятие и субъекты мировой экономики __________________________4
2. Группы стран в мировой экономике. Показатели развития мировой экономики._______________________________________________________6
2.1. Промышленно развитые страны в мировой экономике _________8
2.2. Развивающиеся страны в мировой экономике_________________9
2.3. Страны переходной экономики ____________________________10
3. Международные экономические и финансовые организации___________11
3.1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)________11
3.2. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)________13
3.3 Международный валютный фонд ___________________________14
Заключение______________________________________________________14
Список источников _______________________________________________15
Можно определить следующие общие характеристики стран «третьего мира»:
1) Масштабы распространения бедности.
2) Низкий
уровень производительности
3) Высокие темпы роста населения.
4) Высокий
и растущий уровень
5) Большая зависимость от сельскохозяйственного производства и экспорта топлива и сырья.
6) Подчиненное положение, уязвимость в системе международных экономических отношений.
Разнообразие развивающихся стран вызывает необходимость определенной классификации, которая могла бы отражать их дифференциацию. Разработанная ООН классификация развивающихся стран позволяет выделить 3 группы стран: наименее развитые (44 страны), развивающиеся страны – не экспортеры нефти (88 стран) и страны – члены ОПЕК (13 стран – экспортеров нефти).
Для оценки степени дифференциации развивающихся стран могут быть применены 7 показателей:
1) Размеры стран (территория, численность населения и доход на
душу населения). Из 145 стран – членов ООН 90 стран имеют численность населения менее 15 млн. человек.
2) Особенности
исторического развития и
3)Обеспеченность материальными и трудовыми ресурсами. Часть развивающихся стран очень богаты минеральными ресурсами (страны Персидского залива, Бразилия, Замбия), другие - очень бедные (Бангладеш, Гаити, Чад и др.).
4) Роль
частного и государственного
сектора. В целом частный
5) Характер производственных структур. Существует определенная дифференциация отраслевой структуры экономики развивающихся стран, хотя большинство из них являются аграрно-сырьевыми.
6) Степень
зависимости от внешних
7) Институциональная
и политическая структура
При
этом следует отметить, что как бы
ни складывалось соотношение сил между
военными, промышленными и крупными
землевладельцами в Латинской Америке,
между политиками, высшими чиновниками
и лидерами племенных кланов в Африке,
между нефтяными шейхами и финансовыми
магнатами на Ближнем Востоке, большинство
развивающихся стран открыто или завуалировано
управляется малочисленными, но богатыми
и мощными элитами.
2.3. Страны переходной экономики.
В данную группу стран включают 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Основанием для выделения данной группы стран является сходство отраслевой и прежде всего институциональной структуры экономики. Абсолютное доминирование государственной собственности во всех странах определено структуру ВВП , темпы экономического роста. Государственное централизованное планирование, а не рыночный спрос формировал структуру отраслей, внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. Данная система экономического развития по мере исчерпания природных ресурсов в СССР обнаружила свою неэффективность по сравнению с рыночной. Темпы роста в странах «социалистического лагеря» снижались, экономическая эффективность производства была значительно ниже, чем в развитых странах, качество продукции также было низким.
Главное
сходство стран переходной экономики
заключалось в том, что они
имели общие объекты
Другой
важный объект преобразований –
ценообразование. Переход от
директивного ценообразования
к рыночным свободным ценам
осуществлялся путем либерализации цен
(постепенной или «шоковой»). Таким образом,
специфика стран переходной экономики
заключается в том, что экономические
системы, уже не являются плановыми,
но еще не включают все необходимые
элементы рыночного хозяйства.
(развитая банковская и финансовая
системы, устойчивая законодательная
база, свободно конвертируемая валюта
и т.д.).
3. Международные экономические и финансовые организации.
К числу основных международных экономических организаций следует отнести те структуры, которые оказывают существенное влияние на "правила игры" в мировой экономике.
3.1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Возникновение ГАТТ связано с попытками создать Международную торговую организацию (МТО). Новый внешне-торговый режим должен был основываться на либерализации и сотрудничестве между странами.
30 октября 1947 г. в Женеве 23 страны подписали предварительное соглашение под названием "Cteneral Agreement Tarif and Trade" (ГАТТ). В нем были определены принципы действия этой международной торговой организации. 24 марта 1948 г. был подписан заключительный акт - Гаванский
устав Международной торговой организации. Этот документ должен был вступить в силу через 2 месяца после ратификации большинством (более половины) стран, подписавших заключительный акт. Но этот устав в силу не
вступил. Большинство стран, подписавших Гаванский устав, выжидали, какую позицию займут США. В США взяли верх сторонники протекционизм аи устав МТО так и не был ими ратифицирован. Так как МТО не появилась на свет, страны, подписавшие ГАТТ, решили применять его принципы.
Аппарат ГАТТ ограничен - он включает в секретариат в Женеве,совет, состоящий из представителей стран-участниц. Механизм выработки ипринятия решении в рамках ГАТТ представляет периодические длительные
переговоры-раунды, которые длятся несколько лет.
ГАТТ исходит из следующих основных принципов:
1. Многосторонность внешней торговли.
2. Применение
общего режима наибольшего
3. Снижение таможенных тарифов и других (нетарифных) препятствий.
4. Взаимность уступок.
5. Ведение внешней торговли на основе частного права.
В настоящее время в деятельности ГАТТ в тех или иных формах участвуют более 150 стран, в том числе и Россия. За время действия ГАТТ было проведено 8 многосторонних торговых переговоров-раундов (МТП). На первых пяти конференциях-раундах согласовывалось снижение тарифов, нопринципу "уступка за уступку". Было согласовано 67 тысяч взаимных уступок, затрагивающих более 21 миллиарда долл. годового экспорта в мировой торговле.
3.2. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Как отмечают многие экономисты, глобальные экономические проблемы выдвигают г перед мировым сообществом новые и сложные задачи. Их успешное решение зависит от согласованных усилий всех стран. В этой связь и роль ООН в решении глобальных экономических проблем возрастает.
Одна из целей ООН - организация многостороннего сотрудничества в решении международных проблем экономического характера (п. З ст. 1 Устава). За пятьдесят лет механизм экономического сотрудничества в ООН претерпел определенные изменения.
Главные задачи ЮНКТАД: формирование принципов и политики международной торговли, разработка рекомендаций в этой области, подготовка многосторонних юридических актов в области международной торговли. В круг ведения ЮНКТАД входят проблемы торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами, морской транспорт и страхование, коммерческие аспекты передачи технологии, вопросы экономической интеграции между развивающимися странами.
Основными органами ЮНКТАД являются конференция (следует различать два понятия: "конференция" как наименование самой организации и как название ее высшего органа) и Совет по торговле и развитию. Конференция собирается на Сессии раз в 4 года (как правило, на уровне министров и глав правительств). Членство в Совете открытое и устанавливается на основе пожелания каждого государства. В качестве вспомогательных органов Совета действует 7 специализированных комитетов: по сырьевым товарам, промышленным товарам, невидимым статьям (услугам) и финансированию, по морским перевозкам, по преференциям, по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, по передаче технологии.
Сессии ЮНКТАД можно рассматривать как многосторонние экономические форумы под эгидой ООН. Большинство решении ЮНКТАД не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. Но это не лишает их определенного правового значения, свойственного рекомендательным нормам международного нрава. Сегодня нельзя представить системы международных экономических организации без ЮНКТАД, без ее вклада в концепцию мировой торговли и развития, без ее исследований и многочисленных совещаний экспертов. Сегодня ЮНКТАД объединяет 168 стран.
3.3. Международный валютный фонд.
Цель МВФ заключается в поддержании стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов. Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе "кодекс поведения", который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей по текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств - участников.
МВФ имеет значительные технические и финансовые возможности для
помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежных балансов. Он может обеспечить займы в конвертируемой валюте.
Эти займы
предоставляются в поддержку экономических
программ оздоровления, одобренных фондом.
Таким образом МВФ располагает финансовым
рычагом, который позволяет отклонять
в нужную сторону экономическую политику
стран, Испытывающих трудности в урегулировании
сальдо платежных балансов.
Заключение.
В этой работе мы рассмотрели субъекты современного мирового хозяйства.
На макроэкономическом уровне субъектами мирового хозяйства являются государства, отдельные международные организации, транснациональные корпорации, отдельные региональные интеграционные группировки. Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.
Роль
и место государства
Также в работе даётся характеристика важнейших типов стран мира. Мы попытались сделать эту характеристику неодномерной, рассмотреть как можно больше признаков, по которым страны отличаются друг от друга.
Список литературы
международный институт эконометрики, информатики, финансов и пра-
Информация о работе Международные экономические и финансовые организации