Международные экономические аспекты продовольственной проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:13, реферат

Краткое описание

Основные участники международной торговли продовольствием – развитые страны, прежде всего США, Франция, Нидерланды, Германия. На долю этой группы стран приходится порядка 60% мирового экспорта и импорта. Примерно треть закупок и продаж продовольствия приходится на страны Азии, Африки, и Латинской Америки. Доля стран с переходной экономикой незначительна и составляет менее 5%.
Россия является крупным нетто-импортером продовольствия и сырья для его производства, ежегодно закупая этих товаров на сумму более 10 млрд. долл. (прежде всего мясо и мясные продукты, сахар, зерно, а также молоко и молочные продукты).

Файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Основные участники  международной торговли продовольствием  – развитые страны, прежде всего  США, Франция, Нидерланды, Германия. На долю этой группы стран приходится порядка 60% мирового экспорта и импорта. Примерно треть закупок и продаж продовольствия приходится на страны Азии, Африки, и Латинской Америки. Доля стран с переходной экономикой незначительна и составляет менее 5%.

Россия является крупным нетто-импортером продовольствия и сырья для его производства, ежегодно закупая этих товаров на сумму более 10 млрд. долл. (прежде всего мясо и мясные продукты, сахар, зерно, а также молоко и молочные продукты).

Наиболее активно  ведется международная торговля зерновой продукцией, а также (в меньшей  степени) мясными и молочными  товарами и сахаром. Главными поставщиками зерна являются США, Канада, ЕС (в основном Франция), Аргентина и Австралия. На их долю приходится 9/10 мирового экспорта пшеницы и кормового зерна

Страны –  ведущие экспортеры продовольствия являются одновременно его крупными покупателями. Так, США, обеспечив себе, ключевые позиции в поставках стратегического продовольственного сырья, импортируют в больших количествах фрукты и овощи, кофе, какао, чай, специи и ряд других товаров. В 1996 г. экспорт продовольствия Соединенными Штатами составил 47 млрд. долл., а импорт – 22 млрд. долл.

Система международной  торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе и продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения. Необходимость  осуществления реформ в указанной  сфере была вызвана ростом государственной поддержки и протекционизма во многих странах, особенно развитых.

Проводимая политика поддержки высоких внутренних цен  привела к перепроизводству ряда сельскохозяйственных товаров и  широкому распространению экспортных субсидий и ограничений на импорт, что в свою очередь осложнило межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере. Отсутствие согласованных на международном уровне правил и процедур неоднократно являлось поводом для возникновения противоречий, чреватых порывом стабильности международной торговли и возникновением торговых войн. 

Основные «битвы»  развертывались между ЕС и США, которые  вследствие проблем со сбытом практиковали широкомасштабное применение субсидий при поставках своего зерна на внешние рынки. Эти действия вызывали активное противодействие со стороны Канады, Австралии и других более мелких экспортеров, чье финансовое положение не позволяет применять субсидии в больших размерах. В целом по развитым странам уровень поддержки сельского хозяйства в период 1986-1991 гг. составлял от 42 до 47%. Совокупный денежный эквивалент субсидий производителям, рассчитанный по методике ОЭСР, приближался к 180 млрд. долл. (к настоящему времени он снизился на 30 млрд. долл.).

Россия, как будущая  участница ВТО, очевидно, столкнется с отмеченными выше проблемами. В то же время РФ располагает довольно широкими возможностями для перестройки структуры производства и внешней торговли аграрной продукцией.

Наиболее сложной  для России проблемой является будущее  изменение форм государственной  поддержки сельского хозяйства, особенно с учетом его нынешнего кризисного состояния. К настоящему времени прямые платежи производителям сельскохозяйственной продукции, а также дотации потребителям (в основном на молочную и хлебобулочную продукцию) практически сошли на нет. В то же время, очевидно, что России по примеру США и Западной Европы необходимо переносить акцент при осуществлении поддержки АПК на развитие инфраструктуры в сельской местности, защиту окружающей среды, контроль качества и санитарный контроль, активизацию научных исследований в аграрной сфере и меры в области государственного регулирования продовольственного рынка страны.

Вступление в  ВТО также налагает на Россию обязательства  в отношении перехода от нетарифных мер регулирования импорта продовольствия к тарифным и последующему снижению таможенных пошлин. Между тем уровни российских пошлин не всегда обеспечивали достаточно эффективную защиту отечественного производителя. В результате, несмотря на общее снижение потребления продовольствия в стране, доля импорта продолжала оставаться высокой, а сокращалась реализация именно российских продовольственных товаров.

Финансовый кризис, начавшийся 17 августа 1998 г., обозначил  новые тенденции в российской внешней торговле продовольствием. Резкое изменение курса рубля по отношению к доллару привело к снижению покупательной способности населения и сокращению спроса на импортное продовольствие.

В то же время  в связи с кризисом придает  новое звучание вопрос об открытии рынков стран – членов ВТО для  российской сельскохозяйственной продукции. Климатические условия на территории России позволяют наладить в перспективе выпуск товаров, которые могут найти спрос на мировом рынке (этот рынок, хотя и насыщен в довольно сильной степени, все же имеет достаточно ниш). К таким товарам относятся, в частности, высококачественная пшеница, рожь, продовольственный овес, подсолнечник. Перестройка структуры сельскохозяйственного производства в России в расчете на потребности мирового рынка предполагает активное развитие производств с отчетливо выраженной экспортной ориентацией.

Помимо ВТО, другой важной организацией, где определяются перспективы мировой продовольственной  ситуации, является ФАО (Продовольственная  и сельскохозяйственная организация  ООН). В настоящее время эта  организация, в деятельности которой Россия участвует в качестве постоянного наблюдателя, и мировое сообщество в целом уделяют серьезное внимание перспективам решения продовольственной проблемы в нуждающихся странах, в том числе в странах с переходной экономикой. Если ранее (в 70 – 80-е гг.) наиболее важная роль отводилась продовольственной помощи, то к настоящему времени акцент сместился на оказание содействия развитию национального сельского хозяйства. Основной формой помощи аграрному сектору со стороны как ФАО, так и крупнейших стран – доноров (США и государств – членов ЕС) является финансирование конкретных проектов, ориентированных на подъем сельского хозяйства. На эти цели, в частности, расходуется часть бюджета ФАО, составляющего 1 млрд. долларов. Оказывается также техническая помощь, включая подготовку кадров для сельского хозяйства, предоставление консультаций специалистов, осуществление экспертных оценок и т.д.

Примерами реальной поддержки развития национального  сельского хозяйства со стороны  ФАО является распространение новых высокоурожайных сортов культур в нуждающихся странах, передача им достижений в области биотехнологии, разработка и помощь в осуществлении проектов расширения производства продовольствия, строительство объектов инфраструктуры в сельской местности. 
 

Регионально-экономический аспект проблемы 
С точки зрения обеспеченности продовольствием в послевоенные десятилетия окончательно определились географические районы Земли, характеризующиеся определено выраженными чертами: 
¦ во-первых, это индустриальные зоны мира, включая Западную и Северную Европу, Северную Америку, Австралию и Японию – регионы, которые сталкиваются не с дефицитом высококачественного продовольствия, а с его избытком. Однако остается вне внимания исследователей то обстоятельство, что продовольственная безопасность развитых стран во многом покоится как раз на голоде развивающихся стран: собственных продовольственных ресурсов при высочайшей производительности аграрного сектора едва бы хватило развитым странам, если бы в развивающихся странах не были созданы целые аграрные анклавы, контролируемые ТНК, продукция которых предназначена для рынков развитых стран; 
¦ во-вторых, это районы юга Европы и Средней Азии, а также большинство стран Латинской Америки, страны Магриба и АСЕАН, в которых продовольственное обеспечение находится на уровне, приближающемся к норме, с точки зрения требований ВОЗ ООН; 
¦ в-третьих, это страны Восточной Европы, СНГ и Прибалтийские страны, а также Индия, Египет, Индонезия, продовольственное обеспечение которых находится на «допустимом» уровне отклонения от нормы по стандартам ВОЗ ООН; 
¦ в-четвертых, это развивающиеся страны, подавляющая часть населения которых как раз и испытывает все тяжести продовольственного кризиса (яркий пример – страны южнее Сахары). 

Продовольственная проблема в Восточной Европе и странах СНГ 
Уровень производства продовольствия в странах Восточной Европы, СНГ и Прибалтийских странах не соответствует их реальным возможностям. Одна Россия, обладая обширными территориями по возделыванию различных земледельческих культур и ведению животноводства, имеет огромный потенциал не только для полного обеспечения необходимым продовольствием своего населения, но и для оказания помощи другим странам. Однако в настоящее время страны СНГ и прибалтийские страны выступают импортерами продовольствия. В 80-е годы ежегодно СССР закупал зерна в среднем на 5 млрд. долл., что заметно влияло на цены зерна на мировых рынках. После распада СССР и формирования новых государств эти страны вынуждены были, залезая в долги, сами закупать зерно и продовольствие, в результате общий объем затрат на эти цели в 1993 г. возрос до 8 млрд. долл. 
Из восточноевропейских стран более или менее обеспечиваются продовольствием Венгрия (полностью), Чехия, Словакия, а Болгария, Польша, Румыния выступают устойчивыми импортерами зерна и мяса. К ним присоединилась Монголия.

В России же и других странах СНГ непродуманное проведение экономических реформ, произвольные действия по разрушению многих коллективных хозяйств без учета специфики, сложившейся в АПК, ставка на ускоренное развитие фермерских хозяйств без соответствующего подкрепления их материальными и финансовыми ресурсами и технологиями привели к тому, что производство важнейших видов сельскохозяйственной продукции существенно сократилось.  

Продовольственная проблема в развивающихся странах

     Поскольку большая часть населения развивающихся  стран занята в сельском хозяйстве, главная проблема здесь – это  малоземелье подавляющей части  сельских тружеников. Остроту этой проблемы усугубляют огромные различия между земельными владениями – наследие колониальных времен, тщательно оберегаемое и в современных условиях. Мелкие хозяйства (90% всех ферм) занимают 7-17% всей обрабатываемой земли. Крупные имения (37-82% всей земли, используемой для сельского хозяйства) не превышает 7% общего числа хозяйств этих стран. Крупные землевладельцы, например в Латинской Америке, умышленно не обрабатывающие часть земель, еще больше усугубляют проблему избытка рабочей силы. При этом доля обрабатываемых земель невелика: 10,7% - в зоне развивающихся стран, 12,4% - в индустриально-капиталистических странах. Но если для последних проблема заключается в сбыте излишков сельскохозяйственной продукции (следовательно, у них нет необходимости вводить новые площади земель в оборот), то хотя у развивающихся стран и имеются огромные резервы (в Африке – 40,2%, в Азии – 22,4%, в Латинской Америке – 15,2%), но эти земли в основном частная собственность лиц (племенные вожди, крупные агропромышленные компании, офицеры и чиновники военных режимов, латифундисты), не заинтересованных в их введении в сельскохозяйственный оборот. 

 
Обеспечение продовольствием быстро растущего населения развивающихся стран относится к числу наиболее неотложных глобальных проблем современности. Решение продовольственной проблемы развивающихся стран связано с преодолением их экономической и научно-технической отсталости и лежит на путях радикальных социально-экономических преобразований, ликвидации отсталых форм землевладения и землепользования, подъема сельского хозяйства на основе внедрения передовых научных методов его ведения. 
Несмотря на то, что сельское хозяйство является ведущей отраслью экономики большинства развивающихся стран, его без преувеличения можно назвать наиболее слабым звеном экономическихструктур этих стран. Использование отсталых агротехнических методов, низкий уровень производительности труда предопределили такое положение, при котором один занятый в сельском хозяйстве в развивающихся странах едва может прокормить себя и свою семью, в то время как один фермер в США обеспечивает потребности 59, в Западной Европе – 19, а в Японии – почти 14 человек. Эта проблема будет усугубляться тем, что численность населения планеты, по прогнозам ученых, к 2025 г. увеличится – до 8,5 млрд. человек, 83% которых будут проживать в развивающихся странах. Однако вопрос о возможности удовлетворения потребностей такой численности населения в продовольствии и других сельскохозяйственных товарах за счет имеющихся ресурсов при нынешнем уровне развития технологии до сих пор остается открытым, что часто подчеркивалось в докладе Конференции ООН по окружающей среде и развитию, в специальной главе «Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов». 
В этой ситуации внимание стран мирового сообщества, и прежде всего развивающихся, а также СНГ, должно уделяться в первую очередь сохранению и наращиванию потенциала плодородных сельскохозяйственных земель и совершенствованию сельскохозяйственного производства с целью повышения его продуктивности, а также систем хранения и распределения продукции. В противном случае угроза нарастания голода на планете становится вполне реальной. Соответственно возрастет, если не будут приняты серьезные меры, и социальная напряженность в географических зонах, характеризующихся неудовлетворительной продовольственнойобеспеченностью, вплоть до появления районов голода.
 

Информация о работе Международные экономические аспекты продовольственной проблемы