Международная трудовая миграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы, которая меняет место жительства и работы, перемещаясь из одних регионов и стран в другие для того, чтобы улучшить свое материальное положение. Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число стран вовлекается в процессы международной трудовой миграции и можно утверждать, что общая численность международных мигрантов увеличивается с каждым годом, а характер и направление миграционных потоков в различных странах и регионах мира значительно меняются.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………...3
1. Международная трудовая миграция: причины и направления 3
2. Мировой рынок труда и его особенности в современных условиях. 8
3. Регулирование международной трудовой миграции. 9
Заключение 13
Задача 14
Список литературы: 15

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 39.76 Кб (Скачать)

3. Регулирование международной  трудовой миграции.

       Учитывая, что международная трудовая миграция имеет не только положительные, но и  отрицательные последствия как  для принимающей, так и отдающей страны, государство не может не вмешиваться в сферу международной  миграции рабочей силы, что вызывает необходимость регулирования миграционных процессов. Для этого каждая страна проводит свою национальную миграционную политику, которая регулирует процесс  международной трудовой миграции.

       Государственная миграционная политика – это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения.

       Большинство принимающих стран используют селективный  подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает  работников следующих категорий:

- работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие);

- рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин);

- специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей);

- крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места.

       Для работников обычных профессий принимающая  страна устанавливает серьезные  ограничения, используя различные  инструменты миграционной политики:

  • качественные требования к иностранной рабочей силе. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности: полученное образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специальности должен быть не менее 3 – 5 лет;
  • возрастной ценз: в основном страны-импортеры принимают иностранных рабочих 20 – 40 лет.  Ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране.
  • ограничения личного характера – это, например, требования к состоянию здоровья, отсутствию судимости. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД;
  • временные ограничения: большинство принимающих стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. По истечению этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране;
  • количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях;
  • финансовые ограничения: страны-импортеры, в первую очередь, принимают иммигрантов, готовых инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег;
  • национально-географические приоритеты: практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы;
  • система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, то есть возращение на родину, лишение свободы, штрафы);
  • программы по стимулированию реэмиграции, то есть по возращению иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции).

     В некоторых странах (Франция, Германия, Швейцария) реализуются программы  по профессиональной подготовке иностранных  рабочих. Суть этих программ состоит  в том, что, получив образование  в развитой стране, иммигранты по возращению на родину могут рассчитывать на более  высокооплачиваемую работу. Однако, интерес самих иммигрантов к таким программам довольно низкий, поскольку приобретение специальности еще не гарантирует получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитают сохранить свои низкооплачиваемые рабочие места в развитых странах, чем пытаться найти лучшую работу на родине.

      Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

        Наиболее важными аспектами российской  миграционной политики являются:

  • реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
  • гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
  • обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

     Россия  в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной-импортером, и страной-экспортером рабочей  силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи.

     Россия, как страна-импортер рабочей силы, проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран, разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции, обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

     Россия, как страна-экспортер рабочей  силы, реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы, защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.

       Для регулирования миграционных процессов  на международном уровне создано несколько организаций:

       1) Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

       2) Международная организация по миграции (МОМ) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную сторону миграции, рассматривает проблемы беженцев;

       3) Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

       4) Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах.

Заключение

     Миграция  оказывает существенное влияние  на социально–экономическое и демографическое  развитие практически всех регионов России и стран зарубежья. Это  один из самых сложных демографических  процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

     Миграция  рабочей силы представляет собой  переселение трудоспособного населения  из одних государств в другие сроком более, чем на год, вызванное причинами  экономического и иного характера. Она ведет к выравниванию уровней  оплаты труда в различных странах.

     Показатели, связанные с миграцией трудовых ресурсов, являются частью баланса  текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов и  частных неоплаченных переводов.

 

Задача

       Ситуация  на рынке труда в странах А  и B определяется такими показателями:

Страна Функция спроса на труд (DL), млн. чел. Функция предложения  труда (SL), млн. чел.
А DLA = 120 – 6 WA SLA = 80 + 2 WA
B DLB = 140 – 2 WB SLB = 60 + 6 WB
 

где WA и WВ, соответственно, - реальная заработная плата (ден. единиц в час) в странах А и В.

  1. Найти равновесную ставку реальной заработной платы и объем занятости в обеих странах.
  2. Из какой страны в какую будут стремиться уехать наемные работники и почему?

Решение.

1)Определим WА. Для этого составим и решим уравнение:

DLA = SLA, или: 120 – 6 WA = 80 + 2 WA.

Отсюда: WA = (120 – 80) : 8 = 5 ден. единиц в час.

Далее определим объем занятости в стране А (LA). Это можно сделать как на основе функции спроса, так и на основе функции предложения труда:

LA = 120 – 6* 5 = 90 млн. чел., или: LA =80 + 2 *5 = 90 млн. чел..

Произведя аналогичные расчеты по стране B, получим: WB = 10 ден. единиц в час, LB =120 млн. чел.

2) В стране B реальная заработная плата выше, она составляет 10 денежных единиц в час, а в стране А – только 5, поэтому потенциальное направление миграции работников – из страны А в страну В. 

 

    Список  литературы:

  1. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 1998.
  2. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М, 1999.
  3. Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие // МЭиМО, 1998, № 7.
  4. Международные экономические отношения. Интеграция. Учебное пособие /Под ред. Щербанина Ю.А. - М.: Юнити, 2000.
  5. Международные экономические отношения: Учебник для вузов /Под ред.проф. В.Е.Рыбалкина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  6. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М.: ИСАН, 1999.
  7. Экономика: Учебник/ Под ред.д-ра экон.наук проф. А.С.Булатова.- М: Юристъ, 2001.

Информация о работе Международная трудовая миграция