Международная торговля товарами и услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:04, контрольная работа

Краткое описание

Мировая торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово- экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение.

Оглавление

Введение 3

Мировая торговля. Теории мировой торговли 5

Современная Мировая торговля: Теоретические вопросы организации,

объем и структура 13

Регулирование торговли на национальном и международном уровнях 16

Мировые товарные биржи как основная форма организации 19

международных товаропотоков.

Заключение 24

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

мировая эк-ка.docx

— 46.63 Кб (Скачать)

     Согласно  теории абсолютного преимущества каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.

     Исходя  из теории абсолютного преимущества внешняя торговля всегда остается выгодной для обеих сторон. До тех пор  пока в соотношениях внутренних цен  между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать  сравнительным преимуществом, т. е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого более выгодно  при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.

     Неотехнологическая  теория внешней торговли

     Сторонники  пытаются объяснить  внешнеторговые связи не обеспеченностью факторами  производства, как делали неоклассики, а затратами на исследования и  разработки, уровнем средней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Эта школа объясняет возникновение преимуществ монополией, на отдельные открываются и новые технологии, которая дает возможность господствовать в производстве данных  товаров и их продаже на мировом рынке до тех пор, пока эти технологии не будут освоены другими странами. Тогда необходимы новые исследования, позволяющие производить новые товары.    Эта теория по-новому ставит вопрос о роли государства в международной торговле. Если классики и неоклассики исходили из невмешательства государства во внешнеторговые отношения, то представители неотехнологии полагают, что государство должно обеспечивать комплекс мер по научно-техническому развитию производства, стимулировать свертывание старых отраслей и производств и ускоренное развитие принципиально новых.

     Наиболее  известной теорией этой школы  является теория технологического разрыва, основы которой заложены английским экономистом М. Познером в начале 60-х годов. Познер предположил, что одна из развитых стран в результате какого-то открытия обладает принципиально новой технологией или новым товаром, которые пользуются повышенным спросом в других странах. Поэтому торговля этим товаром будет осуществляться даже между странами, имеющими одинаковую ресурсообеспеченность. В результате преимущественного положения одной страны возникает технологический разрыв между странами. Конечно, постепенно другие страны станут осваивать новшества и разрыв сократится, но пока он существует, внешняя торговля  этим товаром будет продолжаться. 

     В результате такой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, что  экспортируют, получают прибыль, а те, что импортируют новые товары. По мере распространения новшества в других странах менее развитая страна продолжает выигрывать, а страна-новатор теряет свои преимущества.

     Модели  неотехнологического направления  более адекватно отражают реальные процессы современного развития международного разделения труда. Сторонники неотехнологического  направления структуру международного разделения труда, его характер пытаются объяснить технологическими факторами.

     Основными переменными при неотехнологическом подходе - это затраты на исследования и разработки (в процентах от стоимости  продаж), заработная плата на одного занятого и процент квалифицированной  рабочей силы.  Неотехнологическая школа связывает преимущества с  монопольной позицией фирмы (и страны)-новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия  для отдельных фирм: выпускать  не то, что относительно дешевле, а  то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать  не может. Динамические сравнительные  преимущества, анализируемые теоретиками  неотехнологического направления, создаются, возникают и исчезают с течением времени. Многие экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свёртыванию производства других, устаревших.

     Теория Фирмы

       Теория связана с усилением  роли отдельных фирм и корпораций  в международной торговле.  Преимущества  всегда получает не нация, а  отдельная фирма – экспортер  данного товара. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок.  Чтобы продать свои изделия, необходимо найти  страну - покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны - экспортера. Это дает возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися, на одинаковом уровне экономического развития, и между развитыми индустриальными странами. Данное положение было впервые обосновано американским экономистом Э. Линдером. В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необходимость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Вызвано это было сближением уровней научно-технического развития, укреплением производственных и сбытовых контактов, совместным решением научно - технических задач. Данный процесс охватил наукоемкие отрасли. Наиболее активную роль в нем играли мелкие и средние компании.

     9  Теория международной конкурентоспособности нации:

     Теория  разработана американским исследователем М. Портером. Он пришел к  заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке  определяется четырьмя основными условиями: количеством и качеством различных факторов производства, спросом на внутреннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.

     Портер  считал наличие факторов производства определяющим в обеспечении сравнительных преимуществ. Он не огpаничивался факторами, дарованными природой или перешедшими от предшествующих поколений, а считал необходимым постепенное совершенствование и развитие этих факторов в процессе расширенного воспроизводства.

     1. технологии и их продукты, рождение которых обусловлено внутренними условиями страны,  которые получили широкое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими поставщиками своей продукции на мировом рынке.

     2.  наличие смежных и обслуживающих·  отраслей  является важным дополнительным стимулом совершенствования продукции.

     3. стратегия фирмы и наличие конкуренции на внутреннем рынке заставляют фирмы постоянно совершенствовать свое производство· и искать новых покупателей. Любая фирма ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, поэтому она должна постоянно искать новые пути  к снижению издержек производства и совершенствования продукции.

 

   

    Современная мировая торговля. Теоретические вопросы  организации, объем  и структура.

  Международная торговля является одной из наиболее динамичных форм международных экономических  отношений. Темпы ее роста на много  выше, чем темпы роста промышленного  производства. Они отражают общемировые  тенденции углубления разделения труда, специализации и кооперации производства, то есть тенденции усиления взаимозависимости  стран мирового содружества. На уровень  взаимозависимости оказывают влияние  такие факторы как территория страны, уровень ее экономического развития, объем внутреннего рынка, наличие или отсутствие природных  ресурсов и т.д. Под их воздействием формируется структура международной  торговли.

   На рубеже XXI века международная торговля использует следующие организационные формы экспорта и импорта:

  * Торговля готовой продукцией. Готовая  продукция - продукция, предназначенная  для конечного потребления. Торговля  ею осуществляется путем подписания  контрактов непосредственно между  производителями и потребителями  товаров, либо через посредников.  При этом не исключается выполнение  посредниками предпродажного сервиса  и предпродажной доработки, а  для машинотехнических товаров  и техническое обслуживание. Предпродажный  сервис не изменяет технических  характеристик товаров - это комплекс  работ по расконсервации товаров  после транспортировки, приданию  им товарного вида. Цель - улучшение  свойств реализуемого товара  с учетом специфических вкусов  потребителей, а также повышение  его конкурентоспособности.

  * Торговля продукцией в разобранном  виде. Экспорт продукции в разобранном  виде применяется для повышения  ее конкурентоспособности, а также  для проникновения на рынок  стран, запрещающих ввоз тех  или иных изделий в готовом  виде, для защиты аналогичной  продукции или стимулирования  создания аналогичных отраслей  в своей стране.

  * Торговля комплектным оборудованием.  Комплектным считается оборудование  промышленного предприятия, представляющее  единый законченный технологический  комплекс. Ее необходимым элементом  является строительство объектов "под ключ", которое предусматривает  проектирование, сооружение предприятий,  оснащение их оборудованием, обучение  местного персонала, обеспечение  эксплуатации объекта в течение  срока по гарантийному договору.

  * Торговля сырьевыми товарами.

  Структуру международной торговли рассматривают  с двух точек зрения: с точки  зрения географического распределения (географическая структура) и с точки  зрения товарного наполнения (товарная структура). Географическая структура  международной торговли представляет собой распределение экспорта-импорта  между отдельными странами и их группами, которые классифицируются по территориальным  или организационным признакам.

   Территориальная географическая структура торговли характеризует состояние международной  торговли стран, принадлежащих к  большой группе стран (индустриальные страны, развивающиеся страны), либо к одной из частей мира (Африке, Азии, Европы). Организационная структура  характеризует состояние международной  торговли между странами отдельного интеграционного или иного торгово-политического  объединения (страны Европейского союза, страны СНГ, страны АСЕАН) или между  странами, выделенными в отдельную  группу с тем или иным аналитическим  критерием (страны-экспортеры нефти, страны - чистые должники).

   Географическая  структура международной торговли в современных условиях включает в себя характеристику экспорта-импорта  индустриальных стран с рыночной экономикой, стран с переходной экономикой и развивающихся стран, в том  числе стран Латинской Америки, Африки, Западной Азии, Южной и Восточной  Азии других стран Азии . Другие также  относятся Вьетнам, КНР, КНДР и Монголия.

   Основные  объемы международной торговли приходится на развитые страны, прежде всего такие  как США, Германия, Япония, Франция. Индустриальные страны обеспечивают почти 70% стоимостного объема мирового экспорта, в то время как на страны с переходной экономикой и развивающиеся страны, приходится треть мирового экспорта. В товарной структуре мирового экспорта почти 75% приходится на продукцию обрабатывающей промышленности и примерно 25% - на сырье  и продовольственные товары. Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран (особенно азиатских) рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Поступления от экспорта - существенный источник накопления капитала на нужды промышленного развития. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов.

     Таким образом, сущность современной международной торговли определяется тем, что:

     1. через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

     2. развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами;

     3. рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции;

     4. тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.

   Регулирование торговли на национальном и международном  уровнях

   Государственное регулирование международной торговли имеет разные масштабы. Во-первых, оно  может быть односторонним, когда  правительство одной страны без  согласования или консультаций с  торговыми партнерами прибегает  к государственному регулированию  внешней торговли. Мера эта связана  с крайне тяжелым экономическим  положением, с большим дефицитом  государственного бюджета, а также  с отрицательным сальдо платежного баланса. Обычно в ответ на этот шаг  правительства стран - партнеров  применяют аналогичные акции, что  может привести к осложнению их политических отношений со страной - инициатором  индивидуального государственного регулирования внешней торговли.

Информация о работе Международная торговля товарами и услугами