Международная торговля. Международное кредитование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

Международная торговля – основная форма международных экономических отношений, поскольку она включает в себя торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами. Многие предприятия участвуют в международной торговле, импортируя необходимые материалы и экспортируя готовую продукцию, а каждый человек активно участвует в международной торговле, покупая импортные товары. В этой связи тема работы представляется очень актуальной.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа (текст).docx

— 36.35 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Международная торговля –  основная форма международных экономических  отношений, поскольку она включает в себя торговлю не только товарами в вещественном понимании этого  слова, но и самыми разнообразными услугами. Многие предприятия участвуют в  международной торговле, импортируя необходимые материалы и экспортируя  готовую продукцию, а каждый человек  активно участвует в международной  торговле, покупая импортные товары. В этой связи тема работы представляется очень актуальной.

Внешняя торговля, выступая, практически, как синоним понятию  мировой торговли, имеет непосредственное значение для развития национальной экономики. Поэтому развитие внешней  торговли и экономическое положение  страны находятся в неразрывной  связи. Более высокому уровню экономического развития соответствуют более прогрессивные  методы ведения международной торговли и более благоприятная структура  экспорта и импорта.

У предприятий всех форм собственности все чаще возникает  потребность привлечения заемных средств для осуществления своей деятельности и извлечения прибыли.

Кредит играет важную роль в развитии международного товарооборота. Создавая дополнительный спрос на рынке со стороны заемщиков, он способствует увеличению объемов мировой торговли. Условия кредитования экспорта являются важным фактором конкурентной борьбы отдельных фирм и государств за рынки сбыта.

Целью данной работы выступает рассмотрение международной торговли товарами и услугами как главной формы международных экономических отношений и выявление основных направлений ее регулирования в современных условиях, а также изучение основ кредитования внешнеэкономических сделок.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1.1. Понятие международной торговли

Международная торговля это форма связи между товаропроизводителями разных стран, которая возникает на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Международная торговля это обмен товарами и услугами между людьми и фирмами разных стран.

В международном обмене участвуют  торгуемые товары, которые могут  перемещаться между различными странами. К торгуемым товарам относится  продукция обрабатывающей и добывающей промышленности, а также сельского  хозяйства, охоты, лесного хозяйства  и рыболовства. 
         Товар входит в международный обмен при пересечении границы. Сумма экспорта и импорта образует товарооборот, а разница между экспортом и импортом представляет собой торговый баланс. Торговый баланс может быть положительным (активным) или отрицательным (дефицитным, пассивным).

Основу международной  торговли составляет коммерческая торговля за наличные и в кредит. В обоих случаях товары передаются покупателю другой страны вместе с правом собственности. Коммерческая торговля предполагает переход права собственности к покупателю и получение продавцом платежа за поставленный товар в денежной, товарной или иной форме. 
          Кроме коммерческой торговли в состав международного товарооборота входят поставки товаров на основе соглашений о специализации и кооперировании производства, об организации совместного строительства объектов, о сооружении промышленных объектов с компенсационными поставками, поставки по лизингу (долгосрочной аренде) и других формах производственного, научно-технического и иного сотрудничества. В этом случае поставщик остается собственником товаров, поставленных в другую страну. 
          Особое место в международной торговле занимают внутрифирменные поставки, которые осуществляются в рамках предприятий той или иной ТНК по трансфертным ценам, которые могут быть выше или ниже мировых. В составе международной торговли учитываются и товары, поставленные безвозмездно, например, в качестве гуманитарной помощи. 
          Таким образом, обмен товарами между странами осуществляется на коммерческой и некоммерческой основе. Коммерческий обмен может быть эквивалентным и неэквивалентным. Обмен на основе закона стоимости в соответствии с издержками производства следует считать эквивалентным. Неэквивалентный обмен основан на произвольном назначении завышенных или заниженных цен в зависимости от интересов монополиста. 
            Показателем выгодности и невыгодности обмена служит соотношение экспортных и импортных цен, которое называется условиями торговли. Показатель условий торговли выше 1, рассчитанный по индексам экспортных и импортных цен, указывает на благоприятное соотношение цен для данной страны, ниже 1 – на неблагоприятное соотношение цен.

 

1.2. Основные теории  международной торговли

Меркантилизм. Сторонники этой теории не учитывали той выгоды, которую страны получают от импорта иностранных товаров и услуг, а экономически оправданным считали только экспорт. Поэтому меркантилисты считали, что стране нужно ограничить импорт (кроме импорта сырья) и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Приток золота в страну в результате положительного торгового баланса увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

Главным недостатком этой теории следует считать представление  меркантилистов о том, что экономическая выгода одних участников товарообменной сделки (в данном случае стран–экспортеров) оборачивается экономическим ущербом для других. К главному достоинству меркантилизма можно отнести разработанную политику поддержки экспорта, которая сочеталась с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов.

Классические  теории. Дэвид Риккардо, в 1817 г., сформулировал теорию сравнительных преимуществ и полагал, что вместо выпуска всех товаров, на которые предъявляется спрос, значительно выгоднее сосредоточиться на производстве какого-либо одного, но требующего наименьших затрат. Специализация на этом товаре позволит посредством обмена приобрести на внешнем рынке все другие товары.

Теорией сравнительных преимуществ доказывается выгодность специализации не только в условиях абсолютного преимущества одной страны перед другой в производстве какого-либо товара, но даже в тех условиях, когда такое преимущество отсутствует.

Классические теории внешней  торговли, объяснявшие международную  торговлю различиями в абсолютных и  относительных затратах труда на производство товаров в различных  странах уже не в состоянии  объяснить процессы происходящие во внешней торговле. Так с помощью  классических теорий невозможно объяснить  влияние на внешнеторговые операции НТП, усиления информационных потоков, конкурентоспособности отдельных  отраслей и фирм, увеличение объемов  внешней торговли между странами, имеющими близкое социально-экономическое  развитие.

Объяснение этих тенденций  возможно на основе неотехнологических или альтернативных теорий международной торговли. К основным из них необходимо отнести теории конкурентных преимуществ, жизненного цикла продукта, технологического разрыва, эффекта масштабности производства.

Теория конкурентных преимуществ предполагает, что основным двигателем современной торговли является конкуренция отраслей, фирм. При этом факторами способствующими повышению конкурентоспособности признаются факторы производства, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли, стратегия фирмы и конкуренция, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли.

Согласно теории жизненного цикла продукта товар в своем развитии проходит четыре стадии и в соответствии с ними объем прибыли изменяется во времени.

В соответствии с теорией технологического разрыва выгоды от внешней торговли получают те страны, которые производят высокотехнологичную продукцию, пользующуюся повышенным спросом и не имеющую аналогов в мире.

Суть теории эффекта масштабности производства в том, что страна с большим внутренним рынком, будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве в то время как малые страны должны специализироваться на выпуске продукции, не требующей особых преимуществ в масштабе, т.е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены.

Теория факторов производства Хекшера-Олина. Шведские ученые Хекшер и Олин в 20-30-е гг. разработали теорию "выравнивания цен на факторы производства". Т.е. в производстве товара и формировании его стоимости участвуют 2 фактора – труд и капитал. При этом цены на них зависят от редкости или изобилия этих факторов.

Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера-Олина. Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике использование избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом.

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста В. Леонтьева  под названием "парадокс Леонтьева". Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, трудонасыщенные страны импортируют капиталоемкую продукцию, а капиталонасыщенные – трудоемкую. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и можно было утверждать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары.

Каждая из этих теорий пытается объяснить современное состояние  мировой внешней торговли со стороны  какого-либо одного явления, но ни одна из них не может предложить теоретически стройную концепцию, объясняющую все тенденции современной международной торговли.

Все теории торговли исходят  из предположения, что направления  международных товарных потоков  определяются ценами, так как каждый покупатель стремится получить нужные ему товары с наименьшими затратами.

Выгоды от международной  торговли проистекают из расширения сферы эффективного распределения  ресурсов за границы отдельных государств. Страны мира стремятся продавать  национальную продукцию за рубежом  и покупать товары в других странах  по той же самой причине, по которой  отдельные люди что-то продают и  что-то покупают вместо того, чтобы  пытаться производить все необходимое  самостоятельно.

Развитие торговли между  странами способствуют укреплению международного хозяйства, повышению зависимости  роста национального производства от стабильности мировой экономики.

 

 

1.3. Выгоды торговли 

Выгодой международной  торговли принято считать возможный рост благосостояния в странах, торгующих между собой, по сравнению со странами, проводящими политику автаркии. Данные страны не участвуют в международном обмене, считают себя самодостаточными.

Существует два главных  источника выгод от торговли:

1. различная наделенность факторами производства: страны различаются по своим природным ресурсам, в них складываются различные соотношения между трудом и капиталом. Следовательно, страны могут извлекать выгоду из межотраслевой торговли, экспортируя товары, для производства которых они располагают достаточными ресурсами, и, импортируя товары, производство которых отсутствует или ограничено.

2. экономия на масштабах: внутриотраслевая торговля позволяет отдельным странам производить ту или иную разновидность продукции в значительных масштабах, тогда как потребители получают пользу от широкого разнообразия предлагаемой продукции. Хотя выгоды от межотраслевой торговли могут получать преимущественно страны, в изобилии обладающие теми или иными факторами производства, а страны, в которых наблюдается дефицит факторов, в результате такой торговли несут потери, выгоды от внутриотраслевой торговли доступны всем. Таким образом, в странах, где хорошо развиты обе формы торговли, выгоды от торговли, весьма вероятно, возникают благодаря всем имеющимся в них факторам производства.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ  КРЕДИТОВАНИЕ

2.1. Понятие международного  кредита

В настоящее время в связи  с увеличением масштабов и  усложнением производственной и  коммерческой деятельности растет потребность  в привлечении все большего объема дополнительных средств, т. е. ссудного капитала. В международных экономических  отношениях движение ссудного капитала выступает в форме международного кредита.

Международный кредит — движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов.

В качестве кредиторов и заемщиков  выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Источниками международного кредита служат: временно высвобождаемая у предприятий в процессе кругооборота часть капитала в денежной форме; денежные накопления государства и  личного сектора, мобилизуемые банками.

 

2.2. Принципы и  функции международного кредита

Кредитные отношения  в экономике базируются на определенной основе, одним из элементов которой  выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов:

1. Возвратность кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком.

Информация о работе Международная торговля. Международное кредитование