Международная торговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
1 Понятие и теория внешней торговли…………………………………... 5
1.1 Понятие внешней торговли……………………………………………. 5
1.2 Теория, сущность и виды международной торговли……………… 5
1.2.1 Классическая теория международной торговли………………… 7
1.2.2 Теория Хекшера – Олина: теория факторов производства…… 9
1.2.3 Неотехнологические теории………………………………………… 10
1.2.4 Теория снижающихся издержек (эффект масштаба)…………... 11
1.2.5 Теория "технологического разрыва"……………………………….. 11
1.2.6 Теория "цикла жизни продукта" ……………………………………. 12
1.2.7 Теория Портера: теория конкурентных преимуществ………….. 14
2 Регулирование международной торговли…………………………….. 18
2.1 Торговые барьеры и их виды………………………………………….. 18
2.2 Протекционизм и его виды…………………………………………….. 19
2.3 Международное регулирование………………………………………. 25
3 Формы расчета…………………………………………………………….. 27
3.1 Банки на международной экономической арене…………………... 27
3.2 Основные функции клирингового банка…………………………….. 28
3.3 Основные функции торгового банка ………………………………… 29
4 Экономическая интеграция……………………………………………… 30
Заключение………………………………………………………………….... 33
Список литературы………………………………………………………….. 37

Файлы: 1 файл

Международная торговая политика.doc.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

     На  первой стадии цикла, когда новый  продукт только начал производиться  первоначально для внутреннего  рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.

     На  второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.

     На  третьей стадии (зрелости) спрос  на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее  квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

     На  последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.

     Такова  общая схема прохождения новым  продуктом "цикла жизни". Теоретики  данной модели не ограничиваются подобными общими описаниями. Они считают, что можно указать конкретные страны, условия которых максимально соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости.

     Теории  неотехнологического направления  отражают процесс радикальной перестройки системы международного разделения труда на основе развития электроники, информатики, передовых средств связи, новых материалов. На многих направлениях данного процесса задает тон азиатско-тихоокеанский регион. Причем здесь наблюдается достаточно быстрое размывание традиционного деления "центр-периферия". Это явление получило название концепции "летящих гусей". Суть ее в том, что налицо непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь "качества специализации". Пример НИС со всей очевидностью показывает, что экономический рост и активное участие в международном разделении труда решающим образом зависят от открытости национальных хозяйств. 

 
Стадии
 
Производство
 
Спрос
 
1
 
Начало производства

(только для внутреннего  рынка)

 
Невелик
 
2 (стадия

роста)

 
- Серийный выпуск
- Экспорт зарубеж

- Передача технологии  производства зарубеж

 
Продукт становится общепри-знанным
 
3 (стадия

зрелости)

 
- Производственная  технология полностью стандартизируется

- Зарубежные компании  проникают на внутр. рынок страны, где появился товар

 
Спрос на внутреннем рынке насыщен
 
4
 
Производство  начинает сокращаться
 
Продукт

стареет

1.2.7 Теория  Портера: теория конкурентных  преимуществ.

      В своей теории Портер вводит понятие  конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.

      Национальная  конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

   Конкурентное  преимущество страны на международном  рынке определяет некий набор  детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

  • Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.
  • Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
  • Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.
  • Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

    Существуют  две дополнительные переменные, в  значительной степени влияющие на обстановку в стране:

  • Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.
  • Государственная политика.

      По  мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство  при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

      В комплекс правительственных мер  по поддержанию и повышению конкурентоспособности  страны должны входить:

1) Воздействие  правительства на факторные условия

  • акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.);
  • грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров).

2) Воздействие  правительства на условия спроса:

  • государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);
  • регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);
  • воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности);
  • стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);
  • предоставление полной и качественной информации покупателям;
  • введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств);
  • зарубежная помощь и политические связи (классический пример - схема взаимодействия колония - метрополия)

3) Воздействие  правительства на родственные  и поддерживающие отрасли: 

  • политика правительства в отношении СМИ;
  • образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции);
  • региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).

4) Воздействие  правительства на стратегию, структуру  и соперничество фирм:

  • интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта)
  • воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм
  • регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.)
  • образование новых фирм
  • торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом)
  • привлечение зарубежных инвестиций
 

    b)Основные  функции зарубежного отделения клирингового банка:

    а) Обеспечение иностранной валютой:

    1. продажа иностранной валюты клиентам и покупка ее у них;
    2. предоставление ссуды в иностранной валюте;
    3. предоставление своим клиентам, путешествующим за границей, иностранных банкнот, монет и дорожных чеков.

    б) Инкассирование и перевод денежных средств. Банки могут участвовать  от имени клиентов в инкассировании платежей, поступающих изза границы, могут участвовать в платежах клиентов отдельным лицам или фирмам за рубежом. Эти услуги включают в себя:

    1. перевод платежей в иностранной валюте от имени клиентов( импортеров);
    2. зачисление платежей, поступающих изза границы на кредит счетов собственных клиентов или на кредит счетов других отделений банков (экспортеров);
    3. выполнение "документарного инкассо" от имени экспортера или иностранного покупателя за рубежом.
    4. в) Предоставление банковских услуг для международной торговли:
    5. ведение счетов клиентов (например, банковкорреспондентов). Это могут быть счета в иностранной валюте;
    6. ведение собственных счетов в банках корреспондентах за рубежом;
    7. предоставление овердрафтов или ссуд для клиентов и банков за границей в иностранной валюте;
    8. предоставление услуг по документарному аккредитиву;
    9. учет переводных векселей, подлежащих оплате за границей, или чеков;
    10. акцептирование переводных векселей, выписанных на этот банк в рамках услуг по акцептному кредиту;
    11. предоставление и финансирование экспортерам или иностранным покупателям по схеме, в соответствии с которой департамент гарантии экспортных кредитов выдает гарантии под банковскую ссуду.

    г ) предоставление информации клиентам для более эффективного проведения их международной торговли:

    1. отчеты о финансовом положении поставщиков или клиентов;
    2. помощь в поиске зарубежных дистрибьюторов (например, агентов или оптовых предприятий);
    3. общая информация об экономическом положении в конкретной стране и любых экспортных / импортных постановлениях в этой стране;
    4. предоставление названий, адресов, номеров телефонов других организаций, которые могут оказать содействие.
    5. Клиринговые банки расширили свое влияние на международную торговлю путем:
    6. открытие отделений за рубежом;
    7. приобретение доли в зарубежных банках;
    8. открытие дочерних компаний для специализации в лизинге и продает в кредит или факторинга и т.д.;
    9. обеспечение специализированных услуг посредством регистрации своих филиалов как торговых банков.
 
 
 
 
 

 

     2 Регулирование международной торговли.

    Почему  пошлины и квоты применяются  в мировой практике, если известно, что они препятствуют свободной  торговле и таким образом снижают  экономическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от свободной международной торговли, отдельные отрасли и группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых таким производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Вообще то речь идет об высокоэффективных отраслях, о чем свидетельствует их сравнительные преимущества и их способность продавать товары на мировых рынках. Короче говоря, пошлины прямо способствуют экспансии относительно неэффективных отраслей, которые не обладают сравнительными преимуществами, и косвенным образом вызывают свертывание относительно эффективных отраслей, имеющих сравнительные преимущества. Это означает, что пошлины служат причиной передислокации ресурсов в неверном направлении. Это не удивительно. Известно, что специализация и не скованная ничем мировая торговля, базирующаяся на сравнительных преимуществах, ведут к эффективному использованию мировых ресурсов и расширению реального объема мирового производства. Цель и последствие защитных пошлин сокращение мировой торговли. Отсюда помимо своих специфических последствий для потребителей, а также иностранных и местных производителей пошлины сокращают объемы реального мирового производства.  
 

Информация о работе Международная торговая политика