Международная экономическая интерация

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 02:04, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки, цели.
Процессы международной экономической интеграции (МЭИ) активизировались заметно во второй половине ХХ века в различных регионах земного шара. Международная торговля, которая получила бурное развитие в этот период, явилась исходной основой для расширения и либерализации международных экономических отношений между национальными экономиками, международной экономической интеграции.

Файлы: 1 файл

Междунар.эк..docx

— 62.06 Кб (Скачать)

 

 МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ИНТЕГРАЦИЯ

1.Международная экономическая  интеграция: сущность, предпосылки,  цели. 
 
2.Формы, направления развития, экономические преимущества, противоречия  
 
международной экономической интеграции. 
 
3.Региональные интеграционные объединения: 
 
а) эволюция интеграции в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС, 1993),  
 
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, 1960 г.); 
 
б) интеграционные процессы в Северной и Южной Америке: НАФТА, ЛАСТ,  
 
МЕРКОСУР и др.; 
 
в) интеграционные процессы в Азии: АСЕАН, АТЕС и др.; 
 
г) интеграционные процессы на постсоветском пространстве: СНГ (1991 г.) 

 

Вопрос 1. Международная  экономическая интеграция: сущность, предпосылки, цели.

 
 
Процессы международной экономической  интеграции (МЭИ) активизировались заметно  во второй половине ХХ века в различных  регионах земного шара. Международная  торговля, которая получила бурное развитие в этот период, явилась  исходной основой для расширения и либерализации международных  экономических отношений между  национальными экономиками, международной  экономической интеграции.  
 
Термин «интеграция» («объединение») означает восстановление, объединение в целое частей. А применительно к международным отношениям, означает ту или иную степень экономического объединения в целое стран мирового хозяйства. Процессы интернационализации ставят предел развитию производительных сил на уровне национальной экономики. Возникает необходимость к наднациональному экономическому регулированию. Таким образом, МЭИ может способствовать разрешению противоречия между интернационализацией хозяйственной жизни, с одной стороны, и узкими рамками национальных экономик – с другой стороны. В силу противоречивости этих процессов интеграция носит региональный характер. Международная экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. 
 
МЭИ как особый аспект интернационализации, выражает не просто процесс расширения и либерализации экономических взаимоотношений между национальными экономиками, но и их постепенное сращивание, то есть формирование единой экономики на основе международного разделения труда. Первичными факторами, которые создали достаточно серьезную базу для интенсификации хозяйственных связей между соседними странами, являются: приграничная торговля и миграция рабочей силы. Третий фактор, капитал, стал формироваться после Великих географических открытий, промышленных революций. В настоящее время интеграционные процессы базируются на непрерывно развивающейся интернационализации факторов производства (капитала, рабочей силы, технологий, знаний). Интернационализация экономически преодолевает национальные границы, способствует международной миграции торговли, услуг, рабочей силы, капиталов, технологий, экономически объединяет страны и тем самым устанавливает определенную ступень МЭИ. 
 
Усиливается сближение экономических систем государств, вырабатываются общие правила, необходимые для движения все возрастающих объемов факторов производства. Развивается международное и локальное (региональное) сотрудничество. Региональное сотрудничество первично по отношению к международному. Процессы региональной экономической интеграции закладывают базу для континентальной и глобальной интеграции. 
 
Так, глобальная миграция развивается, например в Индийско-Тихоокеанском регионе. На страны этого региона приходится около 60% всей мировой торговли, более 57% ВВП. Ведутся переговоры относительно проекта «Двух Америк». 
 
Традиционная континентальная, региональная интеграция развивается в рамках Европейского союза, в странах Северной Америки, Латинской Америки, Азии, Африки. 
 
Мощные проводники интеграции в настоящее время - ТНК. Транснациональный капитал и современная информационная революция в громадной степени усиливают действие переплетающихся факторов хозяйственной жизни во всем мире. 
 
Если в 1960-1970х ученые считали, что интегрирующиеся страны должны находиться на примерно одинаковом уровне развития, то в настоящее в интеграционные союзы вовлекаются страны, находящиеся на более низком уровне развития. Например, Канада и США приняли в НАФТА Мексику; ЕС - страны Восточной Европы. 
 
МЭИ, на наш взгляд, не может осуществляться в настоящее время без государственного и наднационального регулирования. Институциональные формы МЭИ как процесса сращивания национально-обособленных экономик наиболее успешно представлены в практике Европейского Союза.  

Предпосылки МЭИ.

 
МЭИ является формой развития интернационализации  и общей ее предпосылкой является углубление МРТ. 
 
Усилению интеграционных процессов могут способствовать 

  •  
    географическая близость общие географические границы,
  •  
    сопоставимые уровни экономического развития и зрелости рыночных отношений. Интеграция развивается более успешно тогда, когда экономика стран находится на подъеме. История показала, что страны, находящиеся в кризисной ситуации, крайне тяжело интегрируются друг с другом. Государственная политика в этот период носит антикризисную направленность. Внутреннее законодательство отдает предпочтение национальным интересам, вводятся ограничения на вывоз капитала. А, как известно, для интеграции необходима свобода перемещения рабочей силы, капитала, товаров и услуг между государствами.
  •  
    общие экономические, политические и другие проблемы развития. Например, страны аграрно-сырьевого профиля, производящие не взаимодополняющие, а больше – конкурирующие товары, слабо заинтересованы в развитии взаимного обмена и ищут связи с более развитыми зарубежными партнерами.
  •  
    этническая, религиозная идентичность народов интегрирующихся национальных государств. 
  •  
    политическая воля руководства интегрирующихся стран. Так, толчком для создания всех крупных на настоящее время интеграционных группировок - Евросоюза, НАФТА, МЕРКОСУР - стали инициативы политических руководителей заинтересованных стран. Наоборот, противоречия политических интересов усиливает дезинтеграционные процессы на территории СНГ.
  •  
    «демонстрационный» эффект. Он означает следующее: в странах, создающих интеграционные объединения, как правило, наблюдаются положительные сдвиги в экономике. Так, в результате сращивания экономик углубляются процессы специализации, сокращаются трансакционные издержки и ускоряются темпы взаимной торговли. Усиливающаяся конкуренция между производителями разных стран, стимулирует рост качества товаров и создание новых технологий, обусловливает сокращение относительно неэффективных производств, обычно ведет к притоку иностранных инвестиций на интегрирующееся экономическое пространство. «Демонстрационный» эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок. 
  •  
    «эффект домино». Он означает стремление стран, не вошедших в интеграционную группировку, не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов.

 
 
 

Цели МЭИ:

  •  
    прежде всего, это использование экономики масштаба с целью привлечения прямых иностранных инвестиций, которые с большей охотой приходят на рынки больших размеров,
  •  
    создание благоприятной внешнеполитической среды: для стран, расположенных географически близко друг от друга, имеющих схожие проблемы в области развития. Наличие между соседями добрых отношений, подкрепленных взаимными обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом;
  •  
    решение задач торговой политики: региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых сильно разнятся;
  •  
    содействие структурной перестройке экономики: подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих коренные экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем экономического развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок;
  •  
    поддержка отраслей национальной промышленности: интеграционное объединение нередко рассматривается как способ поддержать национальных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок.

 

 Вопрос 2. Формы, направления  развития, экономические преимущества и противоречия международной экономической  интеграции. 
 
Интеграционные объединения принято различать по глубине происходящих в них процессов. Самой простой, прединтеграционной формой регионального сотрудничества, может быть зона преференциальной торговли. Суть ее в том, что страны - участницы предоставляют друг другу льготы во взаимной торговле. Эта форма как, переходный этап, просуществовала во многих интеграционных группировках. 
 
Первичной формой интеграции является зона свободной торговли. В ней поддерживается свободный от таможенных пошлин и количественных ограничений режим международной торговли товарами и услугами. Соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) обычно основаны на принципе взаимного моратория на уровни таможенных пошлин. Это означает фактическую невозможность в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры. Однако при этом страны-участницы сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней политики. Каждая страна-участница имеет свой собственный внешнеторговый тариф в отношении стран, не входящих в данную зону. Концепция ЗСТ была положена в основу создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), Латиноамериканской зоны свободной торговли (ЛАСТ), и некоторых других группировок развивающихся стран. 

Более совершенная форма  МЭИ - таможенный союз (ТС). Он предполагает наряду с функционированием ЗСТ установление единого внешнеторгового тарифа странами-участницами и проведение общей внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В отличие от ЗСТ таможенный союз имеет более надежную защиту внутренних товаропроизводителей. Он блокирует свои внешние границы таможенным барьером, то время как третьи страны в ЗСТ могут эффективно использовать различия в уровнях таможенных тарифов и ввозить товары в это экономическое пространство через территорию страны-участницы, установившей более низкий таможенный тариф. Однако в обоих случаях межгосударственные соглашения регулируют лишь сферу обмена и обеспечивают странам-участницам одинаковые условия в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. Функционирование ТС не предусматривает унификацию таможенной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В ТС вне сферы общей тарифной политики остаются такие крупные направления, как отрасли оборонной промышленности, отдельные секторы энергетики и т.д. 
 
Следующая форма интеграции – Общий рынок (ОР), функционирует на основе ТС, но существенно дополняется согласованной отраслевой политикой. Для регулирования деятельности в рамках ОР создаются специальные наднациональные, межгосударственные институты, различного рода финансовые структуры и фонды, призванные координировать экономическую политику стран - участниц. 
 
Единый внутренний рынок (ЕВР) обеспечивает не только свободное передвижение товаров, но также и свободное передвижение услуг, капитала и рабочей силы. ЕВР предполагает более совершенную деятельность наднациональных органов контроля и управления. Они гармонизируют весь сектор как экономической, так и социальной политики с учетом унификации национальных законодательств государств-участников.  
 
Экономический и валютный союз (ЭВС) предполагает совокупность параллельных мероприятий, целью которых является создание единого экономического, валютно-финансового, информационного пространства. С одной стороны, ЭВС предполагает тесную координацию экономической политики стран-участниц на основе рекомендаций и контроля со стороны национальных органов при строгом соблюдении установленных в рамках межгосударственных договоров, количественных показателей состояния экономики стран-участниц в целях сближения уровней экономического и социального развития (экономическая конвергенция). С другой стороны, ЭВС подразумевает установление твердо фиксированного курса валют стран-участниц, переход к единой валютной политике и создание независимой системы центральных банков во главе с банком, наделенным исключительным правом эмиссии унифицированной денежной единицы. Тем не менее, в условиях ЭВС национальное государство сохраняет в своих руках ряд экономических рычагов, в частности, такую важную экономическую функцию как перераспределение значительной части национального дохода через государственный бюджет. Это является одной из форм экономического обособления отдельных стран внутри союза. И это вызывает противоречия между ними. 
 
Завершающая форма интеграции - политическая интеграция государств или политический союз (ПС). Фактически речь идет об образовании единого государства или, точнее, конфедерации государств. Результатом такого строительства станет переход к общей внешней политике и общей политике безопасности, введение единого гражданства и прав граждан избирать и быть избранными, как в национальные, так и в наднациональные органы власти, независимо от места их пребывания на территории политического союза. Реализуется также сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, существенно расширяется деятельность в сфере культуры, образования и защиты прав и интересов всех граждан. 
 
Необходимо подчеркнуть, что эти политико-правовые формы являются средствами достижения интеграции, а не тождественны самой интеграции. Если в рамках организационной формы интеграции сформировалась реальная почва интенсивного хозяйственного взаимодействия стран, то интеграция получает в форме официального статуса дополнительный стимул. В обратном случае – интеграция остается формой, лишенной реального экономического содержания. 

Вопрос 3. Региональные интеграционные объединения.

В середине 90-х годов в  мире действовало 85 региональных торговых и экономических соглашений. Это  количество значительно превышало  число реально функционирующих  интеграционных объединений. По данным Всемирного банка сегодня в мире насчитывается около 20 реально функционирующих  интеграционных объединений. Они различаются  по глубине и характеру выбранной  интеграционной стратегии, институциональному устройству, по сферам и масштабам  их деятельности, по количеству стран-участниц. 
а) эволюция интеграции в Западной Европе. Европейский союз (ЕС, 1993). Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, 1960). 
 
Наиболее развитое в настоящее время интеграционное объединение - Европейский союз. Он существует сейчас в форме экономического и валютного союза. На 1 января 2007 года в него входит 27 стран. Решается вопрос о дальнейшем расширении ЕС. 
 Становление объединенной Европы. 
Экономические предпосылки. 
 
Раздробленная после Второй мировой войны экономика Западной Европы находилась в глубокой депрессии и могла быть превращена в придаток американской корпоративной индустрии. Сталелитейная промышленность в этих условиях рассматривалась как основа возрождения западноевропейской экономики. Нужна была новая экономическая концепция развития Европы, которая оказалась бы способной повернуть весь ее хозяйственный механизм в сторону объединения. 
 
Фактическим началом европейской экономической интеграции может считаться Декларация министра иностранных дел Р. Шумана от 9 мая 1950г. Франция предлагала побежденной Германии сотрудничество на равноправной основе в межгосударственном объединении. Речь шла о совместном управлении угольной и сталелитейной промышленностью обеих стран повышение уровня жизни, увеличение занятости и расширения путей для полноценного экономического сотрудничества. 
 
20 июня 1950г. в Париже начинает работать межправительственная комиссия. Помимо Франции и ФРГ в ее работе участвуют Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия - будущие шесть стран ЕЭС (Общего рынка) - «шестерка», как называли это объединение в течение 20 лет. 
 
Результатом работы межправительственной комиссии стало подписание Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет. 
 
25 марта 1957г. в Риме уполномоченными представителями шести европейских стран (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (Римский договор) на базе уже существующих договоров и созданных ранее наднациональных институтов. Был создан Евратом на принципах управления ЕОУС. Обе эти структуры выступили как бы первым этажом Европейского экономического сообщества.  

Информация о работе Международная экономическая интерация