Международная экюинтеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:23, доклад

Краткое описание

Функционализм - «…классическая теория региональной интеграции, согласно которой необходимость технократического управления экономической и социальной политикой приводит к формированию интернациональных агентств». В свою очередь, эти агентства обеспечивают экономическое процветание, приобретая легитимность и преодолевая идеологические противоречия. В долгосрочной перспективе они эволюционируют в международные правительства.

Файлы: 1 файл

теорет концепции.docx

— 23.18 Кб (Скачать)

Теоретические концепции интеграции (функционализм  и неофункционализм, либеральный институционализм). 

Функционализм - «…классическая теория региональной интеграции, согласно которой необходимость технократического  управления экономической и социальной политикой приводит к формированию интернациональных агентств». В  свою очередь, эти агентства обеспечивают экономическое процветание, приобретая легитимность и преодолевая идеологические противоречия. В долгосрочной перспективе  они эволюционируют в международные  правительства. 

Функциональный подход к мировой политике - и политике европейской интеграции - сосредоточен на человеческих нуждах и всеобщем благосостоянии, а на пути к достижению этих целей можно поступиться  и со статусом государства-нации  и с любой идеологией. Функционалисты выражают своё сомнение по поводу того, что государство-нация вообще способно обеспечить благосостояние человека. Удовлетворение некоторых потребностей носит трансграничный характер, поэтому  образование надгосударственных структур с вверенными им функциями неизбежно. 

Не́офункционализм - одна из теорий европейской интеграции, созданная после 2МВ. 

Разработанный группой  американских исследователей во главе  с Э.Хаасом, к 1960-м годам функционализм  стал ведущей теорией европейской  интеграции. Сильной стороной неофункционализма  стало стремление к управляемой  интеграции на региональном уровне. А  наиболее существенным отличием от классического  функционализма было то, что на первый план выдвигалась политика, стремление к политическому сотрудничеству, но через сотрудничество экономическое. Таким образом, освободившись от ряда недоработок функционалистов, обновленная теория вносила чёткость в интеграционный процесс.Термин был  введён в обращение Джеффри Александером в 1985 году. 

Неолиберализм (либеральный  институционализм)-теоретический подход в международных исследованиях, исходящий из того, что поведение  государств невозможно объяснять исключительно  их национальными интересами; значит, следует включать в анализ сотрудничество государств в рамках международных  институтов (организаций, традиций, правил, договоров), способных гармонизировать  анархическую среду МО и определяющим образом влиять на поведение самих  государств. Отвергает положение  реализма об автономии политики и  экономики, уделяя особое внимание роли хозяйственных взаимодействий как  фактора сотрудничества в международных  отношениях. Неолиберализм возник в 1980-е годы в ходе адаптации классического  либерализма к новым условиям. 
 

1.1 Теоретические концепции  и объективные  предпосылки международной  экономической интеграции 

     Классики  экономической теории (Смит, Рикардо) были сторонниками свободной торговли (фритредерства). В их подходе к  внешней торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации  производства и обмена товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и существуют разные направления.

     Эти направления отличаются, прежде всего, разными оценками интеграционного  механизма. Так, сторонники раннего  неолиберализма представляли полную интеграцию как единое рыночное пространство в  масштабе нескольких стран, где действуют  стихийные рыночные силы независимо от политики государств и национальных и международных законодательных  актов. Представители позднего неолиберализма большое внимание уделяли эволюции интеграции, базирующейся на развитии экономических и политических процессов  в разных странах.

     Сторонники  корпорационализма считали, что  интегрирование международной экономики  способны обеспечить не рыночный механизм и государственное регулирование, а международные корпорации, функционирование которых способствует рациональному  и сбалансированному развитию мирохозяйственных  связей.

     Представителями структурализма экономическая интеграция рассматривалась как процесс  структурных преобразований в экономике  стран с центрами развития интеграции — крупными фирмами и целыми отраслями  промышленности. Результатом этих преобразований, по их мнению, становится качественно  новое интегрированное пространство с более совершенным хозяйственным  механизмом.

     Неокейнсианцы считали, что для использования  многообразных выгод широкого международного экономического взаимодействия с сохранением  в то же время максимальной для  каждой страны степени свободы необходимо согласование внутренней и внешней  политики интегрирующихся сторон с  целью достижения оптимального сочетания  двух возможных вариантов развития экономической интеграции: а) объединение  государств с последующей утратой  ими суверенитета и взаимным согласованием  экономической политики; б) интеграция с максимальным сохранением национальной автономии.

     Теоретики дирижизма, отрицая решающую роль в  интеграционных процессах рыночного  механизма, полагали, что функционирование международных интегрированных  структур возможно на основе разработки их участниками общей экономической  политики и согласованного социального  законодательства с целью создания оптимальной структуры международного хозяйства, устраняющей искусственные  преграды и сознательно вводящей желательные элементы координации  и унификации.

     Осмысливая  многообразие концепций экономической  сущности международной интеграции, следует иметь в виду, что важным импульсом к практическому ее осуществлению с середины XX в. было стремление к укреплению связей на уровне компаний государств Западной Европы, оформленное в дальнейшем соглашениями, направленными на объединение  западноевропейских государств в противовес обострившемуся в то время противостоянию двух мировых держав — СССР и  США.

     Результатом международного разделения труда, развития внешней торговли и международных  экономических отношений в целом  является усиление взаимосвязи и  взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное развитие невозможно без внешнего фактора. Это не требует  каких-либо доказательств. Данное явление  принято называть интернационализацией хозяйственной жизни: национальная экономика достаточно устойчивая, все  больше работает на внешний мир и, в свою очередь, зависит от международных  экономических отношений.

     В своем развитии интернационализация  хозяйственной жизни прошла ряд  этапов. Первоначально она затрагивала  сферу обращения и была связана  с возникновением международной  торговли, превращением ее в мировую. Это период конца XVIII — начала XX в., совпавший с развитием капитализма.

     В конце XIX в. набирает силу международное  движение капиталов, выходящее в  настоящее время на первое место  в системе международных экономических  отношений. Оно оказывает интенсифицирующее  воздействие на мировую торговлю товарами и услугами — это важная и реальная предпосылка перемещения  центра тяжести международных экономических  отношений в сферу производства и научно-исследовательской деятельности, а последнее знаменует переход  к качественно новому этапу мирохозяйственных  отношений, т.е. международной экономической  интеграции.

     Международная экономическая интеграция означает взаимоприспособление национальных экономик, внедрение их в единый воспроизводственный  процесс. Это предполагает известную  территориальную, экономическую, структурную, технологическую близость стран—участниц международной интеграции и объясняет  ее региональный характер. Хронологически интеграционный тип международной  экономической интеграции начал  складываться после Второй мировой  войны.

     Если  первая половина XX в. стала эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине XX в. начался обратный процесс. Эта новая тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит, прежде всего, экономический характер. Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации.

     Международное разделение труда – это такая  система организации международного производства, при которой страны, вместо того чтобы самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми товарами, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие  посредством торговли1.

     Простейшим  примером может быть торговля автомобилями между Японией и США: японцы специализируются на производстве экономичных малолитражек для небогатых людей, американцы – на выпуске престижных дорогих  автомашин для зажиточных. В результате и японцы и американцы выигрывают в сравнении с ситуацией, когда  каждая страна производит автомобили всех разновидностей.

     Международная производственная кооперация2, вторая предпосылка развития интеграционных блоков, представляет собой такую форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой). Так, многие комплектующие детали для американских и японских автомобилей производят в других странах, а на головных предприятиях осуществляется только сборка. По мере развития международной кооперации формируются транснациональные корпорации, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок.

     Результатом международного разделения труда и  международной производственной кооперации является развитие международного обобществления производства – интернационализация  производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных  условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным, иначе высокая  цена отпугнет покупателя. Поскольку  внутренние рынки большинства стран (даже таких гигантов как США) не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное  производство (автомобиле- и самолетостроение, производство ЭВМ, видеомагнитофонов…) становится выгодным лишь при работе не только на внутренний, но и на внешние  рынки.

     Интернационализация производства идет одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются  специальные наднациональные экономические  организации, регулирующие мировую  экономику и перехватывающие  часть экономического суверенитета у национальных государств.

     Интернационализация производства может развиваться  по-разному. Простейшая ситуация –  это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические  связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает  свой особый набор отраслей, чтобы  продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех  отраслей, которые лучше развиты  в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские  промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается  несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта  тенденция доминирует сейчас в мировом  хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается  разрыв между развитыми и развивающимися странами. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию  в мировом масштабе, являются Всемирная  торговая организация (ВТО) и международные  финансовые организации как, например, Международный валютный фонд (МВФ).

     Более высокая ступень интернационализации  предполагает выравнивание экономических  параметров стран-участниц. В международном  масштабе этот процесс стремятся  направлять экономические организации (например, ЮНКТАД) при Организации  Объединенных Наций. Однако результаты их деятельности до сих пор выглядят довольно малозначительными. С гораздо  более ощутимым эффектом подобная интернационализация  развивается не на мировом, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран.

     Помимо  чисто экономических причин у  региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических  отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит  возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. Например, участие Германии и Франции в  ЕС ликвидировало их политическое противостояние, длившееся со времен Тридцатилетней войны, и позволило им выступать "единым фронтом" против общих  соперников. Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического  и геополитического соперничества.

Информация о работе Международная экюинтеграция