Методы антимонопольной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:54, доклад

Краткое описание

Ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и
применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают
антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность
и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления,
которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 27.51 Кб (Скачать)

и распространяет в  России под своей торговой маркой. При этом в рекламе она

не сообщает о  его побочных эффектах и противопоказаниях, что вводит в

заблуждение потребителей, создает угрозу их здоровью и наносит  ущерб

финансовым интересам  компании "Мерк". Компании "КРКА" было предписано

прекратить нарушение  антимонопольного законодательства.

     Запреты  на действия органов власти  и управления, которые могут

неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений

предполагает устранение прямого вмешательства государственных  органов власти в

деятельность предприятий. Законом запрещено принимать  нормативные акты и

совершать действия, которые ограничивают самостоятельность  предприятий, создают

дискриминирующие  или благоприятные условия для  одних в ущерб другим и тем  самым

ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или  граждан.

Однако власти субъектов  Федерации и органы местного самоуправления допускают

многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют  льготы,

ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу

или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых  договоров,

произвольно устанавливают  размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу

на рынок товаров  и услуг "иногородних" предприятий  и т.п.

Например, Ассоциация пользователей услуг транспорта обратилась в ГАК с

заявлением о нарушении  закона "О конкуренции" со стороны  МПС, которое обязало

собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку  МПС, приобретать новые

узлы для ремонта  вагонов за счет собственных средств, несмотря на единые

правила планового  ремонта подвижного состава для  всех предприятий и

организаций независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности. Это

решение МПС, создавшее  дискриминирующие условия для предприятий, имевших

собственный вагонный парк, было отменено.

Подобные действия органов власти имеют экономическую  подоплеку, желание угодить

"своим" предприятиям  или тем, кто обещает финансовую  поддержку на выборах.

Между тем законодательство запрещает должностным лицам  государственной власти и

управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью,

иметь в собственности  предприятия; во-вторых, самостоятельно или через

представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев,

долей) на общих собраниях  акционеров; в-третьих, совмещать функции

органов исполнительной власти и местного самоуправления с  функциями

хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями  и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается  создавать министерства, госкомитеты  и т.п. для

монополизации производства или реализации товаров, а также  наделять уже

существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому

решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания,

реорганизации и  ликвидации предприятий или предоставления льгот должны

согласовываться с  антимонопольным ведомством.

3. Антимонопольная политика в среднесрочной перспективе будет реализовываться по следующим основным направлениям: 

1. Совершенствование  правовой базы, форм и методов  антимонопольного контроля и  регулирования в целях предупреждения  и пресечения злоупотреблений  рыночной властью, сговоров, соглашений  и согласованных действий, имеющих  результатом ограничение конкуренции  и (или) ущемление интересов  хозяйствующих субъектов или  граждан, недобросовестной конкуренции. 

2. Демонополизация  экономики и создание условий  для развития конкуренции на  монополизированных товарных рынках  с высокой степенью концентрации  поставок, устранение барьеров для  развития конкуренции и входа  на рынки других хозяйствующих  субъектов. 

3. Противодействие  созданию новых монополистических  структур в результате перераспределения  собственности, реализации корпоративной  инвестиционной политики и интеграционных  процессов, в том числе при  формировании ФПГ. 

4. Распространение  антимонопольных требований на  рынки финансовых, в том числе  банковских и страховых, услуг. 

5. Согласование целей,  задач и мер по демонополизации  и развитию конкуренции на  товарных рынках, гармонизации антимонопольного  законодательства в рамках единого  экономического пространства СНГ,  адаптации конкурентной политики  в целях вхождения России в  мировое экономическое сообщество. 

 Разработчикам  российского антимонопольного законодательства  предстоит ещё большая работа, при этом было бы целесообразно  учитывать опыт зарубежных стран,  не забывая при этом специфики  российского рынка. 

 Для демонополизации  экономики и развития конкуренции  специалисты предлагают: 

. наладить антимонопольный  контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей); 

. ввести жесткие  меры против действий региональных  властей, препятствующих свободе  перемещения товаров и капитала  по всей России; 

. совершенствовать  правовое регулирование использования  государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; 

. согласовать антимонопольное  законодательство стран СНГ, адаптировать  их конкурентную политику к  международным принципам и правилам. 

 Заключение 

 Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают  сегодня пристальное внимание  не только специалистов, но и  широких слоев населения. 

 Антимонопольное  регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики  государства во всех странах  с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование  - это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на  основании и в пределах, допускаемых  действующим законодательством,  по установлению и реализации  правил ведения экономической  деятельности на товарных рынках  с целью защиты добросовестной  конкуренции и обеспечения эффективности  рыночных отношений. 

 Следует отметить, что основной отрицательной стороной  монополизации экономики является  избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается  в способности воздействовать  на цену товара. Задача антимонопольной  политики состоит в том, чтобы  помешать фирмам заполучить неограниченную  рыночную власть, расширить возможности  конкуренции и перевести ее  в неценовую. 

 Подводя итог  сказанному, можно утверждать, что  антимонопольное законодательство  является важнейшей составляющей  современной экономики.

 Сфера его функционирования  затрагивает интересы не только  производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность  реализовать свой товар на  рынке в условиях конкурентной  борьбы, а другим - оптимальные цены  на товары и услуги. 

 Опыт западных  стран в антимонопольном законодательстве  велик и разнообразен. Возникновение  подобного законодательства обусловлено  историческими причинами. В силу  особенностей развития экономики  различных стран сложились разные  системы антимонопольного регулирования.  Несмотря на разность подходов  к антимонопольному регулированию  в различных странах запада. Особенно  развитым в этом отношении  принято считать антимонопольную  практику США, поскольку её  юридический (законодательный) аспект, как и другие области права  в США основывается на прецедентной  системе. 

 Специфика российских  монополий сказалась и на особенностях  законодательного регулирования  их деятельности. В капиталистических  странах монополии появились,  когда уже существовали рыночные  отношения, и государство, чтобы  воспрепятствовать удушению конкуренции,  стало вводить ограничивающие  нормы. Российское законодательство  о конкуренции разрабатывалось  при сильных монополиях и лишь  формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей  части неприменим в российских  условиях. 

 Безусловно, демонополизация  производства, основанного на государственной  собственности, - это долгий и  сложный процесс. Отчасти преодоление  монополизма может осуществляться  путем разукрупнения предприятий,  механического раздела их на  части. Для строительства же  новых предприятий-дублеров потребовалось  бы слишком много средств, которыми  наша страна в настоящее время  не располагает. Можно предположить, что преодоление монополизма  пойдет за счет диверсификации  производства на действующих  предприятиях, которым под силу  использовать свободные мощности

(или расширять  действующие) для выпуска дефицитных товаров. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др. Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности. 

 В России на  данном этапе проблема монополизации  перестает быть чисто экономической,  и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики,  прежде всего, не должно быть  политической принадлежности.

 И только тогда  государство в полном объеме  сможет заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным  и самоорганизующимся рынком.

Информация о работе Методы антимонопольной политики