Место и роль России в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:28, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение роли и места России в мировой экономике. Для этого мы рассмотрим такие вопросы как:
- Конкурентные позиции России в мировой экономике
- Россия на международном рынке товаров и услуг
- Россия в международном движении капитала
- Прогноз экономического развития России
- Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ РОССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. 4
2. РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ. 7
3. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛА. 10
4. ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ. 13
5. ПРОГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 22

Файлы: 1 файл

Мировая экономика к.р.....doc

— 121.00 Кб (Скачать)

На мировом  рынке высоких технологий Россия сохраняет конкурентоспособность  по целому ряду направлений. Прежде всего, это относится к производству и услугам в ракетно-космической  промышленности и наукоемким отраслям оборонно-промышленного комплекса, включая участие в международных космических программах и экспорте вооружений. В России имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции в таких отраслях, как оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов.

Российская  торговля технологиями с зарубежными  странами имеет тенденцию к некоторому росту, но в целом остается скромной.

3. Россия в международном движении капитала.

Россия, вступив в зону экономического роста, стала укреплять свои позиции на мировом рынке капитала. Она стала объектом расширяющихся притоков иностранных инвестиций. И в то же время стала сама проникать на зарубежные рынки, размещая там свои активы. На конец 2005 г. объем российских инвестиций, накопленных за рубежом, составил 7,3 млрд. долл. Основные страны - реципиенты российского капитала - это США, Австрия, Кипр, Великобритания, Багамские острова, Украина.

Весь  экспорт российского капитала можно  разделить на три составляющие:

- вывоз  капитала за рубеж с целью  укрепления торговых позиций  российских компаний за рубежом.  В этом случае государство  должно лояльно относиться к  вывозу капитала, так как он  улучшает торговые позиции страны  и позволяет в будущем получать  экспортную выручку и доходы от вложения капитала за рубежом;

- незаконный  вывоз теневого капитала (например, нажитого преступным путем). При  вывозе подобного капитала ущемляются  интересы государства, которое  является гарантом соблюдения  законности в стране. Криминальный капитал рассчитывает спрятаться подальше от страны происхождения, законы которой он нарушил. Масштабы миграции теневого капитала не зависят от инвестиционного климата в стране, поскольку не имеют возможности инвестироваться внутри страны;

- вывоз  законно полученных доходов, утекающих за границу из-за неверия в перспективы стабильной и эффективной работы в российских условиях, из-за угрозы насильственного захвата бизнеса или больших коммерческих рисков.

Две последние  составляющие вывоза капитала относят  к «бегству капитала» - крайне нежелательному явлению для любой страны. Бегство капитала лишает страну инвестиций, ведет к удорожанию кредитных ресурсов банков и, следовательно, к замедлению темпов роста экономики. Вместе с тем вывести капитал не всегда означает эффективно его использовать. Закрепиться на насыщенных зарубежных рынках и прибыльно вести свой бизнес за рубежом удается далеко не всегда. Поэтому беглый российский капитал, имеющий криминальное происхождение, частично возвращается назад, но уже под флагами Кипра, Багамских островов и т. д. От истинных иностранных инвестиций его отличает то, что он не привозит с собой новых технологий и передового менеджмента, а лишь инвестирует «отмытый» капитал в привычную для себя среду.

Бороться  с «бегством капитала» государству крайне сложно. Меры борьбы в основном концентрируются на ужесточении контроля за соблюдением действующего законодательства: валютного, таможенного и налогового контроля. Это позволяет снизить масштабы бегства криминального капитала. Что же касается бегства легального капитала, то единственным способом остановки этого процесса является создание благоприятного инвестиционного климата в своей стране. Это предполагает проведение комплексной долгосрочной политики, направленной на защиту прав собственности, увеличение инвестиционного потенциала экономики России и сокращение инвестиционных рисков.

Как страна - импортер капитала Россия может рассматриваться как крупный заемщик. Так, в 90-е гг. в Россию было привлечено кредитов на сумму несколько десятков миллиардов долларов. В 2000 г. внешний государственный долг России составлял 158 млрд. долл. (90% ВВП). Однако в последние годы экономический рост в России позволил сократить внешнюю задолженность. В 2002 г. она уже составляла 122 млрд. (35% ВВП), а на начало 2006 г. - 81,5 млрд. долл. (10,6% ВВП). Возрастающие валютные резервы позволяют России досрочно погашать государственный внешний долг.

Большую часть иностранных инвестиций в  России занимают коммерческие кредиты. Это связано с тем, что ставка процента за кредит в промышленно  развитых странах в несколько  раз ниже, чем в России. Поэтому  российские компании при осуществлении  крупных инвестиционных проектов часто стремятся не получать банковский кредит в России, а занять деньги у иностранных компаний (в 2004 г. доля «прочих инвестиций» составила 75,9% всего объема иностранных инвестиций в Россию (см. табл. 10.2)).

Основные  страны - инвесторы России в 2005 г. - это Люксембург, Кипр, Нидерланды, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходится 82,6% общего объема накопленных иностранных инвестиций.

Присутствие иностранного предпринимательского капитала в России невелико. Узость российского фондового рынка и большие риски вложений делают его непривлекательным для иностранных инвесторов (так, в 2004 г. доля портфельных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций составляла всего лишь 0,8%).

Значительным  потенциалом роста обладают прямые иностранные инвестиции в экономике России. Пока их приток в Россию невелик (9420 млн. долл. в 2004 г.), однако большой объем внутреннего рынка России, богатые природные ресурсы, наличие относительно дешевой и одновременно квалифицированной рабочей силы, значительный научно-технический потенциал позволяют надеяться на активизацию прямых иностранных инвестиций в России.

       

4. Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию.

Вступление  России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в условиях нарастания глобализационных процессов становится центральной проблемой экономической политики государства. Ее активное обсуждение в прессе и в научной литературе показывает диаметральную противоположность взглядов: одни считают, что Россия, вступив в ВТО, подвергнет себя еще одному раунду шокотерапии, другие настаивают на скорейшем вступлении в эту организацию для защиты российских экспортеров на иностранных рынках.

С правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируются более 90% всей мировой торговли товарами и услугами. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника (в настоящее время это 149 стран) автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. Таким образом, данная организация значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие международных экономических связей.

Не являясь членом ВТО, Россия соответственно не участвует в выработке правил международной торговли и вынуждена играть по чужим правилам, регулярно подвергаясь дискриминации на внешнем рынке. Поэтому одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики становится вступление России в ВТО.

Для нашей  страны чрезвычайно важно стать  членом ВТО, поскольку в этом случае она получит возможность равноправного участия во внешнеторговых отношениях. Заявку на вступление в ГАТТ Россия направила еще в июне 1993 г. В конце февраля 1994 г. Правительство РФ передало в Секретариат ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России, что открыло активную фазу переговоров о присоединении ее к ГАТТ. Однако в связи с превращением ГАТТ в ВТО в январе 1995 г. России пришлось обновить свою заявку - теперь уже на вступление в ВТО.

Главная задача России в процессе вступления в ВТО - выработка таких условий  присоединения, которые при разумном учете запросов партнеров по переговорам исключали бы любое ущемление прав Российской Федерации в сфере международной торговли и обеспечивали реальное улучшение доступа на мировые рынки российских товаров и услуг. Участие России в ВТО должно быть направлено на создание более благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности российских компаний. Это помогло бы увеличить доходы России от внешней торговли и снизило бы зависимость от иностранной помощи.

Как только Россия станет членом ВТО, ей придется соблюдать все правовые обязательства, предусмотренные данной организацией. ВТО не исключает полностью права стран на защиту своей промышленности. нормативных актов, определяющих ее внешнеторговый режим, с мировой практикой.

Для того чтобы стать членом ВТО, России необходимо совершенствовать многие нормативные акты, приближая их к мировой практике и правовым положениям ВТО, а также перестроить систему внешнеторгового регулирования в направлении ее либерализации (сокращение импортных тарифных ставок, отмена одних мер нетарифного регулирования и ограничение применения других, отказ от предпочтения во внешней торговле одной страны в ущерб другой и т. п.). Став участницей ВТО, Россия уже не сможет повышать таможенные тарифы на импорт по своему усмотрению, ибо ее тарифные ставки будут изменяться в соответствии с результатами многосторонних переговоров. Ей придется обосновывать любые ограничения на импорт той или иной продукции.

Сейчас  положение таково, что как вступление в ВТО, так и отсрочка этого  влекут за собой множество отрицательных  последствий. Одна из причин этого - отсутствие в России концепции внешнеэкономической политики и как результат - непоследовательность, несогласованность практических мер экономической политики государства. Поэтому необходимы в переговорном процессе определение и учет реальных плюсов и минусов скорого вступления в ВТО.

Вероятно, что в случае выдвижения некоторыми членами ВТО условий, наносящих ущерб экономике страны и перекрывающих возможные выгоды от участия в ней, все же не следует торопиться со вступлением в данную организацию.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Прогноз экономического развития России. 

Для оценки места Росси в мировой экономике  в будующем немаловажным является прогноз  экономического развития нашей страны. В перспективе до 2015 года можно ожидать достаточно нормального и качественно улучшенного роста ВВП и промышленного производства. При этом среднегодовой темп роста ВВП до 2015-го составит, скорее всего, порядка 5 %, промышленного производства – несколько меньше (4 %). Некоторое отставание темпа роста промышленности от темпов роста ВВП характерно для стран, находящихся на постиндустриальной стадии развития экономики. Есть основания полагать, что в экономике России уже начался процесс перехода к постиндустриальной стадии.  
Помимо роста капиталовложений, который сейчас опережает рост ВВП, со временем должны заработать такие факторы, как ускорение научно-технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская инициатива, форсированный экспорт готовых изделий, прежде всего продукции машиностроения. В своей программе экономического развития до 2008-го года правительство уже намечало среднегодовой темп роста ВВП на уровне почти 6 %.  
Данный сценарий может быть реализован, если до 2015 года удастся избежать катастроф, подобных дефолту августа 1998-го, если в стране продолжатся рыночные экономические реформы, если будет осуществляться и впредь модернизация ее экономики и производственного аппарата. В противном случае темпы экономического роста неизбежно снизятся или же примут еще более некачественный, мобилизационный характер, и тогда вопрос о месте России в мировой экономике приобретет совсем иной смысл и перейдет в иную плоскость.  
Существует два варианта возможной государственной экономической политики на перспективу до 2015 года. Во-первых, частичный возврат к авторитарным методам прямого государственного воздействия на развитие экономики с использованием рыночных механизмов, экономических рычагов и стимулов на базе уже созданных элементов рыночной инфраструктуры. Во-вторых, более решительное и настойчивое продолжение ранее начатых рыночных реформ с признанием допущенных ошибок, их исправлением и корректировкой рыночного курса, дальнейшим сотрудничеством с передовыми странами Запада, упором на ценности правового государства и гражданского общества.  
Второй, наиболее предпочтительный вариант связан с необходимостью обеспечить современную законодательную базу и поместить экономический рост в рамки правового государства и гражданского общества. Важно подрезать крылья бюрократам-чиновникам, вмешивающимся в естественный процесс конкурентной хозяйственной деятельности в корыстных интересах, и осуществить давно назревшую административную реформу в целях оздоровления всего общества. Не менее существенно сохранить приверженность демократии и нормальному взаимодействию рыночных и демократических институтов и в основу экономического развития страны положить конкурентоспособность и широкий поток инноваций.  
Данный прогноз позволяет предположить, как наша экономика будет выглядеть относительно экономик других стран. Так, в США долгосрочные, или «исторические», среднегодовые показатели темпов роста ВВП равняются примерно 2,7 %. Однако в 1990-е экономика Соединенных Штатов демонстрировала более высокие темпы, составлявшие порядка 4 % в среднем в год (вторая половина этого десятилетия), хотя в 2001–2003 годах эти темпы заметно снизились. Можно предположить, что на перспективу до 2015-го среднегодовой прирост ВВП США будет равен не менее 2,8 %. Поскольку темпы роста американской промышленности обычно составляют чуть более 70 % темпов роста ВВП, для промышленности США можно принять на перспективу среднегодовой прирост в размере 2 %.  
В Германии долгосрочный ретроспективный среднегодовой прирост ВВП был не ниже, а выше, чем в Соединенных Штатах. Однако начиная с 1970-х годов она стала отставать от США по темпам развития своей экономики. Последнее четко проявилось в 1990-е и особенно в самые последние годы, когда германская экономика под влиянием ряда внутренних факторов оказалась чуть ли не самой больной среди стран – членов ЕС. На перспективу до 2015 года можно принять для Германии среднегодовой темп роста ВВП в размере до 2,6 %, промышленного производства – 1,8 %.  
Во Франции долгосрочный «исторический» темп роста ВВП был ниже, чем в Германии и Соединенных Штатах. В последние годы, однако, Франции удалось несколько приблизиться к США по динамике этого показателя. Вместе с тем на перспективу до 2015-го, как мне представляется, вряд ли целесообразно исходить для этой страны из среднегодовых темпов роста ВВП и промышленности, превышающих соответственно 2,5 и 1,2 %.  
Весьма необычные и интересные вещи происходят с показателями экономического роста Великобритании. В течение многих десятилетий ее экономика развивалась заметно медленнее экономик других ведущих капиталистических стран. В Европе даже появился термин «английская болезнь». Однако после либеральных реформ Маргарет Тэтчер страна заметно ускорила свой экономический рост, и в 1980-е годы среднегодовой прирост ВВП Великобритании (2,7%) был выше, чем в Германии, Франции и США. В последние годы темпы роста экономики Великобритании замедлились и были ниже, нежели в Соединенных Штатах, но выше, чем в Германии, Италии, Франции и Японии. В западной прессе стали всерьез рассматривать перспективы того, что Великобритания обгонит Францию по объему ВВП. Но на период до 2015-го, думаю, можно исходить из среднегодовых темпов роста ВВП Великобритании в 2,4 %, ее промышленного производства в 1,1 %, т. е. не более высоких, чем во Франции.  
Прогноз по главным странам Западной Европы позволяет сделать ориентировочные оценки возможных темпов роста ВВП и промышленности по всему Западно-Европейскому региону. Среднегодовой прирост ВВП Западной Европы до 2015 года составит порядка 2,5 %, промышленного производства – 1,7 %.  
При этом, похоже, западноевропейская экономика будет расти до 2015-го несколько медленнее, чем американская. Экономические позиции Западной Европы после долгого периода их относительного усиления в последние два-три десятилетия стали ослабевать по сравнению с позициями США. Сегодня нет оснований полагать, что за ближайшее десятилетие эта тенденция изменится. В Соединенных Штатах более низкая норма налогообложения, ниже, чем в Западной Европе, норма накопления и норма безработицы, более высокая конкурентоспособность. США имеют более сильные позиции в области выпуска высокотехнологичной продукции, инновационной активности и инфраструктуры научно-технического прогресса, что будет в значительной мере определять экономический рост и лицо экономики любой развитой страны в начале ХХI века. Традиционно Соединенные Штаты превосходят Западную Европу по широте и риску предпринимательской активности.

Ориентировочное сопоставление ВВП и объемов  промышленного производства во всех сравниваемых странах показывает, что  к 2015 году Россия не достигнет тех  соотношений по ВВП с США, которые  она имела в 1913 году, но заметно приблизится к Германии и превзойдет Великобританию и Францию. Отставание от США будет значительным и сохранится надолго.  
Доля России в мировом ВВП в 2000 году была равна всего 2,1 %, (в 1913 году в современных границах – 6,2 %), соотношение ВВП России к ВВП всего Западно-Европейского региона составляло в 2003-м году 12,5 % (в 1913 году – 18 %). В 2015 году доля России в мировом ВВП будет равна почти 3 %, а соотношение ВВП России и всей Западной Европы составит порядка 17 %. Доля России в мировом ВВП в 2015-м будет, как минимум, вдвое меньше, чем в 1913-м. Станет меньше доля нашей страны и в мировом промышленном производстве. По оценке ИМЭМО РАН, доля России в современных границах в мировом промышленном производстве в 1913 году была равна 8,9 %, в 2000-м – 4,4 %, в 2015 году она вряд ли намного превысит 5 %, что заметно меньше, чем в 1913-м. Никогда еще за несколько последних столетий Россия не имела таких низких показателей по сравнению как с мировым ВВП, так и с ВВП ведущих стран Европы.  
Таким образом, за более чем вековой период не повысится доля нашей страны в мировой экономике, ее важнейшие макроэкономические показатели не вырастут относительно уровня США. Тем не менее экономически Россия в перспективе неизбежно будет сильным государством, займет по размерам ВВП первое место в Европе и пятое-шестое место в мире.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

В данной работе был рассмотрен вопрос места  и роли России в мировой экономике.Исходя из всего вышеизложенного можно  сделать некоторые основные выводы:

- Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.

- После  распада СССР позиции России  в мировой экономике ухудшились

-Важное значение, с точки зрения перспектив России на мировой экономической арене, имеет конкурентоспособность отдельных отраслей и видов производства

-Отрицательное  воздействие на конкурентоспособность  российской продукции оказывают:  недостаточная инновационная активность, технологическое отставание от промышленно развитых стран; относительно низкая производительность труда; высокая энергоемкость производства; физический и моральный износ оборудования; бюрократизация и криминализация экономики.

Информация о работе Место и роль России в мировой экономике