Место и роль экономической безопасности в системе национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:41, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;

Оглавление

Введение
Глава 1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности
1.2. Концепция национальной безопасности
Глава 2. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики
Глава 3. Анализ основных показателей экономической безопасности России
3.1. Валовой внутренний продукт
3.2. Демографические показатели
3.3. Уровень преступности
3.4. Индикаторы уровня жизни населения
3.5. Энергетическая безопасность
3.6. Внешнеэкономическая деятельность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

безопасность и устойчивость экон системммгаля.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Однако  надо иметь в виду, что экономическое  развитие не терпит монопольного доминирования. И объективно полицентричная модель глобализации в большей степени  соответствует как реалиям мировой  экономики, так и интересам государств и регионов, не входящих в «золотой миллиард».

России  важно выработать собственное видение  своего места в глобализации, выстроить  соответствующие геостратегические  концепции глобализации. Без концепции  и активной внешнеэкономической  и политической работы страна непременно выдвинется на периферию современного мирового экономического пространства.

Отдельного  рассмотрения требует вопрос о субъектной структуре глобальной экономики. Для  этого необходимо проанализировать:

- процесс  объединения национальных государств в интеграционные союзы;

- транснациональные  капиталы, транснациональные корпорации (ТНК) и банки как их организационно-правовые  формы;

- международные  экономические институты регулирования  и координации.

Экономически  развитые государства и их различные интеграционные образования активно содействуют деятельности транснациональных корпораций, происхождение или базирование которых так или иначе связано с соответствующими национальными интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Эти государства, будучи наиболее влиятельными членами МВФ, ВТО, МБ и других международных экономических институтов, оказывают решающее воздействие на их деятельность. Международные экономические институты в свою очередь, с одной стороны, демонстрируют финансово-экономическую многостороннюю поддержку политики западных держав и прежде всего США; с другой стороны, активно формируют институциональные основы нового экономического миропорядка, в котором доминируют транснациональные капиталы и международные финансовые рынки.

Вопрос  о том, на какой платформе возможно развитие глобализации и как сочетать современный глобализм с идеями многополюсного мира, интересами национальных государств, отдельных регионов, остается открытым.

В условиях образования новых метасубъектов мировой экономики и геополитики новых центров силы, их иерархий и балансов складываются совершенно особые, ранее не проявлявшиеся реалии функционирования национальных государств. Государство становится сильным и ответственным субъектом сохранения национальных интересов страны перед лицом современных региональных союзов и интеграции, ТНК, наднациональных органов международного планирования, регулирования, координации. От понимания этого зависит его место в новых мировых иерархиях, способность защиты политического и экономического суверенитета, его воздействие на международные и внутриполитические процессы. Для России это вдвойне актуально в силу ее совершенно особого геополитического и геостратегического положения, своеобразия исторического периода, переживаемого страной.

Национально-государственные  интересы ведущих стран мира, конкурентные позиции национальных экономик или  их интеграционных союзов, корпоративные  интересы транснациональных компаний продолжают оставаться важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях.

Добровольный  отказ России от преимуществ и  выгод положения второй сверхдержавы мира, одностороннее уклонение от мирового соперничества в геополитических  и геоэкономических системах координат  в первые годы реформирования не столько обеспечило «возвращение в мировое сообщество», сколько понизило статус страны до уровня региональной державы в мировом сообществе. Утверждение России в качестве полноправного члена мирового сообщества, формирование свободных от конфронтации отношений с ведущими странами Запада, ее вхождение в международные экономические организации должны происходить без какого-либо ущемления ее национально-государственных интересов, параллельно с восстановлением ее статуса мировой экономической державы. Все, что противодействует данной стратегии, чревато угрозами и ущербами для экономической безопасности страны. Политика реформ также должна находиться в русле данной стратегии.

Содержание  экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической безопасности.

Методологический  ключ к классификации угроз экономической  безопасности содержится в Государственной  стратегии экономической безопасности (Основные положения).

1.         Увеличение имущественной дифференциации  населения подрывает социальный  мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных  интересов может быть нарушен  в результате:

- расслоения  общества на узкий круг богатых  и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

- увеличения  доли бедных слоев населения  в городе по сравнению с  деревней, что создает социальную  и криминальную напряженность  и почву

 для  широкого распространения относительно  новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.;

- роста  числа безработных, что может  привести к социальным конфликтам;

- задержки  выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий  и т. д.

2.      Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как:

- усиление  топливно-сырьевой направленности  экономики;

- отставание  разведки запасов полезных ископаемых  от их добычи;

- низкая  конкурентоспособность продукции  большинства отечественных предприятий;

- свертывание  производства в жизненно важных  отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

- снижение  результативности, расширение технологического  единства научных исследований  и разработок, распад сложившихся  научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

- завоевание  иностранными фирмами внутреннего  рынка России по многим видам  товаров народного потребления  и медикаментов;

- приобретение  иностранными фирмами российских  предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;

- рост  внешнего долга России и связанное  с этим увеличение расходов  бюджета на его погашение.

3.      Угрозу неравномерности социально-экономического  развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как:

-        объективно существующие различия  в уровне социально-экономического  развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом  отношении районов на фоне  структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;

- нарушение  производственно-технологических связей  между предприятиями отдельных  регионов России;

- увеличение  разрыва в уровне производства  национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4.      Причинами криминализации общества  и хозяйственной деятельности  стали:

- рост  безработицы, поскольку значительная  часть преступлений совершается  лицами, не имеющими постоянного  источника дохода;

- сращивание  части чиновничества государственных  органов с организованной преступностью,  возможность доступа криминальных  структур к управлению определенной  долей производства и их проникновение  в различные властные образования;

- ослабление системы государственного контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Предотвращение  или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

В теоретическом  плане проблема параметров, критериев  и индикаторов (показателей) экономической  безопасности во многом связана с  результатами функционирования экономики  в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.

Параметрами макроэкономической деятельности принято называть те переменные, которые характеризуют тот или иной вариант макроэкономической политики государства (политика регулирования спроса либо предложения; в рамках политики регулирования спроса - кредитно-денежная политика валютного курса, бюджетно-налоговая, таможенная политика).

В области  кредитно-денежной политики — это  количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой политики - это налоговые ставки, количество налогов, правительственные расходы, правительственные субсидии, величина бюджетного дефицита. Эти параметры могут быть весьма жесткими в критические периоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговой - с ограничением правительственных расходов, уровнем налогообложения.

Обычно  различные виды макроэкономической политики альтернативны по степени жесткости: к примеру, мягкая кредитно-денежная и жесткая бюджетно-налоговая, или наоборот. Удвоенная жесткость политики приводит к тому, что экономика испытывает двойной шок, и в рамках регулирования спроса трудно уравновесить его последствия.

К сожалению, такое положение сложилось на старте рыночных реформ в России. Сверхжесткая политика денежного предложения, с  последствиями которой страна не может справиться до сих пор, проводилась  параллельно со сверхжесткой бюджетно-налоговой  политикой, в ходе которой беспрецедентный взлет налогового бремени сочетался с единовременным сбросом правительственных расходов. Игнорирование в процессе подбора параметров макроэкономической политики соображений экономической безопасности и привело к тому, что за 10 лет реформ страна не преодолела последствия системного кризиса.

Наиболее  эффективно результаты функционирования экономики оцениваются тремя  общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это исходные параметры, на основе которых с различной степенью детализации и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно развернуть достаточно представительную систему показателей.

Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших  балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина внутреннего госдолга, внешняя  задолженность.

Следует подчеркнуть, что игнорирование стандартных зависимостей параметров экономической политики, пороговых критериев безопасности, показателей экономической динамики, в конечном счете, и привело к событиям августа 1998 г., когда страна оказалась фактически в состоянии финансового дефолта.

На основе перечисленных критериев формируется  примерный перечень параметров пороговых  значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать  ее состояние и динамику, оказывать  управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:

- динамику  и структуру валового внутреннего  продукта, объемы и темпы промышленного  производства, отраслевую и региональную  структуру хозяйства и динамику  отдельных отраслей, капитальные  вложения и т. д.;

- состояние  природно-ресурсного, производственного  и научно-технического потенциалов  страны;

- способность  хозяйственного механизма адаптироваться  к меняющимся внутренним и  внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т. п.);

- степень  развития финансово-бюджетной и  кредитной систем;

- качество  жизни населения (валовой внутренний  продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.

Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих  объективно и комплексно оценить уровень обеспечения экономической безопасности не только страны в целом, но и каждого региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Место и роль экономической безопасности в системе национальной безопасности