Меры прямого и косвенного воздействия государства на экономику конкретной страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:48, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает социально незащищенные слои населения.

Оглавление

Необходимость государственного регулирования экономики страны………………………………………………………………………………………………………………………………7
основные функции государства……………………………………………………………………4
Условия и предпосылки государственного вмешательства……7
Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны………8
Виды политики государственного регулирования…………………………9

Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Копия контрольная работа Гос-ое регулирование экономики.doc

— 69.00 Кб (Скачать)


13

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

 

Кафедра «Экономика и управление химико-лесным комплексом»

 

Специальность «Финансы и кредит»

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

Тема: «Меры прямого и косвенного воздействия государства на экономику конкретной страны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011 г.

 

 

 

План

Необходимость государственного регулирования экономики страны………………………………………………………………………………………………………………………………7

основные функции государства……………………………………………………………………4

Условия и предпосылки государственного вмешательства……7

Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны………8

Виды политики государственного регулирования…………………………9

 

Список использованной литературы………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимость государственного регулирования экономики страны

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает социально незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего порядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а иногда и не компетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы, тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

На государство возлагаются следующие основные функции:

1.      Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д.  При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2.      Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику в целом.

3.      Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимается устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном  уровне основные макроэкономические показатели: объем ВНП и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и другое. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает следующие последствия:

-снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы;

-отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;

-девальвация валюты, что в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;

-обесценение сбережений граждан;

-снижение инвестиционной активности и прочее.

 

Даже из одного этого перечня можно сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации и подъема экономики страны.

4.      Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработицы, различных видов помощи для малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5.      Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели – это хозяева; рынок – их агент, а предприятие – их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

6.      Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

Условия и предпосылки государственного вмешательства

Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут как позитивные, так и негативными. Условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности; социальная напряженность в обществе; негативные явления в экономике( спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, дефицит бюджета и т.д); ухудшение окружающей среды и т.п.

Безработица является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Естественным уровнем  считается 4-6% численности рабочей силы. Только в том случае, если она начинает превышать свой естественный уровень, государство должно вмешиваться в регулирование безработицы.

Инфляция – повышение общего уровня цен на товары и услуги, как явление оно более сложное, чем безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. Поэтому до определенного уровня она не представляет серьезной опасности. Государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла выйти из под его контроля.

Дефицит бюджета – это превышение расходов государства над его доходами. Если образовался большой дефицит, то это не совсем нормальное явление, и необходимо разобраться, почему это произошло, и не допускать впредь таких явлений.

 

Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны

Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а так же путем проведения определенной экономической политики. В любом случае государство должно придерживаться основного правила: так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисные явления.

Основными экономическими рычагами, которые использует государство для регулирования экономики, являются налоги, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные методы должны использоваться государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Например, охрана окружающей среды; сертификация, стандартизация; социальная политика; внешнеэкономическая деятельность (лицензирование экспорта, контроль над импортом).

 

Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие виды политики, которые оно использует при реализации в комплексе как экономические, так и административные методы.

Фискальная политика государства – регулирование экономики посредством системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления. Такая политика государства в первую очередь направлена на сглаживание экономических колебаний. При помощи только этой политики государство не может выполнять свои функции без проведения соответствующей финансово-кредитной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса.

Финансово-кредитная политика – целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. Суть этой политики в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский и инвестиционный спрос. Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам. Бюджетная и кредитно-денежная политика должна проводиться государством совместно и сбалансировано, потому как только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

Научно-техническая политика подразумевает целую систему целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство. Для осуществления единой научно-технической политики государство использует ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки, защита конкуренции, осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики и др.

Амортизационная политика является составной частью общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер производства и в первую очередь скорость обновления основных фондов. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.

Инвестиционная политика является важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность  и экономику страны. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

В условиях перехода к рыночной экономике основными задачами являются освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, при которых частный сектор в экономике был бы заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. Государство всегда должно помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.

Государственно предпринимательство является важнейшей формой прямого вторжения государства в экономику. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. Государственное предпринимательство особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но их развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(транспорт, связь, энергетика).

Планирование и регулирование. Прогнозирование, планирование, и регулирование являются важнейшими рычагами государства по управлению экономикой страны. На смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливались заранее заданная производственная программа и потребители, приходит так называемое индикативное планирование. Его сущность заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы и др.

Информация о работе Меры прямого и косвенного воздействия государства на экономику конкретной страны